Водовозова Елизавета Николаевна
ВОДОВО́ЗОВА Елизавета Николаевна (урожд. Цевловская, по второму мужу - Семевская; псевд. Е. Белавин; Н. Бельский; Е. Семевская; Н. Титова; –ва; В…ва; Е. В…ва; Е. Ц–ская) [5(17).8.1844, с. Поречье (Погорелое) Смоленской губ. ― 23.3.1923, Пг.] - прозаик, мемуарист, педагог.
Детство В. прошло в «русском захолустье», глубинке - уездном г. Поречье Смоленской губ. в обедневшей дворянской семье. Позже в мемуарах она широко представит помещичью среду, развращённую многовековым господством крепостничества. И мысль её затронет не только вопрос об отрицательном воздействии крепостного права на экономическое и социальное развитие страны, но и о губительном воздействии его на личность крепостников, приобретших эксплуататорское мировоззрение.
Отец В., Николай Григорьевич Цевловский, среди провинциального дворянства выделялся образованностью, широтой кругозора и живым интересом к обществ. вопросам. В своём доме организовал театр, на сцене кот. ставили пьесы Д. И. Фонвизина и А. С. Грибоедова.
После смерти отца хозяйкой имения стала его жена, мать В., Александра Степановна. Она была женщина властная, «самодержавная», до жестокости суровая к себе, к крепостным и к собств. детям. Причина подобного отношения, по мнению В., заключается в тлетворном влиянии крепостничества. Позже красной нитью в тв-ве В. будет проходить мысль, что крепостничество не могло стать той почвой, на кот. способны вызревать и раскрываться черты личности и характера, присущие таким одаренным натурам, как её мать. При этом первыми учителями В. были именно мать и сестра, кот. познакомили её с русской словесностью, арифметикой и французским яз.
Важным периодом становления В. были годы учёбы в Смольном ин-те, где восемь долгих лет она находилась под бдительным оком воспитательниц, отличавшихся грубостью, ханжеством и бездушием (оконч. в 1862). Соц. неравенство среди воспитанниц, несправедливость воспитательниц и неглубокие, поверхностные знания, кот. получали девушки в стенах ин-та, нашли отражение в её кн. мемуаров « На заре жизни ».
Решающее влияние на В. оказал изв. педагог К. Д. Ушинский, ставший инспектором классов Смольного ин-та. Он в короткий срок улучшил всю систему преподавания, сменил состав учителей. По предложению Ушинского В. осталась дополнительно на два года в ин-те в особом устроенном им классе для углублённого изучения лит-ры, истории и психологии. Ушинский для В. стал примером бескорыстного служения благородным обществ. идеалам. Заветам великого педагога она следовала всю свою жизнь. Тому подтверждением является множество работ, в кот. В. затрагивает вопросы воспитания и преподавания (статьи в пед. изд. «Детское чтение», «Народная школа», «Голос учителя»).
Не менее чем Ушинскому в выборе жизненного пути В. обязана В. И. Водовозову, своему учителю, за кот. вышла замуж через неск. месяцев после окончания Смольного ин-та. Он помог ей сформировать круг обществ. интересов, раскрыл её пед. и лит. способности.
Водовозовы в апр. 1862 совершили путешествие по Европе (побывали в Бельгии, Германии, Англии, Швейцарии и Франции) с целью изучения методики работы в детских садах, предложенную Ф. Фрёбелем. В. была увлечена пед. идеями этого немецкого педагога и мечтала о создании широкой сети детских садов в России. Результатом данных исследований стала её кн. «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста» (1871), в кот. рассматривались достоинства и недостатки фребелевской системы. К проблеме воспитания ребенка, его гармонич. развития, открывающего простор всем его запросам и способностям, В. подходила с позиций своей эпохи, «идей шестидесятых годов». Основой дошкольного воспитания В. предлагала сделать народные песни, игры, сказки. И в качестве пособия по воспитанию написала кн. «Одноголосые детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями» (1876).
Дом Водовозовых в СПб., их «лит. вторники», становятся местом, «…вокруг кот. в течение многих десятилетий объединялась петербургская интеллигенция левого направления» (Голос минувшего. 1923. № 3) и революционно настроенная молодёжь. Здесь шли острые полит. дискуссии о путях развития России, о положении народных масс. Среди участников знаменитых водовозовских «вторников» были публицист Г. Елисеев, писатель В. Слепцов, братья В. и Н. Курочкины, фольклорист и этнограф П. Якушкин, идеолог народнического движения П. Лавров, социолог и критик Н. Михайловский, историк В. Семевский, ставший впоследствии, после смерти Водовозова, мужем В., и мн. др. передовые люди своего времени. Позже в книге мемуаров «На заре жизни» писательнице, несомненно, удалось найти свой угол зрения, свои собств. краски для достоверного и яркого освещения эпохи, передать ее неповторимый колорит, воссоздать живые голоса людей тех лет. В мемуарах описаны будни и быт освободительного движения, созданы портреты и зарисовки рядовых участников радикальных кружков и отдельных более или менее изв. литераторов. Мн. из ее героев безымянны. Другие названы вымышленными именами.
Перв. лит. трудом В. становится статья-рец. под заглавием «Что мешает женщине быть самостоятельною? (По поводу романа Н. Г. Чернышевского “Что делать?”)» (1863; подпись Е. Ц-ская). Выбор данного произведения не случаен. Для В. Чернышевский был кумиром, «…истолкователем стремлений и надежд, овладевших умами и сердцами “новых людей”» (На заре жизни. М., 1987. Т. 2). Осн. место в статье уделялось критич. анализу системы женского образования в России, кот. «не только не приготовляет к самостоятельному труду, но убивает всякую мысль о нём» (Биб-ка для чтения. 1863. № 9).
Среди лит. трудов В. выделяется книга в 3-х томах «Жизнь европейских народов» (1875–89). В ней содержится подробное описание жизни, нравов, обычаев, религии, образования и экономич. положения народов в европейских странах. На основе данного труда В. написала и сама выпустила для широких народных масс 10 книжек по дешёвой цене под общим назв. «Как люди на белом свете живут» (т. 1–10. СПб., 1894–1901). Иллюстрации выполнены В. Васнецовым, содержание брошюр знакомило не только с бытом, обычаями и нравами народов разных стран, но и с их полит. и обществ. жизнью. Она подробно описывает жизнь рабочего класса разных национальностей, уделяет внимание аграрному вопросу и тяжёлому положению крестьян, критикует политику национализма и шовинизма, подробно рассказывает о гос. устройстве наиболее развитых в то время европейских держав, анализирует системы народного образования, существующие в то время в различных европейских странах. В. познакомила русских читателей с успехами женского движения в Западной Европе. Это, по её мнению, должно было способствовать активизации борьбы женщин России, прежде всего, за свои полит. права. Кн. В. получили высокую оценку в русской критике.
В многогранном творч. наследии В. нашлось место и детской лит-ре. Рассказы для детей собраны в двух кн. - «Из русской жизни и природы» (ч. 1, 2, 1871–72) и «На отдых» (1880). Очень мягко и ненавязчиво она объясняла юным читателям необходимость постоянно трудиться, прививала детям любовь к растительному и животному миру. Написала также беллетристич. кн. для детей: « Батрачка: Рассказ из народного быта » (под псевд. И. Бельский).
Как и мн. её современники, В. была издателем и распространителем своих произведений. Посл. десятилетие жизни В. посвятила исключительно лит. деятельности.
В. принадлежат многочисл. произведения мемуарного характера: « К. Д. Ушинский и В. И. Водовозов. Из воспоминаний институтки » (Русское слово, 1887 ; подпись Н. Титова), « Дореформенный институт и преобразования К. Д. Ушинского » ( Русское богатство , 1908 ), « Среди петербургской молодёжи шестидесятых годов » (Современник, 1911 ), « Из давнопрошедшего » (Голос минувшего, 1915 ), очерк « В. А. Слепцов » (Голос минувшего, 1915 ), « В. И. Семевский » (Голос минувшего, 1917 ); эти и др. мемуарные очерки и воспоминания составили кн. « На заре жизни » (СПб., 1911 , перераб. « История одного детства »), « Грёзы и действительность » (М., 1918 )
«На заре жизни» ― яркий мемуарный памятник эпохи, живое свидетельство современника о том, что прошло перед его глазами и стало для новых поколений историей. Это воспоминания об Ушинском и Водовозове, В. А. Слепцове, В. И. Семевском и др., характеристики П. Л. Лаврова, П. И. Якушкина, Н. К. Михайловского и др. Их отличает «острая наблюдательность умного человека, не женское умение обобщать, большой интерес к людям» (В. Ольнем-Цеховская, «Е. Н. Водовозова-Семевская» // Голос минувшего. 1923. № 3). Но В. сама не принадлежала к революционно настроенной молодёжи, к непосредственным участникам обществ. движения в России. Она понимала ограниченность своего взгляда и своих наблюдений. Но воспоминания В. по глубине проникновения в суть событий, по широте охвата и изображения российской действительности могут быть поставлены в один ряд с «Семейной хроникой» С. Аксакова, произведениями И. Тургенева и М. Салтыкова-Щедрина. Кн. воспоминаний «На заре жизни» вошла в сб. «Институтки» (М., 2003).
Посл. годы жизни страдала от нужды, одиночества, болезней (см. дневн. записи « На чужой стороне » // Голос минувшего. 1928. № 6), доводивших ее до отчаяния и мыслей о самоубийстве.
Заветным желанием В. даже в посл. годы жизни было «…наблюдать в широком объёме современную жизнь, о кот. необходимо всё, всё записывать» (Голос минувшего. 1923. № 3). В некрологе В. говорилось: «Среди русских женщин второй половины XIX и начала ХХ вв., потрудившихся на ниве русской культуры, Елизавете Николаевне - принадлежит одно из видных и почётных мест» (Там же).
Соч.: Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста. СПб., 1871 (7-е изд. - 1913); Одноголосые детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями. СПб., 1876 (Пг., 1915); Жизнь европейских народов. Т. 1, 2, 3. СПб., 1881–1903; Из русской жизни и природы. СПб., 1905; Как люди на белом свете живут: Болгары. Сербы. Черногорцы. СПб., 1912; Как люди на белом свете живут: Немцы. СПб., 1913; Как люди на белом свете живут: Англичане. СПб., 1914; Как люди на белом свете живут: Чехи. Поляки. Русины. СПб., 1914; Как люди на белом свете живут: Швейцарцы. СПб., 1914; Как люди на белом свете живут: Шведы и норвежцы. СПб., 1915; Как люди на белом свете живут: Турки. Албанцы. М., 1917; Грёзы и действительность. М., 1918; Как люди на белом свете живут: Итальянцы. М., 1919; Как люди на белом свете живут: Испанцы. М., 1920; Как люди на белом свете живут: Французы. М., 1920; На чужой стороне // Голос минувшего. 1928. № 6; На заре жизни и др. воспоминания. Т. 1–2. М.-Л., 1934; История одного детства. М.-Л., 1939; На заре жизни. Т. 1–2. М., 1964; На заре жизни. М., 1987; История одного детства. СПб., 1992; Институтки: Сб. повестей. М., 1997; На заре жизни // Институтки: Сб. М., 2003.
Лит.: Ольнем-Цеховская В. Е. Н. Водовозова // Голос минувшего. 1923. № 3; Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: в 4 т. Т. 4. М., 1960; Чевычелов Д. О книге «На заре жизни» и её авторе // Водовозова Е. На заре жизни. М., 1963; Виленская Э. Воспоминания шестидесятниц // Водовозова Е. На заре жизни. М., 1964. Т. 1; Люблинский С. Б. Во имя просвещения // Люблинский С. Подвижники книги. М., 1988; Русские писатели. 1800–1917: биогр. словарь. Т. 1. М.: Большая российская энц., 1992; Горбылева Е. Гуманистические идеи в пед. наследии Е. Н. Водовозовой. Смоленск, 2001; Венгеров С. А. Критико-биогр. словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). Т. I–VI. СПб., 1889–1904. Т. 1. А–Л. СПб.: Наука, 2001.
Т. Мыркина