Васильев Сергей Дмитриевич


ВАСИ́ЛЬЕВ Сергей Дмитриевич [22.10(4.11).1900, М. - 16.12.1959, М., похоронен на Новодевичьем кладб.] - сценарист, режиссер, актер.

Родился в семье начальника военного архива Дмитрия Васильевича Васильева, служившего под началом генерала Скобелева во время Русско-турецкой войны 1877–78.

Начал учиться в Керченской гимназии (1908), затем, после переезда семьи, продолжил учебу в Петерб. гимназии Петра Первого (1910). Прервав учебу, ушел добровольцем в действующую армию, где служил несколько лет (1915–17), после вступил в Красную гвардию (1917) и активно участвовал в рев. событиях в Пг. Во время Гражданской войны находился на различных должностях, в частности, командовал эскадроном, был сотрудником Штаба внутренней обороны Пг., служил в Одесском Губвоенкомате (1918–20).

Поступив в Ин-т экранного искусства (1921), одновременно с учебой выполнял временные воен. работы. Окончив учебный курс (1924), был сначала редактором, позднее редактором-монтажером моск. отделения лен. киностудии «Севзапкино» (1924–28). Некоторое время также как и Г. Н. Васильев , а затем вместе с ним занимался перемонтажом зарубежных и отеч. лент. Совместный опыт был обобщен не только в учебной картине « Азбука монтажа », но и в книге, написанной В., кот. первоначально имела то же название, однако вышла в свет под заглавием « Монтаж кинокартины » (1929). Впоследствии читал лекции по монтажу на режиссерских курсах при Лен. кинофабрике (1930). Пробовал свои силы и как киносценарист, однако сценарии « Долг » («Ровно в семь», 1929), и « Последний рыцарь Веры Холодной » (около 1930), напис. в этот период, так и остались невоплощенными на экране.

Почти невозможно перечислить все многочисленные должности, занимаемые В. и выполняемые им обществ. нагрузки. Тем не менее, следует упомянуть, что во время Великой Отеч. войны он был худ. руководителем Центр. Объединенной Киностудии (ЦОКС) в Алма-Ате (1943–44), где работали эвакуированные кинематографисты разных киностудий, а затем худ. руководителем (1944–46) и директором киностудии «Ленфильм» (1955–57).

Возглавлял ЛО СК СССР .

До 1946 все фильмы сняты совм. с Г. Н. Васильевым по сценариям, написанным в соавторстве.

Заслуж. деятель искусств РСФСР ( 1940 ), народный артист СССР (5.6. 1948 ). Лауреат двух Сталинских премий I степ. - 1941 - за фильм «Чапаев» ( 1934 ), 1942 - за 1-ю серию фильма «Оборона Царицына» ( 1941 ). Награжден двумя орденами Ленина (1935, 1950), орденом Трудового Красного Знамени ( 1954 ), орденом Красной Звезды (1944), медалью «За доблестный труд в Великой Отеч. войне 1941–45 гг.» (1945). Первая премия «Серебряный кубок» на МКФ в М. (1935, фильм «Чапаев» ). Гран-при и диплом на Междунар. выставке в Париже (1937, фильм «Чапаев» ). Бронзовая медаль на МКФ в Венеции (1946, фильм «Чапаев» ). Лучший режиссёр Каннского кинофестиваля ( 1955 ) - за фильм «Герои Шипки» (сам фильм номинировался на Золотую пальмовую ветвь )

Как актёр сыграл в фильмах « Дворец и крепость » (1923), « Красные партизаны » (1924), « Степан Халтурин » (1925), « Чапаев » (1934).

Как режиссёр и сценарист работал над фильмами: «Азбука монтажа» (1926, учебный, реж. совм. с Г. Васильевым), «Турбина № 3» (1927, перемонтаж совм. с Г. Васильевым), «Кафе Фанкони» (1927, перемонтаж совм. с Г. Васильевым), «Подвиг во льдах» (1928, докум., режиссер-монтажер совм. с Г. Васильевым), « Долг (Ровно в семь) » (1929, сценарист), « Последний рыцарь Веры Холодной » (1930, сценарист), « Спящая красавица » (1930, реж. совм. с Г. Васильевым, сценарий - В. совм. с Г. Васильевым и Г. Александровым), «Личное дело» («Тревожные гудки») (1932, реж. совм. с Г. Васильевым), « Чапаев » (1934, реж.-постановщик совм. с Г. Васильевым, сорежиссер Ю. Музыкант, сценарий совм. с Г. Васильевым), « Волочаевские дни » (1938, реж. совм. с Г. Васильевым, сореж. Ю. Музыкант, сценарий совм. с Г. Васильевым), « Оборона Царицына » (1-я серия, 1942, реж. совм. с Г. Васильевым, сценарий совм. с Г. Васильевым), «Оборона Царицына» (2-я серия, 1942, фильм на экраны не вышел, реж. совм. с Г. Васильевым, сценарий совм. с Г. Васильевым), « Фронт » (1943, реж. совм. с Г. Васильевым, сценарий совм. с Г. Васильевым), « Наши песни » (1950, фильм не закончен), « Герои Шипки » (1954, реж.-пост.), « В дни Октября » (1958, реж.-постан., сценарий совм. с Н. Оттеном), « Пиковая дама » (1960, сценарий совм. с Г. Васильевым, П. Вейсбремом, Р. Тихомировым, Б. Ярустовским).

Кинорежиссёры «братья Васильевы» на самом деле однофамильцы. Псевдоним родился после того, как это словосочетание иронически употребил в одной из статей (1928) критик В. Б. Шкловский. Сами режиссёры впервые выступили под этим псевд. в 1932, поставив его в титрах фильма «Личное дело».

Первая жена - актриса Наталья Васильева (1902–31), трагически погибшая. Вторая жена - актриса Варвара Мясникова (Анка-пулемётчица в «Чапаеве»). В 1947 супруги расстались. В 1955 женился на актрисе Галине Водяницкой (Зоя Космодемьянская в фильме «Зоя»).

Умер в Центр. клинической больнице М. Похоронен рядом с Г. Н. Васильевым.

Соч.: Чапай / в соавт. с Г. Васильевым // Лит. современник. 1933. № 9 (Драматургия кино. М., 1935); Дальний Восток / в соавт. с Г. Васильевым. Л.-М., 1937; Киносценарии / в соавт. с Г. Васильевым. М., 1950.

Лит.: Братья Васильевы: Жизнь и творчество. М.: Бюро пропаганды сов. киноискусства, 1978; Соч.: Чапай / в соавт. с С. Васильевым // Лит. современник. 1933. № 9 (Драматургия кино. М., 1935); Дальний Восток / в соавт. с С. Васильевым. Л.-М., 1937; Киносценарии / в соавт. с С. Васильевым. М., 1950.

Евг. Перемышлев

  • Васильев Сергей Дмитриевич