Вдовина Раиса Дмитриевна


ВДО́ВИНА Раиса Дмитриевна [22.6.1933, Л-д - 21.1.2015, СПб.] - поэт, художник.

Мать работала швеей на фабрике им. Володарского, отец мастером на з-де; он оставил семью, когда В. было 4 года. В нач. Великой Отеч. войны, когда детей организованно вывозили из города, В. оказалась в интернате: неск. лет жила в уральской деревне, училась в сельской шко­ле в Челябинской обл.; среднюю школу окончила в Л-де. В 1951 поступила в Ин-т иностр. яз. на английское отд., но со 2-го курса ушла (1953), отдав предпочтение Худож. училищу, кот. тоже не окончила. Поэт и художник всю жизнь соперничали в ее душе; больше везло поэту. В итоге В. окончила заочное отд. Моск. полиграф. ин-та (1966) по специальности книжная графика, параллельно с учебой и после окончания ин-та работала художником-гравером и живописцем на з-де худож. стекла, в переплетном цехе «Печатного двора», художником в военно-мед. музее, в худож.-конструкторском бюро, смотрителем в зоопарке.

Несомненная талантливость и «противоречивость» (так это называлось тогда) первых же поэтич. опытов В. привлекли внимание критики и старших товарищей по ре­меслу; это же породило и серьезные труднос­ти для публикации. Рукопись перв. книги В., представленная в изд-во «Сов. писа­тель», вызвала неоднозначные отзывы. И. Авраменко, отмечая бесспорную одаренность В., строго порицал ее за «непереваренный» поток впечатлений, «непочтительность и цинизм» идеологически не проработанных зарисовок с натуры, излишний драматизм переживаний - непозволительную «растерянность опутанного страстями человека»; а еще за «вызывающе грубый стиль» и непри­крытую искренность - все, что не может «служить коммунистическому воспитанию народа». В качестве образца «цинизма» и «грубости» приводилось стих. « Дед »: крутая судьба де­ревенского предка, одиноко и страшно уми­равшего в поле, на пашне. «Кончался дед как та деревня, / Что в сарафане и в лаптях». Натурализм деревенского быта представлял­ся тогда как «национализм»: изба, «где был чугун с ухватом, / С горшками в молоке пар­ном / И с самоваром тем брюхатым / На красной лавке под окном». «Дед» был напеч. в перв. большой подборке стих. В., с рекомендацией поэта С. Орлова, в газ. «Лит. Россия» (10 дек. 1965), однако впоследствии ни в одну кн. В. не включался.

Очищенная от острых впечатлений и «грубых» подробностей, перв. кн. В. « Зеленые купола » вышла в 1968. Реко­мендуя книгу к изд., С. Ботвинник под­черкивал присущие стихам В. зримость и не­посредственность, своеобразную углова­тость не только образов, но и чувств. Втор. кн. В. « На белом поле » появилась спустя 7 лет. М. Дудин, представляя ее, одобрительно отмечал «опыт познания жизни» и чув­ство сопереживания, кот. делают поэта истинным выразителем времени. Имея в виду трет. кн. В. « Черемуха », Г. Горбовский признавался (во внутренней рец.), что после утомительного чтения многочисленных «нормальных» стихов эта книга - как цели­тельная встреча с тв-вом наст. поэта, воспитанного «городом дивных поэти­ческих традиций»: стихи горячие и красивые, даже когда выглядят угловатыми, как бы не­доработанными, в них поэтические детали «вспыхивают, ударяя нас по глазам и ушам». Художник виден в острой и точной образнос­ти стиха. В то же время, высоко оценивая в целом книгу «Черемуха», критик Н. Банк желает поэту «большей социальной четкос­ти» и определенности «в создании средства­ми лирики картины современного мира».

От книги к кн. В. по-своему прорисовы­вает сюжет, выстраивая свой путь развития личности - в поэтич. восприятии жиз­ни - от романтически возвышенного поиска душевной гармонии к постижению повсед­невной истины, к поэзии обыденного, без вы­соких слов и торжественных эпитетов. Это ощутимо в кн. « Окна насевер » (1985).

Итогом 20-летней работы В. явился сб. « Высокая вода », завершивший в кон. 1980-х не только творческий - ист. период прожитой жизни. Случившийся в стране перелом - социальный и нравст­венный - вывел В. на др. орбиту. С поэтом изначально аполитичным, не знавшим ни модных, ни диссидентских всплесков, дале­ким от трибунных страстей, произошла, ка­залось бы, неожиданная метаморфоза. От безопытной и внесоциальной, «чистой» в своем роде поэзии, где царило высокое чувство единения с природой и городом, В. круто шагнула в жестокий мир новой реаль­ности. Неизменным осталось бескомпро­миссное кредо художника: «Есть высший по­двиг - быть самим собою». Нахлынувший образ жизни, холодной и беспощадной, вдохнул в поэзию В. не столько протест, сколько трезвость представления о жизни в «общедоступном» кругу; взгляд из возрас­та, когда не ждут утешений и не тешатся на­деждой, когда уже нет места для суеты. Три книги посл. лет, изд. тиражом в неск. сот экземпляров,- стихи о поко­лении, кот. новая реальность провела черту за порогом. В них звучит последняя, нескончаемая любовь к жизни во всяком ее проявлении - к самой живой стихии: город ли это - в безликом его районе, с «железны­ми елками» линии электропередач, «ушед­шие» ли с любимой набережной тополя, «меньшие братья» или просто ночные прохо­жие. Любовь на грани катастрофы, попытка противостоять замерзанию чувств с помо­щью странной смеси печального юмора с дерзким высоким стилем, когда темный подвал с бездомными кошками, «узниками прогресса», сквозь боль сострадания видит­ся сродни освенцимской печи. Чувство вины поэт берет на себя. Прежде словно бы замк­нутая душа отважно раскрывается навстречу пугающему существованию, готовая защи­тить слабеющего и сохранить хотя бы Чувство собств. достоинства в человеке.

Член СП СССР (с 1965), впоследствии член СП СПб.

В 2012 стала лауреатом премии «Молодой Петербург», учрежденной одноименным об-вом при СП России и Лит. фондом «Дорога жизни»..

В последние годы проживала в СПб. на Ланском шоссе.

Соч .: Зеленые купола: стихи. Л., 1968; На белом поле: стихи. Л.: Сов. писатель, 1975; Черемуха: стихи. Л.: Сов. писатель, 1980; Окна на север: стихи. Л.: Сов. писатель, 1985; Высокая вода: стихи. Л.: Сов. писатель, 1988; Привычные предметы: стихи. СПб., 1995; Две книги сти­хов. СПб., 1997; Есть бытие: стихи. СПб., 2001; Святая полынь: стихи. СПб., 2007; Ночные стихи. СПб., 2009; «Поэзию любят красивые люди…» / сост. А. Г. Раков. СПб., 2013; Стихи // Созвездия катренов Петербурга / гл. ред. и сост. Н. Н. Бутенко. Т. 3. СПб., 2013; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016.

Лит.: Рожанковская И. Раиса Вдовина: Зеленые купола // День поэзии. Л., 1968; Орлов Вл. Побеги травы // Аврора. 1975. № 2; Малярова И. Всегда те­чет живой ручей // Нева. 1976. № 5; Мазья М. Вкус черемухи... // Смена. 1980. 24 сент.; Банк Н. Дом поэта // Нева. 1980. № 9; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Ходоров А. Глубокие корни // Лен. правда. 1985. 22 окт.; Кононов Н. Поэзия обыкновенного // Нева. 1986. № 4; Цурикова Г. Плести из жизни кружева // Нева. 1996. № 4.

Г. Цурикова

  • Вдовина Раиса Дмитриевна