Виноградов Иван Иванович


ВИНОГРА́ДОВ Иван Иванович [8.5.1920, д. Глебездово Новгородской обл. - 13 (по др. сведениям 18).9.1999, СПб.] - прозаик.

Родители крестьяне. Стихи начал писать еще в школе.

Перв. публикация - частушки в район­ной газ. Новоржевского р-на Псковской обл. (1935).

В 1940 окончил Лен. строительный техникум. Лит. становлению В. способст­вовали занятия в лен. студии при Промкооперации, кот. рук. поэты А. Крайский и М. Троицкий.

Великую Отеч. войну начал в отдельном саперном батальоне одной из дивизий Лен. народного ополчения. Служил сапером, был начальником клуба, политруком. Став воен. журналистом, с 1942 печатал в дивизионной и фронтовых газ. статьи, очерки, рассказы, стихи, посвящ. армейской жизни, службе саперов.

В послевоен. сб. «Поэты Крыма» вкл. стихи В. В 1951 в Хабаровске изд. книга рассказов писателя « Белая степь ».

Произведения В. можно разделить на те, кот. посвящены войне и на те, в кот. речь идет о жизни армии в мирные дни. Обратившись к серьезной писательской работе сравнительно поздно, В. почти с самого начала предстал перед читателями сформировавшимся художником. Его худож. речь верно отражает стихию живой устной речи. Ему присуще чувство поэтич. соразмерности, его произведения отличаются строгой и четкой композицией, небольшим кол-вом сюжетных линий.

В 1956 окончил воен. училище. До демобилизации (1963) служил в разных районах страны, от Крыма до Крайнего Севера, что обогатило его знание жизни, характеров. Особенно увлек Север, кот. и посвящены перв. кн. В. Он стремился найти в современниках те черты характера, что были хорошо знакомы ему по воен. годам,- мужество, постоянная го­товность к риску. Пережитый воен. опыт исподволь помогал писателю понимать по­ступки людей в сложных драматич. ситу­ациях. Однако в сб. очерков и рассказов « Пост № 9 » (1954), « Вторая находка » (1956), « Иней на ресницах » (1958) почти нет воспомина­ний о войне. Воен. проза пришла позже и органично вписалась в лит. атмосферу кон. 1950-х и нач. 1960-х.

В 1962 принят в СП СССР (позже СП России).

Воен. проза В. подкупает своей досто­верностью, в ней чувствуется документаль­ность и правдивость без прикрас, кот. одно время не без осуждения называли «окопной правдой». Дневники, кот. по­стоянно вел В., позволили ему не только со­здать психологич. правдивые характеры, присущие опр. времени или даже отрезку времени, но и насытить свои расска­зы и повести конкретными жизненными чер­тами, штрихами и бликами. Читатель чувству­ет невыдуманность такой прозы и полностью доверяет писателю. Ставка на достоверность, отсутствие условно-беллетристических условностей - этими качествами В. близок воен. прозе нач. 1960-х (Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Быков, А. Ананьев, В. Аста­фьев, В. Курочкин, Е. Носов, А. Адамович, Вяч. Кондратьев и др.). Проза В. при внеш­ней «заземленности» всегда содержит в себе высокую духовную вертикаль, поднимающую глаза и души его героев к небу. Эта проза высоких нравств. ориентиров. Произведе­ния В. так густо заселены, так подробны в ос­вещении «мелочей» (из них и склады­вается жизнь), что создают в совокупности панораму войны, где есть и малое, и великое, но они объединены и уравнены высокой нравств. вертикалью. Дробность повест­вования не мешает читателю воспринимать мир объемно, в движении, когда сиюминут­ная ситуация позволяет догадываться о ее будущих последствиях и оценках. Он пишет, напр., о сентябрьских событиях 1941 под Л-дом: «Где-то правее шел бой. Потом говорили, это водил бойцов в атаку Ворошилов и был при этом легко ранен. Мно­го лет спустя мы станем осуждать маршала за эту его старомодность, а он, в сущности, тоже был ополченцем, он еще не знал такой вой­ны». Это было написано еще до того време­ни, когда была проанализирована «старо­модность» сов. воен. доктрины 1930-х. В. не склонен был что-либо карди­нально пересматривать и осуждать. Он со­хранял в себе коммунистическое, «партий­ное» начало и в этом отношении был вполне «старомоден». Но его худож. проза о войне проникнута такой правдой и человечностью, что она порою шла как бы впереди его полит. установок. Очень характерна его фраза из миниатюры « Здравствуй, мир! »: «Не спугнуть бы лишней громкостью» тишину обретенной Победы. И вся его воен. проза проникнута стремлением передать душевные переживания, потаенный всплеск эмоций. Для него главное - человечность, основное и всеобъемлющее - человек. Характерна в этом отношении повесть « Потери - один человек ». Ее гл. мысль: один человек - это очень много, для погибшего человека - погиб весь мир, а к его матери пришла страш­ная, оглушающая боль. Между тем в сводке о прошедшем бое чувствуется удовлетворен­ность, ведь потери - всего один человек. Эта маленькая повесть, в худож. отношении усту­пающая « Немой атаке » или « Белой вес­не», «Дороге », по силе воздействия на чи­тательскую душу, по всей концентрированности и символичности может быть поставлена в центр его тв-ва. Критика доброжелательно, а иногда и очень высоко оценивавшая вклад В. в воен. прозу, отмечала, что он как писатель обладал живым чув­ством народа.

В 1995 выступил в кач-ве составителя сб. повестей и рассказов лен. писателей-фронтовиков «Была война» (Л.: Лениздат, 1995).

Архив: ЦГАЛИ СПб. Ф. 570. 26 ед. хр. 1942–92 гг. - включает рукописи романов « Подробности жизни», «Плотина», «Дикий голубь »; повестей, рассказов, пьесы « Брат ты мой »; автобиографию, рец.

Соч.: Белая степь: рассказы. Хабаровск, 1951; Пост № 9: рассказы. М., 1954; Вторая находка: рассказы. Хабаровск, 1956; Иней на ресницах: рассказы. М., 1958; Полоса препятствий. М., 1960; Где сходятся доро­ги: рассказы. М., 1962; Земля - Небо - Земля: повести и рассказы. М., 1962; Колумб третьей переправы: фрон­товые страницы. М., 1965; Шагай, капитан: повести и рассказы. М.: Воениздат, 1965; Мое несказанное слово: повести и рассказы. M.: Воениздат, 1969; Его большое поле: повести. Л.: Лениздат, 1972; Немая атака. Л., 1973; Жизнь продленная: повес­ти. Л.: Сов. писатель, 1975 (1978, 1985); Потери - один человек: повести. М.: Воениздат, 1976 (1980); Подробности жизни: роман. Л.: Сов. писатель, 1980 (1983); Потери - один человек. Утро Победы. Дом. Волны. Л., 1980; Пло­тина: роман // Звезда. 1981. № 2, 3 (М.: Сов. писатель, 1982); Голос жалейки. Л.: Лениздат, 1985; Избр. / вст. ст. Л. И. Емельянова. Л.: Худож. лит-ра, 1988; Дикий голубь. М.: Сов. писатель, 1989; Навеки твой: роман, написанный непосредственным участником всего в нем происходящего. СПб.: Дума, 2003.

Лит.: Полянский Д. Стерегущие небо // Красная звезда. 1963. 22 мая; Зотов М. «Голубая Русь» сегодня: О прозе Ивана Виноградова // Знамя. 1973. № 3; Раковский Л. Раздумья очевидца: О прозе Ивана Виногра­дова // Аврора. 1978. № 5; Емельянов Л. Правда про­стых историй // Виноградов И. Избр. Л., 1978; № 8; Кокосов М. Время - жизнь // Звезда. 1979. № 9; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Шеломенцева М. Прошлое и настоящее // Нева. 1983. № 2; Русская литература XX в. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиогр. словарь. М., 1995. Т. 1; Батурина Т. Человек из легенды // Батурина Т. Ратоборцы слова. СПб., 2008; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб., 2011.

А. Павловский

  • Виноградов Иван Иванович