Васильев Павел Александрович


ВАСИ́ЛЬЕВ Павел Александрович [7.8.1929, д. Троши Новоржевского р-на Псковской обл. - 10.5.1990, Л-д] - прозаик.

С детства жил в Л-де, поступил в школу, весной 1941 выехал в псковскую деревню к родным и с началом войны оказался на оккупированной территории. Провел в оккупации 3 года, видел борьбу партизан с захватчиками, расстрелы стариков и детей, был свидетелем того, как отказавшихся переселиться за резервную линию обороны «Пантера» гитлеровцы уничтожали целыми деревнями. Жил в оккупации до марта 1944, после освобождения Псковского края вернулся в Л-д, где удалось разыскать родителей. В 1947–51 учился в судостроительном техникуме, затем в Лен. ин-те связи им. Бонч-Бруевича. В 1955 окончил электротехнический ин-т им. В. И. Ульянова (Ленина). Работал в НИИ; в 1972 защитил канд. дис. Автор восьми изобретений, нескольких науч. работ. С 1973 ― старший науч. сотрудник ЦНИИ «Морфизприбор».

К лит. тв-ву обратился из потребности рассказать о жестоких картинах войны, о том, что волновало и мучило. Занимался в лит. кружке при Лениздате. Перв. публикация - рассказ « Парень в кепке » в сб. молодых авторов «Начало пути» (1960). Рассказы, повести печ. в сб. «Точка опоры» и «Молодой Л-д», в ж-лах «Аврора», «Нева», «Звезда», «Огонек», «Работница», «Крестьянка», «Костер». Перв. кн. ― « Парень в кепке » ― вышла в 1971, впоследствии В. изд. еще 12 кн. повестей и рассказов. По сценарию В. снята кинокартина « Кадкина всякий знает » («Ленфильм», 1977).

Принят в СП СССР в 1976 (по рекоменд. К. Курбатова, В. Козлова, Р. Погодина).

Перв. произведения В. воссоздают страшные и героич. картины оккупации. В. рассказывает о том, чему сам был свидетелем. Кончина его прабабушки, кот. немцы сожгли живьем в 1943, описана в повести « Выбор ». Мужество, несгибаемая воля народа воплощены в образе Ивана Реброва - героя повести « Ребров » (1972), прообразом кот. послужил дядя писателя. Для Реброва, перенесшего немало тягот и до войны, с приходом немцев невыносимо положение раба на собств. земле, и он становится участником сопротивления. Детективный сюжет повести « От прямого и обратного » - не самоцель, а возможность психологич. раскрытия судьбы человека, ставшего предателем. Писателя интересуют истоки падения человека. Остродраматичны воен. рассказы « Весной, после снега», «Пятый рот ».

Гл. вопрос, кот. задаются мн. герои В., - смысл человеч. существования, смысл страданий: «За что жизнь меня так?», «Зачем человеку дается жизнь?» Ответ писатель находит в гуманистическом принципе: «Надо жить для людей, для добра» (« От прямого и обратного »).

Критики отмечают точный, образный язык прозы В. Среди ее достоинств - достоверность, «неожиданность ситуации, композиционного поворота... умение автора проследить за внутренней логикой развития характера… русского характера» (В. Веселов). Пейзажи В. психологичны, «очеловечены», связаны с развитием сюжета. «Острое, чуткое восприятие жизни имеет глубокие корни, оно питаемо не поверхностным, не книжным знанием» (Е. Кутузов). Худож. дар В. называли «светлым талантом» (С. Воронин).

Сб. « Весной, после снега » (1972) - поэтическая, чистая кн. «о замечательных людях, сильных духом своим, традициями, любовным отношением к родине, к земле, к труду» (Е. Кутузов). Повесть « Веселыми и светлыми глазами » из одноименного сб. (1981) - о молодом специалисте, создающем электронные приборы для подводных лодок. Как и др. произведения В. из этой кн., она напис. «легко и прозрачно, с юмором и влюбленностью в людей, кот. самозабвенно делают свое дело» (К. Курбатов).

«Сберегли ли мы в сохранности все самое хорошее, завоеванное такими страданиями, лишениями, каких не ведал в мире никто?» - спрашивает герой повести « Судома-гора » (1982) друга воен. детства, с кот. не виделся 40 лет. Это одновременно и вопрос автора к своему поколению, к самому себе. Нравств. проблемы ставятся и в др. рассказах кн.: « По деревне шла и пела», «Фокус-покус», «Небольшая история ».

Сб. « Турухтанные острова » (1986), куда вошли повести « Машина времени », « Задача из теории вероятностей », посвящ. жизни ученых, сложным проблемам взаимоотношений в науч. коллективах, неординарным характерам. Глубокое знание жизненного мат-ла определено тем, что автор много лет работал в науч. учреждениях.

Незадолго до своей кончины, в нач. 1990-го, В. представил в изд-во «Сов. писатель» роман « Страсти по Ивану », но по финансовым причинам кн. не вышла.

Рассказы и повести писателя «и о деревне, и о городе, и о школе, и о детстве, и о любви, и о старости объединяет авторское чувство доброты к честным трудовым людям» (С. Воронин).

Соч.: Парень в кепке. Л., 1971; Весной, после снега. Л., 1972; Задача с двумя неизвестными. Л., 1975; Фронт рядом. Л., 1977; Веселыми и светлыми глазами. Л., 1981; Выбор. Л., 1981; Судома-гора. Л., 1982; Солнечный день. Л., 1982; Ребров [и др. повести]. Л., 1984; Ступенька. Л., 1985; Турухтанные острова. Л., 1986; Жили-были рыбки: Сказка. Л., 1987; Нежданно-негаданно. Л., 1989.

Лит.: Кутузов Е. Приглашение к радости // Аврора. 1973. № 9; Веселов В. Первая книга // Молодой Л-д. Л., 1973; Воронин С. Сберегли ли мы все... // Нева. 1982. № 9; Воронин С. Книги Павла Васильева // Васильев П. Ребров [и др. повести]. Л., 1984; Курбатов К. Парень в кепке: К 60-летию Павла Васильева // О лит-ре для детей. Л., 1989. Вып. 32.

А. Любомудров

  • Васильев Павел Александрович