Виноградов Иван Иванович
ВИНОГРА́ДОВ Иван Иванович [8.5.1920, д. Глебездово Новгородской обл. - 13 (по др. сведениям 18).9.1999, СПб.] - прозаик.
Родители крестьяне. Стихи начал писать еще в школе.
Перв. публикация - частушки в районной газ. Новоржевского р-на Псковской обл. (1935).
В 1940 окончил Лен. строительный техникум. Лит. становлению В. способствовали занятия в лен. студии при Промкооперации, кот. рук. поэты А. Крайский и М. Троицкий.
Великую Отеч. войну начал в отдельном саперном батальоне одной из дивизий Лен. народного ополчения. Служил сапером, был начальником клуба, политруком. Став воен. журналистом, с 1942 печатал в дивизионной и фронтовых газ. статьи, очерки, рассказы, стихи, посвящ. армейской жизни, службе саперов.
В послевоен. сб. «Поэты Крыма» вкл. стихи В. В 1951 в Хабаровске изд. книга рассказов писателя « Белая степь ».
Произведения В. можно разделить на те, кот. посвящены войне и на те, в кот. речь идет о жизни армии в мирные дни. Обратившись к серьезной писательской работе сравнительно поздно, В. почти с самого начала предстал перед читателями сформировавшимся художником. Его худож. речь верно отражает стихию живой устной речи. Ему присуще чувство поэтич. соразмерности, его произведения отличаются строгой и четкой композицией, небольшим кол-вом сюжетных линий.
В 1956 окончил воен. училище. До демобилизации (1963) служил в разных районах страны, от Крыма до Крайнего Севера, что обогатило его знание жизни, характеров. Особенно увлек Север, кот. и посвящены перв. кн. В. Он стремился найти в современниках те черты характера, что были хорошо знакомы ему по воен. годам,- мужество, постоянная готовность к риску. Пережитый воен. опыт исподволь помогал писателю понимать поступки людей в сложных драматич. ситуациях. Однако в сб. очерков и рассказов « Пост № 9 » (1954), « Вторая находка » (1956), « Иней на ресницах » (1958) почти нет воспоминаний о войне. Воен. проза пришла позже и органично вписалась в лит. атмосферу кон. 1950-х и нач. 1960-х.
В 1962 принят в СП СССР (позже СП России).
Воен. проза В. подкупает своей достоверностью, в ней чувствуется документальность и правдивость без прикрас, кот. одно время не без осуждения называли «окопной правдой». Дневники, кот. постоянно вел В., позволили ему не только создать психологич. правдивые характеры, присущие опр. времени или даже отрезку времени, но и насытить свои рассказы и повести конкретными жизненными чертами, штрихами и бликами. Читатель чувствует невыдуманность такой прозы и полностью доверяет писателю. Ставка на достоверность, отсутствие условно-беллетристических условностей - этими качествами В. близок воен. прозе нач. 1960-х (Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Быков, А. Ананьев, В. Астафьев, В. Курочкин, Е. Носов, А. Адамович, Вяч. Кондратьев и др.). Проза В. при внешней «заземленности» всегда содержит в себе высокую духовную вертикаль, поднимающую глаза и души его героев к небу. Эта проза высоких нравств. ориентиров. Произведения В. так густо заселены, так подробны в освещении «мелочей» (из них и складывается жизнь), что создают в совокупности панораму войны, где есть и малое, и великое, но они объединены и уравнены высокой нравств. вертикалью. Дробность повествования не мешает читателю воспринимать мир объемно, в движении, когда сиюминутная ситуация позволяет догадываться о ее будущих последствиях и оценках. Он пишет, напр., о сентябрьских событиях 1941 под Л-дом: «Где-то правее шел бой. Потом говорили, это водил бойцов в атаку Ворошилов и был при этом легко ранен. Много лет спустя мы станем осуждать маршала за эту его старомодность, а он, в сущности, тоже был ополченцем, он еще не знал такой войны». Это было написано еще до того времени, когда была проанализирована «старомодность» сов. воен. доктрины 1930-х. В. не склонен был что-либо кардинально пересматривать и осуждать. Он сохранял в себе коммунистическое, «партийное» начало и в этом отношении был вполне «старомоден». Но его худож. проза о войне проникнута такой правдой и человечностью, что она порою шла как бы впереди его полит. установок. Очень характерна его фраза из миниатюры « Здравствуй, мир! »: «Не спугнуть бы лишней громкостью» тишину обретенной Победы. И вся его воен. проза проникнута стремлением передать душевные переживания, потаенный всплеск эмоций. Для него главное - человечность, основное и всеобъемлющее - человек. Характерна в этом отношении повесть « Потери - один человек ». Ее гл. мысль: один человек - это очень много, для погибшего человека - погиб весь мир, а к его матери пришла страшная, оглушающая боль. Между тем в сводке о прошедшем бое чувствуется удовлетворенность, ведь потери - всего один человек. Эта маленькая повесть, в худож. отношении уступающая « Немой атаке » или « Белой весне», «Дороге », по силе воздействия на читательскую душу, по всей концентрированности и символичности может быть поставлена в центр его тв-ва. Критика доброжелательно, а иногда и очень высоко оценивавшая вклад В. в воен. прозу, отмечала, что он как писатель обладал живым чувством народа.
В 1995 выступил в кач-ве составителя сб. повестей и рассказов лен. писателей-фронтовиков «Была война» (Л.: Лениздат, 1995).
Архив: ЦГАЛИ СПб. Ф. 570. 26 ед. хр. 1942–92 гг. - включает рукописи романов « Подробности жизни», «Плотина», «Дикий голубь »; повестей, рассказов, пьесы « Брат ты мой »; автобиографию, рец.
Соч.: Белая степь: рассказы. Хабаровск, 1951; Пост № 9: рассказы. М., 1954; Вторая находка: рассказы. Хабаровск, 1956; Иней на ресницах: рассказы. М., 1958; Полоса препятствий. М., 1960; Где сходятся дороги: рассказы. М., 1962; Земля - Небо - Земля: повести и рассказы. М., 1962; Колумб третьей переправы: фронтовые страницы. М., 1965; Шагай, капитан: повести и рассказы. М.: Воениздат, 1965; Мое несказанное слово: повести и рассказы. M.: Воениздат, 1969; Его большое поле: повести. Л.: Лениздат, 1972; Немая атака. Л., 1973; Жизнь продленная: повести. Л.: Сов. писатель, 1975 (1978, 1985); Потери - один человек: повести. М.: Воениздат, 1976 (1980); Подробности жизни: роман. Л.: Сов. писатель, 1980 (1983); Потери - один человек. Утро Победы. Дом. Волны. Л., 1980; Плотина: роман // Звезда. 1981. № 2, 3 (М.: Сов. писатель, 1982); Голос жалейки. Л.: Лениздат, 1985; Избр. / вст. ст. Л. И. Емельянова. Л.: Худож. лит-ра, 1988; Дикий голубь. М.: Сов. писатель, 1989; Навеки твой: роман, написанный непосредственным участником всего в нем происходящего. СПб.: Дума, 2003.
Лит.: Полянский Д. Стерегущие небо // Красная звезда. 1963. 22 мая; Зотов М. «Голубая Русь» сегодня: О прозе Ивана Виноградова // Знамя. 1973. № 3; Раковский Л. Раздумья очевидца: О прозе Ивана Виноградова // Аврора. 1978. № 5; Емельянов Л. Правда простых историй // Виноградов И. Избр. Л., 1978; № 8; Кокосов М. Время - жизнь // Звезда. 1979. № 9; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Шеломенцева М. Прошлое и настоящее // Нева. 1983. № 2; Русская литература XX в. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиогр. словарь. М., 1995. Т. 1; Батурина Т. Человек из легенды // Батурина Т. Ратоборцы слова. СПб., 2008; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб., 2011.
А. Павловский