Вечтомова Елена Андреевна


ВЕЧТÓМОВА Елена Андреевна [13.1.1908, Казань - 1.6.1989, Л-д] - поэт, прозаик, очеркист.

Родившаяся в семье священнослужителей и врачей (отец А. А. Вечтомов - пластический хирург и университетский преподаватель, чьи предки в теч. неск. поколений окормляли церкви уральских приходов, мать - Л. В. Бекенская, ее предки были изгнаны из Варшавы за участие в восстании Тадеуша Костюшко). В. еще в детстве впитала демократич. и бунтарский взгляд на жизнь. Надо вспомнить, что один из дедов-священников В. был исторгнут из лона православной церкви за панихиду по невинно убиенным 9-го января, в «кровавое воскресенье», как «сеющий революционные настроения», т.о. поиски справедливости В. представляются исторически предопределенными. Жизненный опыт развил волю: в сов. время нельзя было вспоминать дворянское происхождение. И, наконец, умение затаиться пригодилось при развитии версии «прибалтийского» происхождению мужа, являвшегося этнич. немцем. В. искала реализации творч. способностей, еще в гимназич. годы играя в театр. студии. УралАПП выдвинул ее в правление ПАПП (Пермская организация). Позже В. вступила в ЛАПП. Участвуя в живгазете «Кузница» пермского гос. ун-та вместе с Евг. Пермяком, В. печатает первые стихи и статьи в альм. Пермского гос. ун-та и газ. «Звезда» (ст. «Курья» и др., июнь 1926). Тогда же лит. опыты познакомили с казавшимся «излишне богемным» Арк. Гайдаром. После бравурного визита юной поэтессы в газ. «Комсомольская правда» к И. Уткину, в «Молодую гвардию» и «Октябрь» и встречи с А. Безыменским в 1927 стихи В. появляются в моск. прессе (Веч. Москва. 1928, сент.). После краткого общения с В. Маяковским на его выступлении в Перми 1 февр. 1928 В. окончательно утвердилась с выбором пути в лит-ре. В 1930-м окончив ист.-филол. фак-т ЛГУ в одной бригаде с О. Берггольц и Н. Молчановым, В. ведет литконсультацию в ж. «Резец» и вливается в лит. процесс Л-да, в т.ч. сотрудничая в ж. «Чиж» и «Ёж». Типография Березина, ж. «Ленинград» и «Перелом» ― по одному столу на редакцию, ГИЗ, Дом печати - лит. котел бурлил. Друзья и коллеги печатались в «Звезде», для публикации в кот. В. и получила от А. Ахматовой стих. «Он, сам себя сравнивший с конским глазом». Несомненно, важным для В.-поэта являлось ощущение себя составляющей лит. движения. Ощущая поэзию и тв-во Н. Тихонова как руководство, В. прислушивалась к его советам и стремилась к совершенству, недоумевая, почему отодвигалась (параллельно с «Торжеством земледелия» Н. Заболоцкого) до 1933 публикация ее стихов в ставшем родным ж. «Звезда».

Встреча с поэтом Юрием Инге (1930) сделала жизнь критичной и активной писательницы еще ярче. Совм. поездки по стране явились почвой для новых тем и стремлений. Будучи борцом по натуре, В. всегда «лезла в самые горячие места», по ее собств. словам. Поэмы и стихи 1930-х ложились на музыку («Хорошая погода» , муз. В. Соловьева-Седого, 1936; « Песня о весне и радости », муз. М. Юдина, 1936), звучали по радио - в радиокомпозициях («Трое в одной лодке», ред. Оскольский и Квитницк ая: песни « Спать », « Темза », « Сборы »; все ― 1935), «Все хорошо, что хорошо кончается», муз. Ж.-Б. Векерлена (1936), появлялись в ж. «Лит. современник» (1934. № 2; 1940. № 1), «Юный пролетарий» (1936. № 2), «Искусство и жизнь» (1941. № 1), «Звезда» (1933. № 1, 5, 6; 1934. № 5) и «Ленинград». Биография В. освещена звездным светом эпохи ― одно поколение и совм. работа с А. Прокофьевым, обэриутами, Вс. Рождественским, Б. Четвериковым, Б. Лихаревым, Н. Брауном и др. Слушая выступления Б. Пастернака в лен. капелле, В. снова и снова постигает величие и силу поэтич. слова.

Яркое непосредственное ощущение поэзии находится в согласии с чувством долга и верой в правильность всего происходящего, кот. вели по пути, официально приветствуемому. Мы знаем, что было с теми, кто пытался противиться партийной линии реализма соц. действительности. В период финской войны В. надевает шинель с буденовкой и собирает мат-л, пишет очерки и стихи во фронтовые газ. Карельского перешейка ― «Нет, мы не только воевали…» (1940) и др.

Вскоре после начала Великой Отеч. войны пришло известие о гибели в Балтийском море мужа, поэта Ю. Инге, при переходе из Таллинна в Кронштадт кораблей КБФ. От эвакуации В. отказалась и вместе с сыном осталась в блокадном Л-де. «Что наше горе, наши беды, / Мы знали, стоя над Невой: / Весь Ленинград - залог победы, / Корабль, готовый выйти в бой» («Награда» . 1945). Читала стихи на радио, в госпиталях, на кораблях, в Доме писателей, готовила к изд. сб. Ю. Инге, печ. в ж-лах. Делала репортажи для газ. «На страже Родины» («…Отряд не повернет домой, / Пока противник жив». «О маленьком корабле». 1942). После ранения 1942 В. для ПУБАЛТа работала над недописанной Инге историей минного заградителя «Марти», писала для газ. Волховского фронта. Награждена медалями «За оборону Л-да» и «За доблестный труд в Великой Отеч. войне». «В качестве военного корреспондента В. принимала участие в боевых действиях на суше и на море. Была ранена и снова вернулась в строй. Ее стихи, фронтовые репортажи и очерки идут к сердцам со страниц газет и журналов, звучат в эфире. Именно в блокадном Ленинграде, в огненном сорок втором, по рекомендации Николая Тихонова она становится членом Союза советских писателей» (В. Кузнецов, 15 мая 1942). В конце войны В. принимают в компартию. Счастье прорыва блокады В. встретила вместе с друзьями, в Доме радио: «Друг, товарищ, там за Ленинградом, / Ты мой голос слышал за кольцом. / Дай мне руку! Прорвана блокада. / Сердце к сердцу - посмотри в лицо» («18 января 1943 года» . 1943).

Искренняя убежденность в том, чем она занималась, формировала стиль и саму тему тв-ва ― В. с сознанием необходимости и от души переводила стихи писателей соц. республик, рассказывала в очерках о современниках, от души трудившихся во славу послевоен. страны. Командировка в Ригу в нач. 1950-х принесла цикл стихов о Латвии ― «Сольвейг» (1949), «Случай в музее» (1950), «Музей под открытым небом» (1951), новые переводы и работу с В. Лацисом ― составление и редактура его кн. «Новеллы и рассказы» (1951). «…стихи В. задушевные и правдивые. В них очень верно отображена эпоха, время “великих строек”, страна мечтателей, страна ученых, страна героев, победителей. О подвиге народа в годы Великой Отечественной войны, в которой участвовала и сама, она рассказывает без напускного пафоса, простыми, скупыми “своими словами”, превозмогая боль утрат. Ее творчество документально. Это летопись послереволюционного периода, а сама автор - летописец. В том, что ей пришлось понести утраты, она никого не упрекает. Она заранее знала, что ждет ее на избранном пути, поэтому спокойно переносит выпавшие на ее долю несчастья» (В. Немова) В 1960-е « Повесть о матери », кн. о Марии Александровне Ульяновой, матери Ленина, о трагедии семьи просветителей и врачей, выходит на языках стран социализма и сов. республик (латышский, татарский, украинский, белорусский, болгарский, немецкий и др.). Творческая - т.е. собственно жизнь В. состояла из каждодневных подвигов и событий, притягиваемых энтузиазмом цельной личности. Она продолжает писать о своих современниках. Так, характерен вниманием к человеку и его таланту очерк В. о друге юности, художнике, прекрасном лен. графике, иллюстраторе классич. русской лит-ры, В. Морозове (Художник Морозов // Нева. 1983. № 5). В ее прозе нет громких фраз, есть атмосфера времени (О тех, кто обойден вниманием // Веч. Ленинград. 1954. 7 дек.; Город в открытом море // Глобус: Сб. М., 1960). Хорошо знавшая В. с давних времен Е. Серебровская так характеризовала ее человеч. качества: «Главная черта русской культуры - объединительная энергия, в т.ч. в готовности к дружбе с малочисленными народами нашей великой России. В. переводила их стихи, и в каждом переводе пыталась сохранить ощущение источников национальной культуры… В. - документальное доказательство того, что люди с чистой совестью - не редкость» (Е. Серебровская. 1999). В 1970–80-е, кроме активного участия в Комитете защиты мира (медаль «Борец за мир»), в ЛО СП В. была председателем секции докум.-худож. прозы, вела занятия в ЛИТО «Радуга», из кот. вышли писатели О. Кадкин, А. Люлин, писатель и издатель А. Романов (изд. АССПИН), З. Лелекова, Ю. Оболенцев и др., печаталась в ж. «Нева», «Октябрь», «Аврора» (Стихи ― 1973. № 5), «Звезда» (Тропы и судьбы .Рыцари нового искусства ― № 3); газ. «Веч. Ленинград», «Лен. правда» и др. Важное место занимала редакторская работа с участниками войны (Люди, победившие смерть . Литзапись воспоминаний Г. Сыркова. Л., 1968; Специальное задание // Шла война: Сб. Л., 1975).

Архив хранится в ЦГАЛИ СПб. Ф. 170. 281 ед. хр. 1930–77 гг. и включает рукописи: поэмы и стих., повести, рассказы и очерки (1941–76); переводы стих. с языков народов СССР (1945–70); сценарии и тексты выступлений по радио и телевидению (1936–65), статьи и доклады (1940–72), рец. (1950–75); переписка, фотографии и др.

Соч.: Своими словами: Стих. Л., 1939; Капитан Борис Бухвалов: Очерк. Л., 1944; Улица звёзд: Стих. Рига, 1951; Его советы (О выст. Маяковского) // Смена. Л., 1953. 19 июл.; Вернулось море к Л-ду // Лен. альм. Сб. 1954. № 9; Янтарное море: Стих. Л., 1957; Стихи // Девятьсот дней. Сб., 1957; Земное счастье: Докум. повесть. Л., 1961; Звезды делают на земле: Очерк // Нева 1961. № 11; В. Каменский. Лето на Каменке // Звезда. 1962. № 8; Здесь печаталась «Правда»: Очерк. М.-Л., 1970; Повесть о матери: Повесть. Л., 1970 (2-е изд., доп. Л., 1972); Товарищ Женя: Повесть. Л., 1975; Дорожить любовью: Очерки. Л., 1977; Балтика была его жизнью // Белые ночи: Сб. Л., 1978; Звездопад: Стих. Л., 1986; Две повести. Л., 1987; Балтика была его жизнью // Юрию Инге посвящается…: Сб. СПб., 2015.

Лит.: Лукницкий П. Ленинград действует. М., 1964; Солсбери Г. 900 дней. Блокада Ленинграда. М., 1973; Зрянина Т. [Предисл.] // Молодежь Эстонии. 1977, янв.; Зрянина Т. ...И вновь к вам пути отыскал // Сов. Эстония. Таллинн, 1979; Вишневский В. Битва ― до победного конца // Писатели Балтики рассказывают. М., 1981; Петровскй Ю. Величие и боль Л-да // Звезда. 1981. № 5; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Зрянина Т. Нужна работа крупного калибра // Молодежь Эстонии. 1983. 11 сент.; Рубашкин А. Слово звучавшее // День поэзии. Л., 1985; Кузнецов В. [Предисл.] // Вечтомова Е. Звездопад. Л., 1986; Серебровская Е. [Предисл.] // Вечтомова Е. Две повести. Л., 1987; Гурвич В. Боевые, горячие, глубокие… // День поэзии – 1987. Л ., 1987; Эвентов И. Романтика моря // Давние встречи. Л., 1991; Голоса из блокады: Лен. писатели в осажденном городе (1941–1944) / Сост. З. Дичаров. СПб.: Наука, 1996; Серебровская Е. К 90-летию Е. Вечтомовой // ЛГ. 1999, янв.; Немова В. Лишний вес. Магнитогорск, 2009.

М. Инге-Вечтомова

  • Вечтомова Елена Андреевна