Водолазкин Евгений Германович


ВОДОЛА́ЗКИН Евгений Германович [21.2.1964, Киев] - литературовед, прозаик.

Окончил филол. фак-т Киевского гос. ун-та им. Т. Г. Шевченко (1986). В том же году поступил в аспирантуру при Отделе древнерусской лит-ры (ОДРЛ) ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН, где в 1990 защитил канд. дис. « Хроника Георгия Амартола в древнерусской лит-ре », а в 2000 - докт. дис. « Всемирная история в лит-ре Древней Руси (на мат-ле хронографического и палейного повествования XI–XV вв.) ». В штат ИРЛИ зачислен в 1990, с 2005 - вед. науч. сотрудник. С 1990 по 1993 - уч. секретарь ОДРЛ.

Автор исследований в обл. древнерусского ист. повествования, экзегезы и агиографии. Публикуется в «Трудах ОДРЛ», серии «Книжные центры Древней Руси», альм. «Текст и традиция», ж-ле «Русская лит-ра» и др. изданиях; принимал участие в подготовке энц. «Слова о полку Игореве» и «Библиотеки лит-ры Древней Руси». В 1992 в связи с получением Д. С. Лихачевым Тепферовской премии, предусматривавшей годичную стажировку ученика лауреата в Германии, был приглашен Мюнхенским ун-том, где изучал западную медиевистику и читал лекции.

Совм. с Г. М. Прохоровым и Е. Э. Шевченко изд. кн. « Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские » (1993, 1994). Участвовал в ряде конф. в России и за рубежом, в т.ч. в Междунар. съездах славистов в Кракове (1998) и Любляне (2003). В 1998 в ИРЛИ организовал междунар. конф. « Монастырская культура: Восток и Запад » (мат-лы конф. составили основу одноименного сб. статей, вышедшего в 1999).

В 1998–2002 как стипендиат Фонда Александра фон Гумбольдта занимался исслед. работой в биб-ках Германии. В 2000 в Мюнхене опубл. монографию « Всемирная история в лит-ре Древней Руси », где разработал и обосновал новую концепцию древнерусского ист. повествования.

С нач. 2000-х наряду с науч. исследованиями печ. публицистич. и научно-популярные работы (в газ. «Независимая газ.», «Новая газ.», «ЛГ», «Известия», «Российская газ.», ж-лах «Звезда», «Огонек», «Эксперт», «Знамя», «Сноб» и др.). Короткие зарисовки из жизни ученых, воспоминания о близких автору людях, эссе и этюды вошли в кн. « Инструмент языка. О людях и словах»(М., 2012; 2-е изд. «Дом и остров, или Инструмент языка». М., 2014).

В 2002 выступил как сост. и отв. ред. кн. « Дмитрий Лихачев и его эпоха. Воспоминания. Эссе. Документы. Фотографии » (2-е, доп. изд.: СПб., 2006), в кот. вошли воспоминания и эссе выдающихся ученых, писателей и обществ. деятелей .

В 2005 выпустил роман « Похищение Европы. История Кристиана Шмидта, рассказанная им самим », действие кот. разворачивается в Зап. Европе и России. Повествование ведется от лица немецкого юноши Кристиана (в известной мере он персонифицирует Европу со всеми ее противоречиями), кот. знакомится с русской девушкой. Его личность формируется через постижение иной (русской) цивилизации. Острота сюжета служит решению ряда поставленных автором вопросов - Восток и Запад, вера и безверие, проблема войн в совр. обществе, манипулирование обществ. сознанием и т.д. Одна из важных тем книги - обществ. реакция на события в Югославии 1999-го. Общ.-политический акцент книги автор впоследствии счел ее недостатком. В дальнейшем В. приходит к иной философии, кот. определяет как «христианский персонализм», с социальной активностью не связанный. Гл. задачей человека, по В., является самосовершенствование.

Роман « Соловьёв и Ларионов»(2009) о белогвардейском генерале Ларионове и его исследователе, аспиранте-историке Соловьеве, стал финалистом Премии Андрея Белого (2009) и «Большой книги» (2010). Один из прототипов Ларионова - прадед В., сражавшийся в рядах Белой армии («Новая газ.». 2009. 5 нояб.). Суть кн. - поиски героем самого себя, смысла существования. Жизнь историка оказывается тесно переплетена с судьбой его героя.

Науч. среда представлена в романе в гротескном, подчас пародийном виде. «В. умело прячет среди изысканной повествовательной “болтовни” и занятных сносок главного персонажа своего произведения - тоску. Это чувство одолевает всех героев романа <…>. Она - движущий механизм, изобретательно запущенный автором», - считает М. Рахимов. - «…роман найдет путь к душе любого читателя. Ведь тоска присуща каждому. Просто тоскует каждый о своем».

Роман « Лавр » (2012), по мнению А. Варламова, «стал одним из главных литературных событий 2012 года». Кн. представляет собой житие древнерусского лекаря Арсения, кот. проходит путь от врачевателя до отшельника, помогая людям преодолевать собств. страхи. Время в романе течет нелинейно, проступая то современностью, то вечностью. Автору «удается пройти по лезвию ножа, выдержав правильный баланс между дремуче-архаичным и сверхсовременным, ироничным и трагичным» (М. Визель). «Используя интонации древнерусских текстов, автор причудливо смешивает разные эпохи и языковые стихии, даря читателю не гербарий, но живой букет», - говорится в аннотации к книге. Л. Данилкин находит в романе ощущение «карнавальности - удивительного мира, где верх в любой момент может стать низом и наоборот» (www.afisha.ru/book/2220). По мнению читателей, «философский смысл произведения заключается в том, что автор ненавязчиво подталкивает к размышлениям о взаимоотношениях каждого человека с Богом, с собственной совестью, о поисках смысла своего существования, предначертанности пути и возможности влиять на ход событий»; автор «рассуждает об истинном христианстве и суеверности и темности русского народа, о его непознаваемой широкой душе, в кот. уживаются свинство и святость, о времени, о знании и вере, свободе и предопределении. Делает он это в афористичной, притчевой, поучительной форме и с каким-то всезнающим спокойствием и торжественностью» (сайт www.labirint.ru/reviews/goods/364570).

Роман «Лавр» удостоен лит. премий «Большая книга» и «Ясная Поляна», а также Международной премии Милована Видаковича (Сербия) и русско-итальянской Премии Горького (Сорренто). В дек. 2017, по версии газ. «Гардиан», роман «Лавр» вошел в топ-10 романов мировой лит-ры о Боге.

Свое творч. кредо В. выразил так : «Есть то, о чем легче говорить в древнерусском контексте. Например, о Боге. Мне кажется, связи с Ним раньше были прямее. Важно уже то, что они просто были. Сейчас вопрос этих связей занимает немногих, что озадачивает. Неужели со времен Средневековья мы узнали что-то радикально новое, что позволяет расслабиться? Неужели мобильные телефоны отменили смерть?.. Кажется, я начал понимать Древнюю Русь изнутри» («Российская газ.». 2010. 16 июн.).

В 2016 опубл. роман «Авиатор» . Герой романа - человек в состоянии tabula rasa : очнувшись однажды на больничной койке, он понимает, что не знает про себя ничего - ни имени, ни кто он такой, ни где находится. В надежде восстановить историю своей жизни, он начинает записывать посетившие его воспоминания, отрывочные и хаотичные: Петербург начала ХХ века, дачное детство в Сиверской и Алуште, гимназия и первая любовь, революция 1917-го, влюбленность в авиацию, Соловецкий лагерь 1930-х. Роман противопоставляет историю всеобщую истории личной. По В., история личная оказывается важнее всеобщей. «Авиатор» удостоен лит. премий «Большая книга» (2016; 2-я премия) и «Клио» (2018).

С 2013 В. - гл. ред. альманаха «Текст и традиция», с 2014 - член жюри лит. премии «Ясная Поляна». В 2017 избран почетным доктором Бухарестского ун-та, удостоен премии «Русский Рим». В 2018 в Ягеллонском ун-те (Краков) прошла Международная конф. «Знаковые имена совр. русской лит-ры: Евгений Водолазкин», в кот. приняли участие более 90 исследователей из 19 стран мира (по материалам конф. выпущен сб. статей).

Книги В. переведены более чем на 30 языков.

Соч.: Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1993 (совм. с Г. М. Прохоровым и Е. Э. Шевченко; 2-е изд.: 1994); Всемирная история в лит-ре Др. Руси (на мат-ле хронографического и палейного повествования XI–XV вв.). Мюнхен, 2000 (2-е изд.: СПб., 2008); Дмитрий Лихачев и его эпоха: Воспоминания. Эссе. Док-ты. Фотографии. СПб., 2002 (2-е изд.: 2006); Похищение Европы: История Кристиана Шмидта, рассказанная им самим. СПб., 2005; Соловьев и Ларионов: [Роман-исследование]. М., 2009; Часть суши, окруженная небом: Соловецкие тексты и образы. СПб., 2011; Инструмент языка. О людях и словах. М., 2012 (2-е изд.: Дом и остров, или Инструмент языка. М., 2014); Лавр: Неисторический роман. М., 2012; Совсем другое время: сб. рассказов. М., 2013; Пара пьес. Иркутск, 2014; Петербургские драмы. СПб., 2015; Авиатор: роман. М., 2016.

Лит.: Роман воспитания [Рец. на «Похищение Европы»] // ЛГ. 2006. № 20; Рахимов М. Аспирант его превосходительства. Об отцовском чувстве историка, усыновляющего чужое время // НГ Ex libris. 2010. 18 марта; Яковлев А. Пенальти - дали! // ЛГ. 2010. 13 окт.; Рычкова О . Истина на поводке. Финалист «Большой книги» Евг. Водолазкин о юродивых, Михаиле Шемякине и нелюбви к кокошникам // Российская газ. 2010. 16 июн.; Биргер Л. [рец.: «Инструмент языка»] // КоммерсантЪ-Weekend. 2011. 2 дек.; Антонова М. Летописец Пушдома. О добром человеке из Петербурга, аспирантах, котах и водке // НГ Ex libris. 2012. 22 март.; Данилкин Л. Ист. роман про людей XV в. // Афиша. 2012, дек.; Кучерская М . Евгений Водолазкин: С точки зрения вечности // Ведомости. 2012. 7 дек.; Лавр непросто открывался / беседа А. Варламова с Е. Водолазкиным // Российская газ. 2013. 11 янв.; Морозова Т. Стать Лавром (О книге Евгения Водолазкина «Лавр») // Знамя. 2013. № 4; Вежлян Е. Присвоение истории // Новый мир. 2013. № 11; Маглий А. Евгений Водолазкин. Дом и остров // Вопросы лит-ры. 2016. № 4; Аросев Г . Важнее настоящего (О книге Евг. Водолазкина «Авиатор») // Новый мир. 2016. № 7; Кучина Т., Ахапкина Д. «Конвертировать бытие в слово»: Homo scribens в прозе Евг. Водолазкина // Вестник Костромского гос. ун-та. 2016. № 6; Мальчивецкая Ю., Попова Т. Редкая и устаревшая лексика в романе Е. Водолазкина «Лавр». 2017.

А. Любомудров

  • Водолазкин Евгений Германович