Ветловская Валентина Евгеньевна


ВЕТЛО́ВСКАЯ Валентина Евгеньевна [17.8. 1940, г . Бежецк Калининской обл.] ― литературовед, теоретик лит-ры.

Отец - учитель лит-ры в школе, мать - служащая. Окончив школу в Бежецке, В. поступила на филол. фак-т ЛГУ (1957). Окончила в 1962; в 1964–67 училась в аспирантуре каф. истории рус. лит-ры ЛГУ. В 1971 защитила канд. дис. « Поэтика “Братьев Карамазовых” ». В 1968–80-х преподавала историю и теорию лит-ры в ЛГУ, ЛГПИ, ЛГИК. С 1970 ― науч. сотрудник ИРЛИ АН СССР. В 1996 защитила докт. дис. « Ф. М. Достоевский: Источники тв-ва. Поэтика. Проблематика ». С 2002 ― гл. науч. сотрудник Отдела новой русской лит-ры.

Член СП России с 1990. Член-корр. Петровской АН и искусств (ПАНИ, 2006). Член редколл. ж-ла «Dostoevsky Studies» (IDS), ж-ла «Dostoevsky Monographs» (IDS), альм. «История и культура: Исследования. Статьи. Публикации», серии «Новая и старая русская классика». Член Международного редакционного совета издания «Достоевский и мировая культура». В. - исследователь, отличающийся самостоятельной, оригинальной мыслью, новаторским подходом к решению сложных проблем, связанных с изучением художественной лит-ры и публицистики. Ее работы получили признание в России и за рубежом.

Печ. начала в 1966. Участвовала в подготовке Большого (Полного) и Малого академ. изданий собр. соч. Ф. М. Достоевского (1972–90; 1988–96). Автор неск. книг и более 150 статей по теории и истории лит-ры. Обл. науч. интересов: теория и история классич. русской лит-ры, тв-во Достоевского, Пушкина, Гоголя и др.; фольклор.

Широкую известность как авторитетный достоевист В. получила после выхода в свет монографии « Поэтика романа “Братья Карамазовы” » (1977), в кот. были намечены новые перспективны в исследовании проблемы автора и его героев (авторитетность, компрометация и др.), а также ст. « Тв-во Достоевского в свете литературных и фольклорных параллелей. “Строительная жертва” » (в сб. «Миф - фольклор - литература». Л., 1978), в кот. проанализирована масонская тема строительства в «Братьях Карамазовых». В кн. « Роман Ф. М. Достоевского “Бедные люди” » (1988) В. обосновала новое понимание соц. проблематики в тв-ве молодого Достоевского и его полемики с западными соц. учениями, прежде всего с Сен-Симоном и Фурье. Монография « Анализ эпического произведения. Проблемы поэтики » (2002) предлагает приемы мотивного исследования худож. произведения: соотношение мотивов и их комплексов, связь мотивов с проблематикой, идейным содержанием. Кн. В. « Роман Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы”»(2007) объединяет работы, напеч. ранее в науч. сборниках и колл. трудах ИРЛИ. В этом романе В. видит черты агиографич. поэтики и соответствующую стилизацию, находит прямые соответствия с некот. древними житиями святых, отмечает искусительную по отношению к Алеше роль Ивана Карамазова, усматривает сходство «Легенды о Великом инквизиторе» с эсхатологич. христианскими апокрифами и духовными стихами. В кн. включен расширенный комментарий к роману. В статье « “Дневник писателя” Ф. М. Достоевского за 1876 год: о мужике Марее » (2018) исследованы источники рассказа и мифологические аспекты, связанные с именем героя.

В. зарекомендовала себя как ученый с твердыми принципами, смелый и бескомпромиссный в отстаивании науч. истины и ценностей русской культуры. Эти кач-ва ярко проявились в 2008, когда в ИРЛИ обсуждался проект нового (второго) ПСС Достоевского. В ходе острой полемики, нашедшей отражение на страницах ж-ла «Русская лит-ра» (2009. № 3) В. (в соавт. с Б. Тихомировым) проанализировала принципы готовящегося изд. Неприемлемыми для В. стали отказ от фронтальной сверки текстов с первоисточниками, идея неприкосновенности прежних (из первого ПСС) комментариев, «система примечаний к примечаниям», пренебрежение к достижениям совр. историко-лит. науки о Достоевском. Обозначив принятый ПД проект издания как «изощренное квазифилологическое формотворчество», В. делает вывод: «Проект издания классика русской литературы, кот. намереваются выпускать В. Е. Багнo и В. Д. Рак, компрометирует академическую науку, роняет престиж Пушкинского Дома». После того, как проект был утвержден, в 2009 В. (вместе с Г. Галаган и Т. Орнатской) вышла из редколл. ПСС Достоевского.

Выступает как публицист на «Русской народной линии» и в православных СМИ СПб. В беседах о Достоевском с корр. А. Максимовым « Святой или неврастеник » и « Устали мы от классики!.. » (Православный СПб. 2007. № 9 и 10) В., в частности, опровергает предположение о том, что Алеша подобно цареубийце должен был окончить жизнь на виселице: «Алёша Карамазов описывается Достоевским как герой жития, как святой. Это житийный герой от начала и до конца». В. говорит о традициях классика в тв-ве Леонова, Шукшина, Распутина. В статье « О церковнославянском языке » (http://ruskline.ru/analitika/2009/09/18/o_cerkovnoslavyanskom_yazyke) В. подчеркивает, что «с самого своего возникновения церковнославянский язык не ограничивался нуждами церковных богослужений. Он был литературным языком».

Автор воспоминаний « О Федоре Яковлевиче Прийме » (2009), о Б. Мельгунове « Человек убеждений и природного такта » (2010), «О духовном отце » ― протоиерее Владимире Фоменко (http://ruskline.ru/analitika/2010/8/10/o_duhovnom_otce ). Автор предисл. к кн. А. Г. Ракова «У раскрытого окна. Былинки» (2006), рец. на сб. Н. Коняева «Индеец Кутёхин» (« Книга о русской душе »), в кот. В. видит «рассказ о блуждающей в потемках советского атеизма русской душе» (http://ruskline.ru/analitika/2009/08/24/kniga_o_russkoj_dushe).

Лауреат Всероссийской лит. премии св. кн. Александра Невского (2006) «за вклад в развитие православного литературоведения». Награждена дипломом Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций и Комитета по печати Администрации СПб. (2015).

Соч.: Символика чисел в «Братьях Карамазовых» // ТОДРЛ. Л., 1971. Т. XXVI; Лит. и фольклорные источники «Братьев Карамазовых» (Житие Алексея человека Божия и духовный стих о нем) // Достоевский и русские писатели. М., 1971; Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977; Поэтика «Анны Карениной» (Система неоднозначных мотивов) // Русская лит-ра. 1979. № 4; Проблема народности в публицистике Ф. И. Тютчева (В европейском контексте) // Русская лит-ра. 1986. № 4; Роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Л., 1988; Пушкин: Проблемы истории и формирование русского реализма // Русская лит-ра. 1988. № 1; Повесть Гоголя «Шинель» (Трансформация пушкинских мотивов) // Русская лит-ра. 1988. № 4; Опыт Великой Французской революции в понимании молодого Достоевского // Русская лит-ра. 1989. № 3; О петерб. повестях Гоголя // Гоголь Н. Петербургские повести. Л., 1991; Проблема источников худож. произведения // Русская лит-ра. 1993. № 1; К проблематике истолкования «Скупого рыцаря» в цикле «маленьких трагедий» // Русская лит-ра. 1993. № 3; Религиозные идеи утопич. социализма и молодой Ф. М. Достоевский // Христианство и русская лит-ра. СПб., 1994; Вопросы теории сюжета // Русская лит-ра и культура Нового времени. СПб., 1994; Славянофильская концепция народа и Шукшин // Славянофильство и современность. СПб., 1994; Приемы идеологич. полемики в «Преступлении и наказании» Достоевского // Достоевский: мат-лы и иссл. СПб., 1996. Т. 12; Проблемы Нового времени в понимании Пушкина. Тема денег в трагедии «Скупой рыцарь» // Лит-ра и история. Вып. 2. СПб., 1997; «Арифметическая» теория Раскольникова // Достоевский и мировая культура. Альм. 15. СПб., 2000; Анализ эпич. произведения. Проблемы поэтики. СПб., 2002; Петербург в классич. русской лит-ре // Петербург в мировой культуре: сб. СПб., 2005; Драма Пушкина «Моцарт и Сальери» // Исследования по русской истории и культуре: сб. М., 2006; Политич. мотивы лирики Тютчева // От Древней Руси до новой России: сб. СПб., 2006; Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб., 2007; «Жил на свете рыцарь бедный…» // Ф. Я. Прийма и вопросы филологии XX в. СПб., 2009; Об академ. Полном собр. соч. Ф. М. Достоевского (Изд. 2-е, испр. и доп.) (в соавт. с Б. Тихомировым) // Русская лит-ра. 2009. № 3; «Зачем я не птица, не хищная птица!» // Русская лит-ра. 2011. № 3; Судьбы героев за пределами книг (Дело Ландсберга) // История и культура. СПб., 2012; Достоевский в 1840-е годы // Русская лит-ра. 2013. № 3, 4; «Если Господь не созиждет дома…» (мотив камня в «Братьях Карамазовых») // История и культура. Вып. 11. СПб., 2013; Полифоническая теория М. М. Бахтина и этическое учение Достоевского // Ф. М. Достоевский. Совр. международные исследования. Пекин, 2014 (на кит. яз.); Из комментария к роману «Бедные люди» // Достоевский и мировая культура: альм. Вып. 32. СПб., 2014; Символические мотивы в «Бедных людях»: Дни творения мира // Достоевский и мировая культура: альм. Вып. 33. СПб., 2015; Из комментария к драме Пушкина «Каменный гость» // Круги времен. В память Е. К. Ромодановской. М., 2015. Т. 2; Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы / подгот. текста В. Е. Ветловской, Н. И. Коваленко, вст. ст. В. Е. Ветловской. СПб., 2015; Варьирующиеся мотивы в эпическом тексте: мотив камня в «Братьях Карамазовых» // Совр. проблемы изучения поэтики и биографии Достоевского: Dostoevsky Monographs: A Series of the International Dostoevsky Society: Vol. V. СПб., 2016; «Жизнь, как она есть…»: реализм и лит. штампы // Достоевский. Мат-лы и исследования. СПб., 2016. Т. 21; Блуждающие мотивы реалистич. прозы: повторы и трансформации // Русская классика: сб. к 85-летию со дня рождения Н. Н. Скатова. СПб., 2017; «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского за 1876 год: о мужике Марее // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал (ИМЛИ). 2018. № 1; Фольклорные источники произведений Ф. М. Достоевского: «Мужик Марей» // Русский фольклор. Т. 37. Фольклоризм в литературе и культуре: Границы понятия и сущность явления. Памяти А. А. Горелова. СПб., 2018; Достоевский и православие // Собор Владимирской иконы Божией Матери. К 250-летию Собора (1768–2018). СПб., 2018; Ранний Гоголь в исследованиях А. В. Самышкиной // История и культура. Вып. 15. СПб., 2018 (в соавт. с Ю. К. Руденко).

Лит.: Смирнов И. [Рец.: Поэтика «Братьев Карамазовых»] // Звезда. 1978. № 1; Егоренкова Г. Доверяя художнику // Вопросы лит-ры. 1978. № 6; Terras V. V. E. Vetlovskaia. Poetika romana «Bratia Karamazovy» // International Dostoevsky Society. Bulletin. № 8. 1978, Nov.; Чавдарова Д. Убедителен глас в спора за Достоевски // Език и литература. 1979 № 6; Селезнев Ю . Необходимость Достоевского // Вопросы лит-ры. 1980. № 7; Jiménez J. V. E. Vetlovskaya y las fuenes folclorico-cristianas en Dostoievski // Jiménez J. A. H. Dostoievski en la critica rusa. Granada, 2002; Jiménez J. Nueva visión de la obra de Dostoievski. Granada, 2003; Пушкинский Дом. Мат-лы к истории. 1905–2005. СПб., 2005; Дилакторская О. Достоевский - пророк в своем отечестве // Арсеньевские вести. 2008. 30 янв. № 5; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб., 2011; Кто есть кто в российском литературоведении: Биобиблиогр. словарь-справочник. М., 2011. Страница на сайте ИРЛИ https://pushkinskijdom.hoststandart.ru/ob-institute/nauchnye-otdely/otdel-novoj-russkoj-literatury/vetlovskaya-valentina-evgenevna/

А. Любомудров

  • Ветловская Валентина Евгеньевна