Верзилин Николай Михайлович


ВЕРЗИ́ЛИН Николай Михайлович [21(8).1.1903, д. Сафроново Рыльского р-на Курской обл. — 2.6.1984, Л-д] — прозаик, ученый-биолог.

Родился в крестьянской семье. В детстве зачитывался приключенческими романами Майн Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна, Д. Дефо. Будучи гимназистом, каждое воскресенье выезжал с товарищами за город, строил в лесу шалаши и играл в любимые игры мальчишек, представляя себя то индейцем, то Робинзоном, то Пятницей. Романтику путешествий, заложенную с детства, пронес через всю жизнь. Походы в лес не прошли даром, оставив в его душе глубокий след, книжные путешествия сменились серьезным увлечением природой, ее животным и растительным миром, что в конечном счете и определило гл. направление его последующей жизни.

Суровые обстоятельства быта в годы Гражданской войны вынудили шестнадцатилетнего юношу искать заработок и определиться с профессией. В 1919 поступает на работу учителем в Маловишерскую начальную школу. Продолжает ходить в походы, по целым неделям вместе с учениками живет в палатках, наблюдает за окружающей природой. Живой интерес у него вызывал мир растений, его многообразие, красота и таинственность, что и предопределило выбор профессии — исследователя, педагога, ботаника. В 1928 В. заканчивает Лен. сельскохозяйственный ин-т. Получив специальность ботаника, продолжает работать в школе и одновременно преподавать в Пед. ин-те им. А. И. Герцена и в Ин-те усовершенствования учителей, а с 1932 полностью посвящает себя научно-педагогич. деятельности в Л-де. На школьных уроках и студ. лекциях учит любить и понимать природу, приобщает слушателей к поэзии леса. Инициирует создание уголков живой природы, пришкольных участков, опытных лабораторий. В одной из перв. ст. «Как сделать интересным преподавание естествознания» (1929) делится своим учительским опытом, предлагает новаторские идеи.

Через неск. лет из учителя-практика превращается в серьезного исследователя и ученого. Имея ученую степень доктора пед. наук (1956) и звание профессора (1957), он ведет большую работу по разработке методики естествознания. Им напис. свыше полутора сотен ст. и книг по вопросам ботаники и методики ее преподавания. Автор программ, учебников и многочисленных работ по преподаванию биологии в школе, в вузе, по организации различных форм учебной работы. Инициатор исследования проблем школьных учебников, вопросов организации работы на агробиологич. участках. В годы Великой Отеч. войны изд-во детской лит-ры в М. обратилось к В. с просьбой напис. кн. о пользе растений, об их использовании в суровых условиях. В. взялся за новую для себя работу писателя-популяризатора науч. знаний об интереснейшем и одновременно полезном мире растений. Еще в детстве и юности, выпуская рукописный школьный ж., он сочинял приключ. рассказы. Теперь он решил поставить читателей в положение своего героя ― Робинзона Крузо, кот. найдет в лесу все, что нужно для жизни: хлеб, сахар, бумагу, чернила, лекарство и даже мыло.

В 1943 выходит перв. книжка В. «Лечебница в лесу», а через три года ее значительно расширенный вариант «По следам Робинзона». Эта кн., выдержавшая мн. изданий, стала наст. бестселлером и вошла в золотой фонд классики научно-популярного жанра. В ней автор не только раскрывает секреты многих растений, но и дает рецепты по их практич. применению. С этих двух кн., одинаково интересных как для детей, так и для взрослых, началась писательская судьба В. Последующие его кн. неизменно привлекали читателей обилием сведений, разнообразными советами, открытиями новых свойств иногда обычных растений. Кн. В. помимо своей увлекательности и практической полезности наполнены наст. поэзией природы, «дыханием влажных трав» и ароматом сосен. Произведения В. — путешествия в мир природы, связанные историей культуры различных народов.

Одна из последующих книг писателя так и наз. — «Путешествие с домашними растениями» (1949). Более десяти лет В. собирал мат-л для этой кн. Он ведет интереснейшее повествование о необычном в обычных домашних растениях — кактусе, герани, столетнике, фикусе и т.д., уводя собеседника то в далекие пустыни, то в саванну, то в сев. леса или субтропики. В. раскрывает не только увлекательную историю домашних растений, но рассказывает о том, как правильно за ними ухаживать, как разводить, наблюдать за их ростом и жизнью. Кн. вновь вызвала взрыв читательского интереса, к автору со всех концов страны стало стекаться огромное количество писем не только с благодарностью, но с вопросами, просьбами, пожеланиями. В. просили продолжить написание новых кн. о природе.

В 1952 В. пишет очередную кн. «Растения в жизни человека», своеобразную энциклопедию ботанич. знаний. Писатель увлекательно рассказывает о связи растений с пищей, одеждой, сном, технологич. мат-лами, бумагой, резинкой, кинолентой, звуками рояля, флейты, скрипки; наконец, с нашим воздухом и искусством. Он не только сумел показать, какое громадное место занимают растения в жизни человеке, но и смог глубоко заинтересовать читателей удивительным миром своего зеленого друга. В ней автор осветил острейшую проблему наших дней ― экологию воздуха и природы. Вслед за К. Тимирязевым, В. приходит к выводу, что человечеству не будет грозить смерть от удушья, если оно будет беречь растения и активно озеленять промышленные города.

В 1952 становится членом СП СССР, в 1955 ― чл.-корр. АПН СССР, в 1967 ― проф.-консультантом ЛГПИ им. А. И. Герцена. В кн. «По садам и паркам мира» (1961) рассказывает о городах и республиках страны, знакомит читателя с различными садами и парками планеты. Все кн. В. пронизаны любовью к природе, ее поэзией, недаром они обильно насыщены цитатами изв. писателей, поэтов, художников. В соавт. с Вс. Рождественским В. пишет кн. «Тропинка в лес» (1956), «Цветы из сада» (1962), «Пылинки дальних стран» (1969), рассказ о поездках в Норвегию, Италию, Францию и Японию. В сер. 1970-х вместе со сыновьями издаёт кн. «Биосфера, её настоящее, прошлое и будущее». Его посл. кн. ― «Учитель ботаники, или Разговор с растениями»(1984) ― своеобразные мемуары, итог его многолетнего научно-педагогич. и писательского труда.

Деятельность В. как в народном образовании, так и в педагогической науке отмечена медалями им. К. Ушинского, А. Макаренко и др. правительственными наградами. Книги В. переведены на мн. яз. мира ― болгарский, португальский, грузинский, китайский, латвийский, литовский, молдавский, польский, румынский, украинский, чешский, эстонский, сербскохорватский, японский.

Соч.: Лечебница в лесу. М.-Л., 1943 (1951); По следам Робинзона. М.-Л., 1946; Как сделать гербарий. М.-Л., 1947 (1951); Путешествие с домашними растениями. М.-Л., 1949; Как преподавать ботанику: Краткое метод. пособие. М., 1950; Растения в жизни человека. М.-Л., 1952; Как ухаживать за комнатными растениями. М.-Л., 1952; В саду Мичурина / В соавт. с В. Корсунской. Л., 1955; Тропинка в лес / В соавт. с Вс.Рождественским. Л., 1956; По садам и паркам мира. Л., 1961; Цветы из сада. Л., 1962; По следам Робинзона. Сады и парки мира. Л., 1964; Биология: Учеб. пособие для учащихся заочн. школ и для самообразования. М., 1966; Пылинки дальних стран / В соавт. с Вс. Рождественским. Л., 1969; По следам Робинзона / Предисл. Г. Гроденского. 5-е изд. Л., 1974; Биосфера, её настоящее, прошлое и будущее / В соавт. с Н[иколаем]. Н., Н[икитой]. Н. Верзилиными. М., 1976; В саду Мичурина / В соавт. с В. Корсунской. Л., 1955; Лес и жизнь / В соавт. с В. Корсунской. Л., 1966; Общая методика преподавания биологии в школе: Учебник для биолог. фак-тов пед. ун-тов. 3-е изд. М., 1976; В. И. Вернадский: Научно-худ. кн. Л., 1982; Учитель ботаники, или Разговор с растениями. Л., 1984; Райский сад на подоконнике: Руководство по уходу за комнатными растениями. M., 2000; Путешествие с домашними растениями. М., 1995 (2008); Учитель ботаники // В мире растений. 2003. № 1.

Лит.: Писаржевский О. Старые следы и новые тропы // ЛГ. 1946. 10 авг.; Русские ботаники. Биобиблиогр. словарь. М., 1947; Елагин В. В земном мире растений // Вокруг света. 1955. № 1; Гроденский Г. Николай Верзилин // Детская лит-ра. 1968. № 1; Гроденский Г. Робинзон в стране ботаники: Н.М.Верзилин//О литературе для детей.Вып.16.Л.,1972;Н. М. Верзилин (К 70-летию со дня рождения) // Биб-ка школьника. 1973. № 1; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Трайтак Д. Ветеран советской педагогики // Биб-ка школьника. 1983. № 2; Трайтак Д. Влюбленный в природу // Верзилин Н. По следам Робинзона. М., 1994; Пономарева И. Н. М. Верзилин — учитель, ученый, методист // Биология в школе. 1993. № 4; Верзилин Н. М. // Российская пед. энц.: В 2 т. Т. 1. М., 1993; Проблемы методики обучения биологии и экологии в условиях модернизации образования: Мат-лы научно-практич. конф. СПб. 21–23 янв. 2003. СПб., 2003; Верзилин Н. М. // В мире растений. 2003. № 1; Морозов Ю. Занимательно о растениях // Наука и жизнь. 2005. № 11.

В. Федоров

  • Верзилин Николай Михайлович