Важинская Ирина Николаевна
ВАЖИ́НСКАЯ Ирина Николаевна [29.4.1960, г. Харцызск Донецкой обл., Украина - 7.2.2015, СПб., похоронена на Киновеевском кладб. СПб.] - поэт, критик, искусствовед.
Родилась в семье служащих. Отец - капитан рыболовецкого флота, затем работал инженером. Прадеды по линии отца происходили из казачьих родов Макаровых и Хворостьяновых, проживавших в станице Покрово-Киреево южнее Сев. Донца. «Отец рассказывал, что назвали меня в честь моей прабабушки - донской казачки Арины Макаровой. Мой прапрадед Александр Хворостьянов 25 лет отдал службе на Русском императорском флоте и погиб в 1905 году в Цусимском сражении, прадед Тимофей Важинский пришёл с Германской (Первой Мировой) войны георгиевским кавалером. Оба моих деда защищали Родину во время Великой Отечественной войны: Григорий Шевцов был тяжело ранен в Сталинградской битве, награждён орденом Красного Знамени, дошёл до Берлина и вернулся домой с победой; а Григорий Важинский погиб 29-летним в звании комбата при освобождении Севастополя в 1944 году - на него-то я и похожа, как две капли воды» (Автобиография. 2007). Мать В. была вокалисткой в Краснодарском муз. училище, но не сделала карьеру певицы, а занялась товароведением. Прадеды по линии матери происходили из казаков станицы Старо-Щербиновская, что недалеко от Ейска Краснодарского края. «Мама вспоминала, что в 1920-е годы у моего прадеда Михаила Куксы была немалая семья – жена Анна да пятеро детей, крепкое хозяйство, в кот. все трудились, не покладая рук, помогали им два работника, что жили в семье со всеми вместе. Но в начале 1930-х годов многие жизни в тех краях унёс голодомор: кто погиб от голода, кто был репрессирован. По распоряжению властей в 1933 году Михаила и Анну схватили и держали в тюрьме до тех пор, пока они не умерли от побоев и голода. Изъеденные крысами, они так и не были похоронены по-христиански, а сброшены в общую яму. Детей распределили по детдомам, а хозяйство разорили…». Отголоски трагич. событий истории России XX в. нашли отражение в стих. «Вновь полоса грозовых бед прошла…», «Снова в воздухе запах - то крови, то хлеба…»
«Родилась я в маленьком провинциальном городке, кот., однако, имеет свою интересную историю, и даже попал на страницы писем А. П. Чехова и рассказа И. А. Бунина “На чужой стороне”. Трёх месяцев от роду родители увезли меня из южных широт в северные. Рыболовецкое судно отца было приписано к порту Калининград. Первые месяцы своей маленькой жизни (почти до года) я провела в морском экипаже на корабле с грозным названием “Бугуруслан”. И, наверное, уже тогда была вовлечена в ритмы этого мира, вслушиваясь в шум набегающих на пристань волн». Детство В. прошло в Калининграде. С 1980 жила в Л-де (СПб.).
Стихи начала пис. со школьных лет, но серьёзно занялась поэзией в нач. 1980-х. В это время закончила театр. студию В. Фильштинского при ДК 1-й Пятилетки, в теч. 5 лет (1982–87) играла в театре «Перекрёсток». Для спектакля «Дорога» по пьесам А. Островского напис. цикл стих.: «Балаганчик», «Пьеро», «Отголоски» (сб. «Хлопоты». СПб.: Борей-ART, 1996). Стих. «Дорога» (1984) - перв. публикация в театр. программке одноимённого спектакля театра «Перекрёсток».
В 1985 закончила Высшее инженерно-морское училище им. адмирала С. О. Макарова. Работала в НИИ Морского флота «Ленморниипроект», продолжая заниматься театром и поэзией. Морская тема нашла отражение в цикле «Херсонес», стих. «Море», «Мы расставались навсегда…» , рассказе «Ялта». С 1987 работала экскурсоводом в Гос. музее истории Л-да, затем науч. сотрудником Гос. музея полит. истории России.
Перв. публикации в периодике - ж. для поэтов «Мансарда», 1992, № 1, Царское Село, в лит. газ. «Алло», 1992, № 3 (9), СПб. В 1993 стала участницей XX-й Конференции молодых писателей Северо-Запада, семинар В. Кузнецова и И. Сергеевой. В 1995 закончила ист. фак-т СПбГУ, специализировалась по англо-французским худож. связям эпохи романтизма.
Перв. кн. стих. «Белое и голубое» вышла в 1996 в изд-ве Борей-ART. Испытала влияние поэзии А. Ахматовой и А. Блока, что ощущается в стих. «Предчувствие зимы», «Февраль на Каменоостровском», «Будет вечер в тот час фиолетов…», «Запомнила навек его шаги…». Но уже в поэме «Белое и голубое» (1983) видны попытки обретения собств. поэтич. яз. Поэзии В. присущи музыкальность, прозрачность и глубина образов, построенных на ярких сравнениях и метафорах, кот. не перегружают собой ткань стиха, а делают её концентрированной и насыщенной благодаря точному худож. отбору.
В кн. «Белое и голубое» намечены темы, кот. стали ведущими в тв-ве В. в последующие годы: «Чувствуя с городом этим живое родство, / В душу впускаю осенних рассветов туманы, / А по весне – беспокойство и смуту его». Лирич. тема насыщена остротой юношеского максимализма: «О белый подоконник ливень бился, / Сирень роняла влажные цветы. / День, точно от любви несчастной спился, - / Шатались в нём деревья и мосты». Лейтмотивом кн. стала тема обновления, начала пути: «На город снизошёл чистейший снег, / И то, что суждено, пока молчало…»; «Повеет свежестью растаявшего снега. / Что было раньше – слово или дело? / Всё начинается… От Ноева ковчега / На Божий свет голубка полетела».
Во втор. кн. стих. «Времена года» (1999) В. отражает состояние душевного неустройства в совр. мире, кот. может быть одухотворён живой поэзией. В периодике критики отмечали характерные черты поэзии В.: «Свободное владение словом, светлые и точные, порой неожиданные образы любимого города, тонкая, как бы приглушённая любовная лирика – таковы несомненные достоинства поэзии автора» (Книжный вестник. СПб., 1999. № 5/8).
В лирич. стихах В. («Всё снега заметают – природа за нас…», «Волшебны синих сумерек шаги…», «Река дождя» ) нет открытого любовного чувства: едва уловимые движения души лишь угадываются в созвучном ей окружающем мире: «Ты, сердце неразумное, терпи, / Когда я улыбнусь ему вослед. / Качается фонарик на цепи… / И лёгкий не находится ответ». Лирика В. насыщена размышлениями над вечными, сущностными вопросами бытия («Зазеркалье», «Неопределённое время», «Деревья», «Душа» ). Отношение к этим вопросам позволило автору выявить подлинность собств. поэтич. языка, лексики, особенности образной системы, обрести индивидуальную интонацию. В стих. о природе («Август», «Комарово», «В парке» ) В. раскрывается «как тонкий пейзажный лирик, чьи душевные переживания сливаются с состоянием природы, временем года: “Август грозóвый – прощальная музыка лета. / Травы в суставах надломлены тяжестью соков…”» (Б. Земляной. Сердец живая перекличка // Лит. Петербург. 2009. № 86). Однако через состояние природы поэт отражает не только личные переживания, но и сопереживание чужой боли: «Пруды осенние темны и тяжелы, / Как взоры брошенных детей и стариков»; «Еле слышно журчащий ручей / И весны неприметный наряд / О сиротстве земли говорят. / И сердечная боль за родных, / За Отчизну – в молитвах моих».
В 1999 В. приняла участие в XXIII Конференции молодых писателей Северо-Запада, семинар Ю. Шестакова и И. Маляровой. В том же году начала заниматься в мастерской Ю. Шестакова при СПб. отд. СП России. В 2000 стала лауреатом регионального конкурса «Светлые стихи поэтов СПб. – 2000». В 2003 принята в члены СП России. В том же году за заслуги в обл. культуры награждена медалью «В память 300-летия СПб.». В 2004 защитила канд. дис. по теме « История формирования худож. коллекций в ВеликобританииXVI–XVII вв. », перешла в ГРМ, где работла ст. науч. сотрудником отдела народного искусства.
Во вст. ст. к третьей кн. «Меж тьмой и светом» (2003) Е. Жабинковская писала: «Новую книгу стихотворений Ирины Важинской отличает возросший уровень мастерства, музыкальность, лиричность и особое ощущение времени. Прошлое не просто перетекает в настоящее, но и незримо присутствует в нём - незримо для обычного глаза, но открыто для поэтического видения». Тема историч. пути России, боль за судьбу Отечества, размышления о духовных основах жизни, укоренённых в православной вере нашли отражение в стих. «Отсыревший, сквозной березняк…», «Станция Дно. Весна», в циклах «Холомки», «Церковичи». Образ СПб. становится у В. многослойным, предстаёт в неск. пространственно-временных измерениях. Это и северная столица, в кот. «Имперский дух витает над Невою: / Исаакиевский купол, как державу, / И, словно скипетр, шпиль Адмиралтейства / Вознёс он созиданию во славу…». Это и город мистич. прозрений, где «Над глубоким колодцем двора - / Неба пламенного икона. / Горний свет пробивается вниз… / Где мерцая на панцире плит, / Фонаря световое пятно / Будто с небом из тьмы говорит». В любовной лирике В. латентный огонь обжигающего чувства притягивает своей потаённой глубиной: «И взгляд, и притяжение в пространстве. / Лишь тонкая преграда отчужденья / Могла ещё теченье удержать / В простом согласье разума и чувства. / Пока ещё… / Но грозно подступала / Глубокая, тревожная вода». И лишь на пределе разлуки этот огонь становится явным, обнаруживая себя в полной мере: «А я тебя окликнуть не могу, / Лишь безнадёжно вскидываю руки / И рыбой, бьющейся на берегу, / Хватаю воздух счастья и разлуки».
Наиболее значимые публикации нач. 2000-х: в антол. «Антология петерб. поэзии нач. XXI в.» (2005), «Жизнь жительствует…» (2009), «Точка отсчёта» (2010); в ж. «Нева» (2006. № 3), «Родная Ладога» (2011. № 2); в альм. «Петерб. строфы» (2009–12), «Сфинкс» (2010), «Рог Борея» (2011), «Сев. цветы» (2012) и др. В стих. этого периода В. создаёт духовно-смысловое пространство, кот. отображает индивидуальный опыт в поисках смысла бытия, в обретении себя, в осмыслении значимости поэтич. слова.
С сер. 2000-х пишет неск. рассказов в жанре путевых заметок: «Родники», «Крестики-нолики», «Ялта», «Обетованный берег», «Первая пристань», «А в памяти осталась вся Россия», «Остановившееся небо». В 2009–10 обращается к жанру лит. критики, пишет ст., посвящ. совр. петерб. поэзии: «Гармоническая алгебра», «Мгновеньем заострённое пространство», «Поэзия синтеза»; издаёт кн. литературоведческих ст. «Розовое пламя» (2010). Последней крупной работой В. стало составление сборника памяти друга и учителя, Ю.М. Шестакова «Зеркало памяти» (СПб., 2015).
Соч.: Белое и голубое. СПб., 1996; Времена года. СПб., 1999; Меж тьмой и светом. СПб., 2003; Обетованный берег. Ялта: Путевые заметки // Душа на рифму не глядит. СПб., 2004; Крестики-нолики. Маргарита. Гроза // Душа на рифму не глядит. Вып. 2. СПб., 2005; Далёкий звон: Путевые очерки // Всерусский собор. 2005. № 1; Родники // Всерусский собор. 2005. № 3; Мгновеньем заострённое пространство // Невский альм. 2009. № 2 (45); Гармоническая алгебра // Гармония. Вып. 5. 2009. № 5; Розовое пламя. СПб., 2010; Поэзия синтеза: Юрий Шестаков // Петерб. лит-ра на рубеже веков: сб. СПб., 2011; Зов нездешней высоты: Стих-я. СПб.: ИПК «Вести», 2013; Скитанья солнечной души: стих-я. СПб.: Родная Ладога, 2014.
Лит.: Кудрявцев А. Зачарован мир вокруг и во мне // Питерbook. 1999. № 4; Времена года И. Важинской // Книжный вестник. 1999. № 5 (8); Морозов В. Свет потаенный. СПб., 2003; Земляной Б. Сердец живая перекличка // Лит. Петербург. 2009. № 86, апр.; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб., 2011; Юрков О. Маленькая, но весомая // Рог Борея. 2014. № 51; Медведев А. Глядя в лицо жизни // Петербургские строфы. СПб., 2014; В расцвете сил [Памяти И. Н. Важинской] // Невский альм. 2015. № 1 (80); Ильина Г. Возвращаясь к себе // http://rospisatel.ru/vazshinskaja.htm ; Старикова Л. От первой встречи до последней // Невский альм. 2015. № 3 (82); Медведев А. Глядя в лицо жизни // Невский альм. 2016. № 1 (87).
А. Кудрявцев