ВИН


ВИН (WIN ) (творч. псевд. означает ВИН (Владимир и Наталья), англ. WIN ― прорыв, победа; наст. ― Евсевьев Владимир Васильевич и Евсевьева Наталья Викторовна) ― писатели, художники.

ВИН ― соавторы с 1975. Вместе написали мн. лит. произведений, гл. из кот. эпопея « Зомби », « На берегу океана Вечность ». Книги ВИН находятся в биб-ках зарубежных ун-тов и мировых культурных центров (Гарвард, Сорбонна, Кембридж, Оксфорд и др.), в биб-ках СПб., М., Саратова, Иркутска, Новосибирска и др. Создали более 1000 картин, кот. успешно выставляются в различных странах мира, провели около 200 выставок живописи в России и за границей.

ЕВСЕ́ВЬЕВ Владимир Васильевич [22.3.1941, Л-д] ― поэт, прозаик, живописец.

Отец ― кадровый военный ВВС (Военно-воздушная Академия, Л-д), умер 20.12.1943 (доступ к свед. был закрыт до 2016). Мать ― домохозяйка. Родители из старообрядцев, их древние корни из рода моск. бояр. Овдовевшая мать вместе с Владимиром жила в семье Добровольских, в кот. ее старшая сестра занималась с четырех месяцев воспитанием мальчика (до революции была профес. бонной). От нее он унаследовал множество редких кн. ― эзотерических, религиозных, философских. С детства слушал чтение Библии, по Библии выучился читать. Начал писать стихи с 14 лет.

В 1958–72 участвовал во всех ключевых ЛИТО Л-да: ДК Промкооперации (рук. Гл. Семенов, З. Штейнман); Центр. ЛИТО при «Доме писателей» (рук. Н. Грудинина, Л. Мочалов, Л. Цурикова); ЛИТО «Детгиза»; ДК строителей (рук. З. Штейман), газ. «Смена» (рук. Г. Гоппе), ДК им. Горького, на ТВ (при программе «Голубой огонек», рук. Л. Гаврилов), ДК Ленсовета (рук. С. Давыдов), Независимое ЛИТО. Познакомился с И. Бродским, К. Кузьминским, Л. Аронзоном, Е. Шварц и др. В кон. 1960-х вел занятия ЛИТО клуба «Россия» при Русском музее, проходившие в «Кофейном домике» Летнего сада. Здесь познакомился с Т. Гнедич, стал ее учеником, она на протяжении мн. лет ред. его стихи, занималась их разбором, пересылала их К. Чуковскому, П. Антокольскому, А. Синявскому, А. Солженицыну.

С 1958 по 1973 активно выступал на поэтич. вечерах в ЛИТО, в Лит. кафе, в ун-те, биб-ках, дискуссионных клубах. В этот период его стихи распространялись в самиздате. Среди них, напр. « Большевиков расстреливал не Сталин, а офицер НКВД… », « И даже в книгах Гумилева… » и др. Поэма « Мастер », посвящ. П. Филонову, была частично опубл. К. Кузьминским в антологии «У Голубой лагуны».

Закончил Ун-т марксизма-ленинизма при Высшей партийной школе (1968–70), специальность «контрпропаганда». Получил спец. программу изучения «ревизионизма и социологии культуры», доступ к трудам Бердяева, Розанова и др. Изучал социологию, философию, искусствоведение, литературоведение. Восемь лет напряженно занимался в ГПБ (в спецхране), в Биб-ке Академии художеств, Театр. биб-ке. По совету Т. Гнедич изучал труды по стихосложению В. Жирмунского, Б. Томашевского, В. Виноградова. Получил частное персональное образование у проф. П. Шульца, В. Малышева, В. Шкловского. Самостоятельно изучал университетский курс по социологии Шебутани, стенограммы всех съездов партии (первое, второе изд.), перв. комм. изд-е трудов Ленина, изъятое из биб-к. Читал ж-лы Серебряного века. Выпускал в самиздате стих. Гумилёва, Ахматовой, Белого, Волошина, Мандельштама и др. До 1983 работал слесарем-инструментальщиком в авиац. фирме.

ЕВСЕ́ВЬЕВА (урожд. Чернышева) Наталья Викторовна [10.8.1951, Ростовская обл.] ― прозаик, эссеист, живописец, график.

Отец ― инженер (Моск. ин-т ж./д. транспорта), из рода графов Чернышевых (влиятельные гос. деятели дорев. России). Мать ― спортсменка (профессиональная гимнастка). Дед и бабушка бежали из М. от большевиков на Юг России. Дед ― Павлов Г. С. ― специалист-мостостроитель: строил железнодорожные мосты через Волгу и Дон. Имел служебную кв-ру в Ростове-на-Дону и дом, построенный по собств. проекту, в Ростовской обл. Н.Е. пришлось много переезжать с родителями (М., Волгоград, Рига, Л-д, Саратов, Таллинн), но раннее детство провела в доме деда и до 14 лет часто приезжала в «родовое гнездо». Она вспоминает: «Завораживающая красота природы, дальние таинственные прогулки в саду деда, ароматные запахи пышно цветущих фруктовых деревьев и стародавних белых акаций, ковры роскошных цветов вокруг дома, ярко голубое небо, домашние радостные празднования Пасхи, Рождества Христова, Рождества Пресвятой Богородицы, своеобразный уклад жизни, духовно-нравственная составляющая, эстетика бытия, любовь, бережное отношение друг к другу в семье, порядочность, трудолюбие… ― все это оказало сильнейшее влияние на мою жизнь». Огромная биб-ка деда кроме технич. изд., энц., книг по архитектуре включала худож. и религиозную лит-ру: прижизненные изд. А. Пушкина, Л. Толстого, В. Соловьева, В. Хлебникова, А. Блока, В. Иванова, В. Розанова, А. Хомякова, В. Эрна, М. Волошина, М. Ковалевского, Н. Михайловского, о. Сергия Булгакова, Л. Леонтьева, труды Платона, Канта, Ницше, ж. «Весы», «Золотое руно», «Мир искусства», «Аполлон», «Науч. обозрение», «Новый путь», «Усадьба и столица» и др. - и стала базой для классич. образования Н.Е.

Начала рисовать с трех лет, заниматься балетом с шести, писать дневник впечатлений ― с двенадцати. С трех до пятнадцати лет ею было создано ок. 600 рис. карандашом, тушью, акварелью, копии икон, работы маслом. На всесоюзных конкурсах рисунки Н.Е. получали перв. награды: альбомы по живописи, учеб. пособия, приглашения на Кремлевскую елку.

Закончила Моск. ин-т народного хозяйства им. Г. В. Плеханова (1970–75; ныне РЭА, Рос. эконом. академия). Училась при Моск. худож. фонде, брала частные уроки по скульптуре и монументальной живописи, занималась в мастерских Э. Неизвестного, И. Глазунова и др. Изучала философию, космогонию и космологию, искусствоведение, театроведение, писала прозу, ст. о спектаклях, пьесы. Отзыв лит. чиновника из ж. «Новый мир» (1970): «Крутая антисоветчина» ― был воспринят Н.Е. как восторженный.

Участвовала в Моск. религиозно-философском об-ве «Источник», молодежных выставках, в квартирных выставках авангардного искусства. Посещала лекции Л. Гумилева, П. Капицы, А. Логунова, И. Глазунова, В. Сидура и др. Занималась в самиздате выпуском религиозной и др. запрещенной лит-ры. В 1971 в М. в об-ве «Источник» познакомилась с учеником П. Филонова О. Покровским, через него - с В. Евсевьевым. Было принято решение вместе писать роман «Терминатор» о прошлом и будущем человеч. цивилизации, о путях преодоления мирового зла. Роман появился уже в перестроечное время под назв. « Зомби ».

Давление КГБ на В.Е. и Н.Е. постоянно возрастало: есть предположение, что в 1972 КГБ организовало аварию по дороге в аэропорт - и Н.Е. приняла решение переехать в Л-д. С 1975 соавторы интенсивно работали над романом: обходили учеников Филонова, по крупицам собирали мат-л о его школе, вели практич. работу по системе Филонова (под рук. его учеников Легурова, Закликовской, Коваленкова, Емельянова, Покровского), осваивали творч. философию системы мастера. В 1978–86 Н.Е. (в целях сохранения) переправляла экз. рукописи романа «Зомби» с заруб. друзьями на запад, в результате чего были созданы три личных архива - в США, Франции, Англии.

В 1983–89 ВИН преподавали искусствоведение, живопись, проводили встречи (напр., с Легуровым, Покровским), лит. вечера в созданном ими творч. объединении «Интерьер». Установилось тесное сотрудничество с писателями, художниками, советологами, славистами из разных стран, обмен лекциями, выставками. В 1982 в гостях у ВИН побывал проф. Гарварда Р. Пайпс, советник Рейгана по России, затем проф. Р. Нардини, советник де Голля по России, проф. Вортман из Колумбийского ун-та, и т.д. С 1988 начались длительные поездки ВИН во Францию, Англию, США и др. с выставками картин и лекциями о русской культуре, живописи, лит-ре. С 1988 по 1994 работали как аналитики по России во Французской культурной ассоциации ПАП (Парижское отд.).

Закон об отмене цензуры в СССР застал ВИН в Париже (1989), и они немедленно ввезли копию романа из парижского архива в СССР. В 1991 большой фрагмент» романа «Зомби» был опубл. и стал одним из перв. бесцензурных изд. в России. В философско-психологическом, с элементами сатиры и гротеска романе ВИН описывают пороки человеч. об-ва. Ключевой персонаж романа «Зомби» приходит из дальнего космоса, чтобы изменить тяжелое прошлое, уничтожить зло и создать лучшее будущее, что объясняет столь невероятную живучесть романа и успех у читателей. О романе «Зомби» литературовед А. Павловский писал: «Владимир и Наталья Евсевьевы ― создатели мудрого и саркастического философского эпоса “Зомби”». Искусствовед О. Покровский отмечал: «Роман “Зомби” ― сооружение изощренное и таинственное, как готический собор, эта книга ― провидческая, подобно “Розе мира” Даниила Андреева, роман основан на оригинальных интуициях о времени, о причинности, о судьбах России, Земли, Космоса». «За романом “Зомби” стоят мастера русской литературы, это авангард европейской прозы. Эта книга ― тест на интеллектуальную совместимость с мировой цивилизацией», ― писал проф. филологии Р. Нардини.

ВИН изд. более 250 кн.: сб., эссе, альбомы, каталоги, повести (обложки и илл. выполнены авторами). Среди них ― « Париж » (1992), « Гамбит Лапшенниковой » (1993) и др. Они часто прибегают к форме кратких иронико-философских новелл, объединенных в тематич. циклы. Их героями становятся известные (Бродский, Довлатов, Маяковский, Цветаева, Ахматова) и неизвестные литераторы. «Тексты литературных произведений ВИН ― таинственны, загадочны, притягательны для каждого, кто открывает их книги. Рыхлому мастерству конъюктурщины противопоставлен многолетний опыт упорной работы, экспертиза (гениального мастера) Т. Гнедич (переводчик Байрона и Шекспира) и (великого) собирателя древнерусской культуры Владимира Малышева, выучка, суровая школа мастерства», ― писал А. Александров, историк лит-ры, эксперт по ОБЭРИУ. «Стержень творческой работы и жизненных устремлений Натальи и Владимира – это идеи возрождения подлинной истории России, неразрывной связи с дореволюционными христианскими ценностями и ориентирами» (Н. Браун).

ВИН ― эксперты Моск. фонда «Общественное мнение».

Соч.: Зомби: Фрагмент романа. Л., 1991; Париж: сб. СПб., 1992; Зомби. Петербург: фрагмент романа // Нева. 1993. № 12; Евсевьев В. Спутники ночей: стихи. СПб., 1992; Путешествие в иные миры. СПб., 1993; Новый ревизор: сб. СПб., 1996; Бродский. М., 1996; Евсевьев В. Читателя поставить на барьер: Стихи 1956–58 гг. СПб., 1996; Евсевьев В. Корабль безумцев: стихи. СПб., 1997; Флакон: повесть. СПб., 1997 (2000); Евсевьев В. 34: стихи. СПб., 1997; Евсевьев В. В саду бесконечной ясности: стихи. СПб., 1997; Евсевьева Н. Секрет вечной молодости и красоты: эссе. СПб., 1998; Евсевьев В. Спектральный крест: стихи. СПб., 1998; Не только Довлатов: сб. СПб., 1998 (USA, 2002); Евсевьев В. Спектральный крест: стихи. СПб., 1998; Технология рабства: фрагмент романа «Зомби». СПб., 1999; Зомби. Стальноголовые. СПб., 1999; Башня: повесть. США, 1999; Евсевьев В. Сад богов (стихи на англ. яз.). Портленд, 1999; Когда мир стал для него мучительной болью: эссе. СПб., 2000; Очевидцы грядущего: альм. СПб., 2001; Пока помнят-живы: очерки, избр. инт. СПб., 2001; Право жить имеет только победитель: повесть. США, 2003 (СПб., 2003); Евсевьев В. На берегу океана Вечность: в 2 т. СПб., 2005; Терминатор: фрагмент автобиогр. романа «Париж нашей молодости». СПб., 2005; Зомби. СПб., 2005; Зомби. Третье тысячелетие: лит. киносценарий. СПб., 2005; Гибель Марины Цветаевой. СПб., 2006; Освобожденный Дон-Жуан. СПб., 2007; Лермонтов: эссе. СПб., 2008; Вашингтонская рублёвка: фрагмент автобиогр. романа «Париж нашей молодости». СПб., 2008; Секретные таблицы Ватикана: фрагмент автобиогр. романа «Париж нашей молодости». СПб., 2009; Арка Цезаря: фрагмент автобиогр. романа «Париж нашей молодости». СПб., 2010; Соломенные крыши Рамбуйе: фрагмент автобиогр. романа «Париж нашей молодости». СПб., 2012; Ахматова и Николай Второй Романов: повесть. СПб., 2013; Зачем Гумилев приехал в Петроград: исследование. СПб., 2013; Евсевьев В. Коломна: От Серебряного века до наших дней: стихи. СПб., 2013; Анна Ахматова в лабиринте судьбы. СПб.: Золотой лев, 2014; Лермонтов. 200 лет. СПб.: Золотой лев, 2014; Львиный мост. СПб.: Золотой лев, 2015; Преображение. СПб.: Золотой лев, 2016; Дух и душа Петербурга. СПб.: Золотой лев, 2017; Доминат. СПб.: Золотой лев, 2017; Орфей. СПб.: Золотой лев, 2018.

Лит.: Каверзин В. Контакты // Веч. Л-д. 1989. № 14; Голубева Г. Вместе с Россией // Мир женщины М., 1992, дек.; Раевская М. Творение бытия // СПб. панорама. 1993. № 6; Грикуров Н. Зомби // Новый Петербург. 1994. № 6; Краюхин С. Ворочаться в постели приятней, чем стоять на пьедесталах <Бродский из книги ВИН>// Известия. М., 1996. № 96; Сидорова Н., Покровский О. WIN Наталья и Владимир Евсевьевы // Питерbook. 1997. № 20; Инт. с ВИН // Открытый город. 1999. № 6; Merril C. Show // Art New England, NY. USA, 1999, арr.-may; Крыжановский А., Александров А., Довлатов С., Покровский О., Лурье С., Нардини Р., Тимофеев А., Вологдина А., Панин М., Рак И., Струве Н., Павловский А. <Об авторах и книге> // ВИН. Очевидцы грядущего: альм. СПб., 2001; Петров В. Невинные беседы / инт. с ВИН. СПб., 2001; Петров В. Крепкие гвозди / инт. с ВИН. СПб., 2001; Арт А. Башня света ВИН // Ваш досуг. 2003. № 18–21; Самиздат Л-да: 1950-е ― 80-е. Лит. энц. М., 2003; Желтов В. Бродский хотел угнать самолет // Смена. СПб., 2004. № 64. 7 апр.; Берковская А. Код Филонова / инт. с ВИН // МК в Питере. СПб., 2008. № 50. 10 дек.; Иванов А. Штрихи к триптиху Фрэнсиса Бэкона // Леди Тайм. 2008. № 8/9; Берковская А. Жертва № 168 <Николай Гумилёв> // МК в Питере. 2009. 1–8 июл.; Столярова О. От Серебряного века до наших дней // Петерб. Коломна. 2012. № 2 (57); Желтов В. [Инт.] // Доминат. СПб.: Золотой лев, 2017. Сайт: www.winworks.ru

В. Желтов

  • ВИН