Вишневский Всеволод Витальевич
ВИШНЕ́ВСКИЙ Всеволод Витальевич [8(21).12.1900, СПб. ― 28.2.1951, М.] - драматург, прозаик.
Родился в дворянской семье (отец по специальности межевой инженер, мать - мед. работник). «Семья... была крепкая, культурная. Отец очень много читал, много ездил, работал... Он дважды изъездил Европу, изучал дело за рубежом и затем ставил его в русской армии...» (« Автобиография »). В. учился в петерб. гимназии (с 1909), где одним из его педагогов был В. Янчевецкий (будущий писатель В. Ян). Юность В. совпала с Первой Мировой войной и последующими рев. событиями. В 1914, бросив гимназию и сбежав из дома, поступил юнгой на один из кораблей Балт. флота. С тех пор вся жизнь В. нерасторжимо связана с воен. флотом, с родной для него Балтикой. В итоге Первой Мировой войны «получил три георгиевские награды и настоящий жизненный опыт» («Автобиография»). Фронтовые дневники и записные книжки, кот. В. вел постоянно, послужили мат-лом для его будущих лит. произведений. Свой полит. выбор в пользу большевиков В. сделал между февр. и окт. 1917. В Гражданскую войну был пулеметчиком, командиром и политработником, участвовал в боях на Волге (Волжская воен. флотилия), на Украине (Конная армия Буденного), в Новороссийске (дивизион сторожевых катеров). Тогда же приобщился к систематич. лит. работе: вел «Страничку моряка» в газ. «Красное Черноморье», ред. кот. был Ф. Гладков. Перв. опытом В. в драматургии стал сценарий массового театр. представления « Суд над кронштадтскими мятежниками » (1921), разыгранный рев. матросами в Новороссийске.
Вернувшись после окончания Гражданской войны на Балтику, В. организовал лит. группу «Алые вымпела» (прообраз будущей организации ЛОКАФ), регулярно печатал ст. и очерки в газ. «Красный Балтийский флот». На основе очерков сложились перв. сб. рассказов « За власть Советов » (1924) и « Между смертями » (1925). А они, в свою очередь, наряду с дневниками и записными книжками В., явились источником мн. эпизодов и сцен его будущих пьес. Становление В. как писателя происходило параллельно с его деятельностью воен. историка, преподавателя Военно-морской академии. Уже в перв. его произведениях стремление к документальности, достоверности ист. событий сочеталось с романтич. их видением, героико-патетич. интонацией, как бы укрупнявшей изображаемое до масштабов общепланетарных, космических. Отсюда - интуитивное ощущение, а впоследствии и осознание В. своего родства с художниками такого типа, как В. Маяковский, Вс. Мейерхольд, С. Эйзенштейн, А. Довженко (с последними тремя он был связан творч. общением, перепиской и дружбой).
В «большую лит-ру» В., по его признанию, вывела пьеса « Первая Конная » (1929). Создание ее было связано с двоякой полемич. задачей автора: дать подлинный облик Конармии в противовес И. Бабелю, кот. «был изумлен, испуган» и потому «многого не увидел» (В.), а также найти пути к драматургии нового типа, где действуют не «первопланные фигуры», а рев. массы, где «личное тонет в потоке социально значительных событий» (письмо В. к А. Гвоздеву от 26 янв. 1930). Однако полемика с Бабелем получилась несколько запоздалой и мнимой, что отметил М. Горький в своем отзыве о пьесе: «...хороша она именно тем, что написана в повышенном „героическом” тоне, так же, как „Конармия” Бабеля, как „Тарас Бульба” Гоголя, „Чайковский” Гребенки» (ЛН. Т. 70). Что касается второй цели, то она во многом была достигнута: пьеса В. оказалась действительно не похожей на сценические произведения о революции, созданные ранее В. Билль-Белоцерковским, Б. Лавреневым, К. Треневым, Б. Ромашовым и др. Установка на документальность («Вся вещь - документ». Соч. Т. 5) и хроникальное изложение событий реализовались здесь в 33 сценич. эпизодах, выстроенных посредством лит.-ист. монтажа и объединенных фигурой Ведущего. Неслучайно первооткрывателями и пропагандистами пьесы В. стали лефовцы С. Третьяков (Удивительная пьеса // Правда. 1930. 31 янв.) и В. Перцов (О воен. писателях // ЛГ. 1930. 24 февр.), воспринявшие ее как удачное подтверждение собств. эстетич. принципов. Продолжением своей линии в драматургии считал «Первую Конную» и В. Маяковский (Новый мир. 1952. № 6). Пьеса В. возрождала традиции агитационно-массового театра периода Гражданской войны, но уже на новом уровне историч. сознания. Это обстоятельство учли и в полной мере использовали постановщики «Первой Конной»: А. Дикий в Лен. театре Народного дома (1930) и Моск. театре революции, П. Ильин в Театре ЦДКА (1930) и др.
Органическая близость В. к «левому» искусству определила и его лит.-общественную позицию, очень активную и непримиримую к иным творч. устремлениям и взглядам. С присущим ему «бойцовским» темпераментом он обрушился на М. Булгакова и его пьесу «Дни Турбиных», сыграв поистине геростратову роль в судьбе этого писателя. Будучи человеком крайних взглядов и твердых убеждений, В. не знал, что такое компромисс. Он счел необходимым забрать свою пьесу « На Западе бой » из Театра Вс. Мейерхольда и порвать с ним из-за принятой этим театром к постановке пьесы Н. Эрдмана «Самоубийца». «Пьеса тянет вправо, пьеса не наша» - такой приговор вынес ей автор «Первой Конной». Позднее он сожалел, что воспринимал лит. споры по-военному: «Некоторых своих оппонентов я ненавидел, как врагов на фронте, и нужно было несколько лет, чтобы привести себя в норму, чтобы остыть, чтобы отличить врагов от настоящих друзей». Пьесы « Последний решительный » (1931) и «На Западе бой» (1933), при всей актуальности их тематики, не стали творч. достижением В. Неудержимое стремление драматурга вмешаться в совр. споры об искусстве, опрокинуть устаревшие традиции, сгустком кот. ему представлялись балет Большого театра «Красный мак» и опера «Кармен», отрицательно повлияло на «Последний решительный». Задуманная как произведение о будущей войне, пьеса получилась раздробленной по содержанию, эклектичной по жанру и стилю. Лишь талантливая постановка в мейерхольдовском театре (1931) позволила ей удержаться на сцене. Опыт работы над ней по-своему отозвался и в дальнейшем: по мнению Мейерхольда, заключительная сцена пьесы («Застава № 6») явилась как бы эскизом к будущему фильму В. «Мы из Кронштадта» (Мейерхольд Вс. Статьи, письма, речи, беседы. М., 1968. Ч. 2).
К моменту создания « Оптимистической трагедии » (1933) В. отчасти пересмотрел исходные принципы, на кот. строились прежние его пьесы. Сделал он это не без влияния изв. дискуссии 1930-х о драматургии, в кот. был вовлечен ходом событий. Параллельно В. активно изучал опыт западной драматургии (особенно Шекспира), античной драмы. Не прошел мимо его внимания и горьковский «Егор Булычов». Все это помогло ему осознать, что идея создания «драмы без героев», кот. он отстаивал в кон. 1920-х - нач. 30-х, была изначально ложной. Изменилось и само восприятие рев. эпохи В.: его интересовали уже не столько внешний размах и героика революции, сколько трагич. ее содержание, воплощенное в конкретных человеческих судьбах. В связи с этим на перв. план он выдвинул «критерий человечности» (К. Рудницкий), кот. проверяются взаимоотношения и поступки персонажей «Оптимистической»: Комиссара, Вожака, Алексея, Вайнонена, командира корабля Беринга и др. В то же время В. сохранил то ценное, что было свойственно ему как автору «Первой Конной»: драматизм и поэзию массовых сцен, лаконизм и выразительность диалогов, остроту и динамику действия. Фигуры Ведущих (в «Оптимистической трагедии» их двое) стали еще более активными выразителями авторских переживаний и размышлений. Премьера «Оптимистической трагедии» в Моск. камерном театре (18 дек. 1933, реж. А. Таиров) превратилась в наст. триумф театра и драматурга. Общепризнанный успех В. сопровождался спорами о жанровой природе его произведения и - еще шире - о возможности и специфике трагедии в сов. искусстве. Заглавие пьесы звучало как вызов тем, кто считал, что трагедия вообще немыслима в лит-ре нового об-ва. Между тем автор пьесы и постановщик спектакля именно в столкновении трагедийного и оптимистического искали «тот синтез, кот. должен был вывести... на новую дорогу», - писал А. Таиров (Театральный альм. М., 1947. Кн. 6). Наиболее важной особенностью трагедии нового времени представлялось то, что гибель ее героя (или героини) - «не катастрофа, завершающая события, а кульминация подлинного торжества человеческого духа» (Таиров А. Писатель-боец: Воспоминания о Вс. Вишневском. М., 1963). Иной точки зрения придерживался Горький. Имея в виду полемич. заглавие пьесы, определявшее одновременно и ее жанр, он писал: «При чем тут „оптимизм”? Ведь погибают не враги! Вообще попытка Вишневского выступить в роли Теофиля Готье едва ли может быть признана удачной» (Горький М. СС: в 30 т. М., 1953. Т. 27). Споры эти были во многом обусловлены тем, что по своей жанровой и стилевой природе «Оптимистическая трагедия» - явление уникальное в сов. драматургии. «Действительно оптимистическая и действительно трагедия!» - так определил характер этой пьесы Г. Товстоногов (Зеркало сцены. Л., 1984. Кн. 2), дважды обращавшийся к ее постановке: в 1955 (Лен. акад. театр драмы им. А. Пушкина) и в 1981 (Лен. БДТ им. М. Горького). При этом в спектакле БДТ реж. возродил трагич. финал первого варианта пьесы (Новый мир. 1933. № 2), где погибал не только Комиссар, но и весь сформированный ею матросский полк. Стремлением к новой, хотя и не бесспорной, сценич. интерпретации «Оптимистической трагедии», отличной от таировской, был отмечен спектакль реж. М. Захарова в Моск. театре им. Ленинского комсомола (1983).
В 1936 по сценарию В. был создан фильм «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Дзиган), популярность кот. сопоставима с «Чапаевым» братьев Васильевых. Картина была одобрена С. Эйзенштейном, воспринявшим ее как продолжение «эпического стиля советской кинематографии, кот. был начат... «Броненосцем „Потемкин”» (Эйзенштейн С. Избр. произведения: в 6 т. М., 1968. Т. 5). Успех фильма заставил В. на время забыть о театре, укрепил в нем желание работать в кино. Так появился фильм-роман « Мы, русский народ » (1937), а вместе с ним и возможность продолжить сотрудничество с Е. Дзиганом в постановке картины по этому произведению. Однако работа над фильмом не была закончена из-за развернувшейся в печати критики данного произведения В. после публикации его в ж. «Знамя» (1937. № 11). Лишь в 1966 сценарий «Мы, русский народ» был воплощен на экране реж. В. Строевой.
В годы Великой Отеч. войны В. возглавлял оперативную группу писателей при политуправлении Балтфлота. По заданию последнего он вместе с А. Кроном и Вс. Азаровым написал героич. комедию « Раскинулось море широко ...», поставленную Лен. театром муз. комедии в 1942. Через год в Барнауле ее воплотил на сцене Камерного театра А. Таиров (музыку к спектаклю написал Г. Свиридов). Беспримерному подвигу ленинградцев в дни войны посвящ. пьеса В. « У стен Л-да », подтвердившая его приверженность трагич. теме. Она появилась на сценах Театра Краснознаменного Балтийского флота (1944) и Камерного театра (1945). Пьесы эти выполнили свою миссию и отошли в прошлое. Зато полностью сохранили свое значение дневники В. воен. лет, кот. он при жизни не публ. «Того, что им было пережито и записано в Отечественную войну,- утверждал Вс. Азаров,- хватило бы на десять „Первых Конных” и „Оптимистических трагедий”». Впервые « Дневники военных лет », как и др. прозаич. произведения В. (эпопея « Война », 1929–39; неоконч. повесть « Жизнь человеческая », 1935), были изд. лишь в посмертном СС писателя.
В посл. своей пьесе « Незабываемый 1919-й » (1949) В. вернулся к излюбленной теме Гражданской войны, обороны Пг. Приуроченная к 70-летию Сталина и одобренная им, эта пьеса, вопреки мнению самого автора, не стала достойным завершением его творч. пути. Большой внешний успех, выпавший на долю пьесы (она была поставлена почти во всех драм. театрах страны; в 1952 вышел на экраны одноименный фильм), не мог заслонить ее ложной историч. основы. В истории сов. драматургии она осталась как пример откровенного панегирика «вождю всех народов».
Соч. : СС: в 5 т. / вст. ст. К. Симонова. М., 1954–60. (Т. 6. Доп. 1961); Статьи, дневники, письма о лит-ре и искусстве. М., 1961; Избр. М., 1984; Сов. писатели: Автобиографии. М., 1959. Т. 1.
Лит.: Рудницкий К. Портреты драматургов. М., 1961; Анастасьев А. Вс. Вишневский: Очерк тв-ва. М., 1962; Писатель-боец. Воспоминания о Вс. Вишневском. М., 1963; Азаров Вс. Вс. Вишневский: Докум. повесть. 2-е изд., доп. Л., 1970; Хелемендик В. Вс. Вишневский. 2-е изд. М., 1983 (ЖЗЛ); Миронова В. Театр Вс. Вишневского. Л., 1986; Корниенко Н. В. Дневники Вс. Вишневского как исторический и литературный документ // ХХ век в зеркале эпистолярия, дневников, мемуаров. М., 2015.
В. Муромский