ВЛÁСОВ Андрей Николаевич [17.10.1955, г. Котлас Архангельской обл.] - литературовед, фольклорист.
Родился в семье рабочих. В 1976 поступил на филол. фак-т Сыктывкарского гос. ун-та. С первого курса выезжал в археографич. экспедиции на Печору. Дипломное сочинение « Этнографические очерки М. Пришвина » под рук. Т. Я. Гринфельд защитил в 1981. С 1981 по 1985 учился в аспирантуре при кафедре русской лит-ры ЛГУ под рук. Н. С. Демковой. За время учебы в аспирантуре прошел подготовку полевой фольклористич. работы у А. М. Мехнецова в Ленинградской консерватории и усовершенствовал навыки археографич. работы у А. А. Амосова в Отделе рукописей БАН. В дек. 1985 защитил канд. дис. на тему « Проблемы изучения книжной и лит. традиции Великого Устюга и СольвычегодскаXVI–XVII вв .». В том же году принят на должность асс. кафедры лит-ры Сыктывкарского ун-та. Читал лекционный курс по русскому фольклору. С этого же вр. начал планомерные фольклорно-археографич. полевые исследования на территории Коми, Архангельской, Кировской, Вологодской обл. Был одним из организаторов и руководителей Проблемной лаборатории фольклорно-археографич. исследований, созданной в 1988. С 1989 по 1998 занимал должность декана филфака СГУ и одновременно был руководителем лаборатории. В 1995 защитил докт. дис. « Устюжская лит. традиция: генезис и эволюция повествовательных формXVI–XVII вв .». В 1996 организовал кафедру фольклора и истории книги в СГУ, был ее заведующим. С 1998 проф.
С 2001 начал работу в кач-ве профессора каф. русской лит-ры РГПУ им. А. И. Герцена. Возобновил работу кабинета по традиционной культуре при кафедре. В 2003 при Фундаментальной биб-ке РГПУ организовал отдел редкой книги и руководил им (по совм.) до 2008.
С 2005 начал работать по совм. в Отделе народнопоэтического тв-ва ИРЛИ в должности вед. науч. сотрудника. В апр. 2010 избран на должность зав. Отдела русского фольклора.
Печатается как литературовед с 1986. Автор кн. « Книжная культура Устюга Великого и Сольвычегодска в XVI–XVII вв. » (Сыктывкар, 1991), « Сольвычегодская старина » (Сыктывкар, 1994), « Устюжская лит-ра XVI–XVII вв .» (Сыктывкар, 1995), «История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы» (Сыктывкар, 1996), « Алексей Осокин. История города Соли Вычегодской » (Сыктывкар, 1997). Составил сб. «”А в Усть-Цильме поют...” Традиционный песенно-игровой фольклор» (Сыктывкар, 1992).
Соч .: Илья Муромеч. Кирьян Варьян. Мича Роман. Романича. Педор Кирон. Олексея божья (статьи) // Мифология коми. Энц. уральских народов. Т. 1. М .-Сыктывкар, 1999; On the History of the Old Belief in the Komi Republic // «Silent as waters we live»: Old Believers in the Russia and abroad. Cultural encounter with the Finno-Ugrians. SKS/FLS. Studia Fennica. Folkloristica 6. Helsinki, 1999; «Впух-прах разрушающий» // Связь времен. Сыктывкар, 2000; Фольклорное двуязычие в традиц. культуре коми // Традиционная культура. 2000. № 2; Сказители печорских старин // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера. Петрозаводск, 2000; Образ «пьяницы» в народной литературе Севера // Мужской сб. Вып. 1. М ., 2001; Русский фольклор в Республике Коми // Атлас Республики Коми. М., 2001. Свадьба. Похороны. Рождение // Lexicon der russische kulture. Frankfurt, 2002; «Пляска смерти» в фольклорной культуре Усть-Цильмы // Традиц. модели в фольклоре, лит-ре, искусстве. СПб., 2002; Коми старообрядцы Печорского края // Взаимодействие книжных традиций Поморья, Урала и Сибири в XVII-XX вв. сб. Екатеринбург, 2002; Русские сюжеты в коми фольклоре // Этнопоэтика и традиция: сб. М., 2003; Проблемы формирования фонда редких книг фундаментальной биб-ки им. имп. Марии Федоровны // Мат-лы междунар. науч.-практич. конф. СПб., 2003; Традиция осмысления одного сюжета: «История о Фроле Скобееве» и «Домик в Коломне» А. С. Пушкина // «Он видит Новгород Великой…». Мат-лы VII междунар. пушкинской конф. СПб.; В. Новгород, 2004; Формы городского текста культуры севернорусской провинции // Историко-культурное наследие Русского севера: Мат-лы IX Каргопольской науч. конф. Каргополь, 2006; Пространственно-временные границы локальных / региональных традиций // Славянская традиц. культура и совр. мир. Вып. 10. М ., 2007; Поздняя повесть о Стефане Пермском и Сказание о пермских епископах (проблемы лит. преемственности) // ТОРДЛ. СПб., 2007. Т. 58; Печорские былинные новообразования (проблемы интерпретации) // Художественный текст: Восприятие. Анализ. Интерпретация: Сб. Вильнюс, 2008; Народный исполнитель в контексте письменной культуры // Славянская традиц. культура и совр. мир. Вып. 11. М ., 2008; Проблемы генезиса народной необрядовой лирич. песни // Актуал. проблемы совр. фольклористики и изучения классич. наследия русской лит-ры: Сб. СПб., 2009; Житийные повести и сказания о святых юродивых Прокопии и Иоанне Устюжских. СПб., 2010; Саморефлексия в традиц. культуре как объект комплексного исследования // Мат-лы Второго Всероссийского конгресса фольклористов. Т. 3. М ., 2011; Ранние источники в изучении эпич. традиции Зимнего берега Белого моря // Классич. фольклор сегодня: Мат-лы конф. СПб., 2011; Сказания и повести о местночтимых святых и чудотворных иконах Вычегодско-Двинского края. СПб., 2011; Типичное и особенное в устных и письменных формах нарративов о местных святых и чудотворных иконах // Believe Narrative Genres: Papers of The Third BNN, ISFNR Simposium. Novi Sad, 2013; Фольклорное двуязычие в традиционной культуре коми // Народная культура в слове и тексте: сб. Сыктывкар, 2013.