Венский Евгений


ВЕ́НСКИЙ Евгений (наст. Евгений Осипович Пяткин) [25.12.1884(6.1.1885), с. Средне-Тимерсян Симбирской губ. - 4.11.1943, место смерти неизв.] - поэт, сатирик, фельетонист.

Сын сельского священника (по др. сведениям - сын учителя). С 1896 учился в Сызранской бурсе, затем в Казанской семинарии, исключен за «сатирические бутады». Семинарское образование сказалось в обилии греческих и латинских изречений в его произведениях. Год учительствовал в с. Сенькине (у Жигулей), затем занимался репетиторством. С 1902 жил лит. трудом, помещая репортажи, фельетоны, беллетристику в различных газ.: 1902–03 ― «Самарский листок», 1905–07 - «Симбирские вести», «Волжский листок» (Казань), «Мир искусства» (Киев), «Варшавский дневник». В 1908 перебрался в СПб. Стал вести ежедневный фельетон в «Биржевых ведомостях», сотрудничать в «Веч. голосе», «Родине», «Копейке».

С 1910 - сотрудник «Сатирикона» и секретарь «Синего ж.», сотрудник изд. «Солнце России», «Свободным художествам», «Аргус», «Всеобщий ж.», «Весь мир», «Журнал журналов», «Огонек». Поэта отличает последовательный антиэстетизм, установка на низовую лексику, язык улицы. Он сделал героями бульварной прессы обитателей Обводки (Обводного канала) и Горячего поля: ночлежников, жуликов, панельных красоток, босяков и попрошаек. Писал под псевд. Женя Фартовый, Франт с Плуталовой, Дрызгунова сыновья, Дурье гнездо, Егор Фррр, Лирический бродяга, Язва, а также Ганна Басаврюк и Мунька Нагродска, - заслуженно пользуясь репутацией некоронованного предводителя уличной прессы. Сам автор относил себя к представителям «новой литературы»: «литературы улицы, трамвая, кинематографа, ресторана». Псевд. Е. Венский взят в честь модного ресторана «Вена». Быт и нравы собиравшейся здесь лит. богемы В. описал в кн. «Десятилетие ресторана „Вена”» (СПб., 1913). Дар имитатора и пародиста проявился в «книге великого пасквиля» «Мое копыто» (СПб., 1910), выдержавшей до 1914 пять изд. «Балансирующая на грани с пошлостью», она «пронизана духом смачного народного юмора, раблезианства <...> на какой-то трактирный лад» (А. Иванов). В. пародировал здесь не только совр. прозаиков, поэтов, критиков и коллег по сатирич. цеху, объектом сатиры стала и периодич. печать.

На события Перв. мировой войны откликнулся сб. стихов и прозы «О немцах, извините за выражение» (Пг., 1915) и «В тылу» (Пг., 1916), куда поместил не только стихи на воен. тему, но и пародии на патриотич. струю в русской лит-ре.

Под псевд. Евстафий Фролыч Богоявленский издавал в 1917 «Трепач» - «журнал сатиры, юмора и быта улицы новой распоясанной России». Редактора-издателя интересовала прежде всего «живая жизнь с ее неизбежными черными сторонами: хамством, горлопанством, авантюризмом, шулерством, глупостью, пошлостью, фараонством, мертвечиной, распоясанностью, идейным хулиганством, глупостью и прочим наследственным багажом старого режима». В. активно сотрудничал в «уличной» прессе в качестве ред. и автора в ж. «Кузькина мать», «Балаган», в газ. «Питер», «Русь», «Маленькая газ.» и др. За газ. «Питер» сидел в петерб. тюрьме «Кресты».

С сер. 1918 В. на Дону. Редактирует «Маленькую газ.», ж. «Банный лист», пишет фельетоны в «Народной газ.», органе казачьего круга. В 1920-е попадает на Кубани в ЧК за статью о персидском консуле, освобожден по просьбе Демьяна Бедного, но вновь попадает в тюрьму за знакомства с белогвардейцами. С 1923 в М., сотрудник сатирических ж. «Крокодил», «Смехач», «Бегемот», «Бузотер». За это время создал 43 пьесы (оперетты, миниатюры, кабаретный жанр), написал 4-актную драму «Касьян Камаринский», издал сб. рассказов

«Опиум» и «Реальный метод» (М.-Л., 1926). В 1932 В. обратился с письмом к Ю. Олеше: «Если ты скажешь генералам в „Гудке” о том, что есть в Москве грамотный фельетонист Венский, что иногда пишет он очень удачно и солено, что берет недорого и тому подобное,- то генералы от „Гудка” могут меня печатать на своих смешных полосах. Писать бы я стал под 30 разными пселдонимьями (так!), ибо слава мне не нужна, абы был заработок рублей на 20 в сутки, не больше, т.е. я мечтаю об ежедневном фельетоне, если же фельетон расценивается дороже, то через день». В советское время уставший от поденной газетной фельетонной работы В., подобно Чехову, мечтал о «большой форме»: «общественном романе в стихах». Упоминания о работе над ним встречаются и в автобиографии 1927 «Мое житие» («занят большим общественным романом в стихах»), и в письме к Ю. Олеше («с эпопеей очень тяжело: я размахнулся по-хлестаковски Гоголем-Достоевским-Гете»).

В 1942 репрессирован. Реабилитирован посмертно.

В 2015 книге В. « В тылу » исполнилось 100 лет. По этому случаю изд-вом «Юолукка» было сделано переиздание под назв. « В тылу и в окрестностях ». Книга состоит из двух частей: «В тылу», где практически в неприкосновенности воспроизводится издание 1915-го, и «В окрестностях», куда включены произведения В., взятые из многочисл. источников. Книга снабжена примеч. и комм., приложениями с биографией В., отрывками воспоминаний его современников.

Соч.: Русская стихотворная пародия. Л., 1960; Поэты «Сатирикона». М.-Л., 1966; В тылу и окрестностях. СПб.: Юолукка, 2015.

Лит.: Берков П. Из истории русской пародии XVIII–ХХ вв. // Вопросы сов. лит-ры. Т. 5. М.-Л., 1957; Иванов А. Веселый писарь земли русской // Поэзия: альм. М., 1988. Вып. 51; Новиков В. Книга о пародии. М., 1989.

О. Кузнецова

  • Венский Евгений