Войтинская Надежда Савельевна


ВОЙТИ́НСКАЯ (в замуж. Левидова) Надежда Савельевна [13.12.1886, СПб., по паспорту Тифлис ― 21.9.1965, Л-д, похоронена на Еврейском кладб.] ― художник, переводчик, прозаик.

Дочь проф. математики СПб. электротехнического ин-та, основателя курсов по подготовке юношей в высшие учебные заведения (Териоки ― Петербург, 1901 ― ?) С. И. Войтинского, сестра юриста И. С. Войтинского и экономиста В. С. Войтинского.

Училась в гимназии Таганцевой, где учителя обратили внимание на ее рисунки и показали их В. Серову, оценившему талант девочки. По рекомендации Серова В. начала посещать занятия в Рисовальной школе при Императорском об-ве поощрения художеств. В 1905–08 училась живописи и истории искусства в Париже, затем осваивала искусство литографии в Берлине в студии изв. графика В. Шварца (сохранились два ее литографированных портрета работы Шварца). Шварц просил руки В., однако она не приняла его предложения, о чем впоследствии сожалела.

По возвращении в СПб. сблизилась с художниками «Мира искусства», продолжала заниматься литографией, делая портреты без предварительного наброска, сразу на камне. Из выполненных в те годы работ сохранились тридцать восемь литографий (тридцать семь портретов и пейзаж), среди них портрет художницы Е. Семеновой-Тян-Шанской и три неоконченных портрета (наброска) молодой Е. Пиленко (Кузьминой-Караваевой). Сохранился карандашный портрет В., выполненный Пиленко (все работы находятся в собрании ГРМ; восемь литографированных портретов, хранившихся в архиве А. Н. Бенуа, в 1933 были по его распоряжению переданы в музей).

В 1909 В. получила от издателя «Аполлона» К. Маковского заказ на серию из восьми литографированных портретов сотрудников ж.: Н. Гумилева, А. Бенуа, М. Волошина, А. Волынского, М. Добужинского, С. Ауслендера, К. Чуковского, М. Кузмина (по воспоминаниям подруги В. по Бестужевским курсам М. Генкиной, первоначально Маковский обращался с этим предложением к Бенуа и Добужинскому). Все портреты, кроме портрета Кузмина, были выполнены за один сеанс; сеансы происходили на квартире родителей В., где находилась ее мастерская (Могилевская ул., д. 25; в существующих изданиях и в воспоминаниях дочери указан более ранний адрес: наб. р. Фонтанки, д. 163), о них сохранилось упоминание Чуковского и дневниковые записи Кузмина. Предполагалось, что портреты будут опубл. в неск. номерах ж. как вклейки, однако опубл. были лишь три из них ― Гумилева, Бенуа и Волошина (по воспоминаниям Левидовой, только один - портрет Гумилева). Между художницей и издателем произошла ссора, вызванная причинами худож. порядка и приведшая к разрыву отношений. Весь тираж листов с литографиями вернули в мастерскую В. После этого В. навсегда оставила занятия литографией; но писала портреты (по воспоминаниям дочери, в т.ч. и портрет А. Ахматовой), работала как книжный график, пыталась освоить технику древнерусской живописи; преподавала рисование в гимназии, после октября 1917 - в школах Петербурга-Л-да.

В 1911 и 1912 дважды ездила в Сибирь, где в Александровском централе отбывал заключение В. Войтинский. Осенью 1912 поступила на историко-филологич. отд. Высших женских (Бестужевских) курсов (окончила в 1916), занималась философией искусства, выступала с д-дом на заседании Религиозно-философского об-ва, хотя религиозной не была, несмотря на то что в 1893 по настоянию отца все Войтинские были крещены. В 1911 единственная из всей семьи вновь «вошла в еврейство» в знак протеста против начавшейся после дела Бейлиса волны еврейских погромов.

В 1914 вышла замуж за помощника присяжного поверенного Л. Левидова, в конце дек. в семье родилась дочь Ада.

До 1917 участвовала в ряде выставок: 1909, СПб. ― «Новое общество художников», «Салон 1909 года», «Салон Издебского»; 1910–11 ― Выставка рисунков и эстампов Академии художеств (СПб.), Выставка Моск. тов-ва художников; 1916–17 ― Выставка совр. живописи (Пг.); 1917 - Выставка этюдов в худож. бюро Н. Добычиной (Пг.), Выставка Н. Войтинской, С. Бодуэн де Куртэне и С. Георгиани в салоне Стринберга (Хельсинки); в каталоге последней значится 48 живописных работ и 9 литографий В. В 1918 принимала участие в выставке живописи и рисунка в Худож. бюро Добычиной, в 1923 ― в выставке «Русская литография за 25 лет» (ГРМ). Больше при жизни В. ее работы не выставлялись.

По воспоминаниям дочери, после октябрьского переворота В. оставила живопись, т.к. «революции нужен был плакат - или расписывать кабаки», чего она делать не умела, а то, что она умела, «в те годы никому не было нужно».

В 1920 в возрасте 34 лет поступила в Ин-т истории искусств на отд. истории и теории искусства; по окончании была оставлена при ин-те в должности науч. сотрудника «без сохранения содержания». В последующие годы подготовила к изд. четыре искусствоведческие монографии: « Принцип стиля в совр. науке об искусстве», «Стиль и пространство», «Проблема формы у Гильдебранда», «Жан Доменик Энгр » (не опубл.; рукописи хранятся в фонде Войтинской в РНБ). Для заработка устроилась ночной гладильщицей в красильню; через некот. вр. обратилась к переводч. деятельности. В 1925–28 переводила для Коминтерна корреспонденции из разных стран; в ее переводе изд. произведения Р. Люксембург и К. Цеткин, «Полет в межпланетное пространство» М. Валье (1926) и др.

В кон. 1920-х - нач. 1930-х писала очерки, рассказы, повести; самостоятельно и в соавторстве подготовила к изд. ряд книг для юношества.

В ночь на 23 февр. 1938 была арестована Управлением НКВД по Лен. обл., обвинялась по ст. 58-10 (антисоветская агитация и пропаганда) и 58-11 (организационная деятельность, направленная к совершению контррев. преступления) УК РСФСР. По воспоминаниям дочери, основанием для обвинения послужил изъятый в ходе семичасового обыска листок бумаги, на кот. рукой В. было нанесено генеалогическое древо семьи; следователи усмотрели в нем зашифрованный список членов террористич. организации, будто бы готовившей взрыв трибун на Дворцовой площади 7 нояб. 1938. Возможно, одной из косвенных причин ареста послужил тянувшийся с 1932 конфликт В. с Лен. группкомом писателей, связанный с тем, что лен. Облиздат отверг предложенную к печати кн. В. о К. Марксе « Спартак » как контрреволюционную, политически неверную и непригодную к печ. Постановлением следственной части УНКВД ЛО от 25 марта 1939 В. была освобождена из-под стражи вследствие недостаточности улик для предания суду (по формулировке Левидовой - «за недоказанностью обвинения»).

В годы войны и блокады жила с семьей в Л-де, отказавшись эвакуироваться, поскольку была уверена в том, что город не будет взят армией противника (муж В. в годы блокады умер от голода). Работала в Лит. фонде, переводила стихи И. Бехера, Б. Брехта, Э. Вайнерта и др. немецких поэтов-антифашистов. С лета 1943 служила в Бюро пропаганды СП, организовывала поездки писателей на фронт и выступления перед ранеными бойцами, готовила тексты радиопередач, выступала в госпиталях, в 1945 - дважды в Териоках вместе с Ахматовой. В кон. войны была назначена зав. кафедрой иностранных яз. открывшегося в Л-де Всесоюзного заочного лесотехнического ин-та, до сер. 1950-х преподавала иностранные яз. в вузах города. Незадолго до смерти работала над кн. о «Манифесте Коммунистической партии».

В кон. 1940-х в переводах В. впервые после 1917 были изданы «Записки о Шерлоке Холмсе» (1946) и «Баскервильская собака» (1947) А. Конан Дойля.

В кон. 1964, менее чем за год до кончины В., после многолетних поисков ее нашли сотрудники отдела гравюры ГРМ Е. Ковтун и А. Сытова, записали ее воспоминания, сфотографировали хранившиеся в семье литографии и живописные полотна. Уже после смерти художницы портреты ее работы - среди них и портрет Гумилева - были впервые после сорокалетнего периода забвения представлены на выставке «Русский эстамп XIX - начала ХХ века» (ГРМ, 1967); через три дня по распоряжению Обкома КПСС портрет Гумилева заменили портретом Ауслендера. В 1974 в Доме писателей им. Маяковского состоялась первая персональная выставка В., в 1977 в ЛОСХе - вторая персональная выставка. Кроме того, в 1970-х - 90-х работы В. экспонировались на выставке новых поступлений в ГРМ (1979), выставках «Kuenstlerinnen der russischen Avantgard» в Кельне (1979–80), «Лики творчества» (СПб., 1991), «”Мир искусства” и возрождение оригинальной гравюры в России» (ГТГ, 1999). В 2000 состоялась третья персональная выставка во Всероссийском музее-квартире Пушкина (СПб.), а 17 дек. 2009 в Музее-институте семьи Рерихов открылась выставка «Н. К. Рерих и художники Императорского Общества поощрения художеств. Надежда Войтинская» (работала до 14 февр. 2010).

В 1985 был снят телефильм «Знакомьтесь - Войтинская» (автор идеи и сценарист - B. Шубин), показанный по Лен. телевидению (1986, 1989).

Архив хранится в РНБ. Ф. 1156.

Соч.: По пути в музеи. Л., 1929 (в соавт. с Б. Брюлловым); Советские корабли. Л., 1929 (в соавт. с А. Лавровым); На Север: История полярных экспедиций от давних времен до наших дней. Л., 1929 (в соавт. с В. Эббелем); Земля Нансена. Л., 1930; В кольце льдов. Л., 1930; Пугачевщина. Л., 1931; Заговор равных. Л., 1931; На баррикадах: Повесть о Парижской коммуне. М.-Л., 1933 (в соавт. с М. Равичем).

Лит.: Войтинская-Хвостенко А. Из воспоминаний о Н. С. Войтинской-Левидовой // Искусство. 1971. № 10; Черненко Г. Под монограммой «Н. В.» // Веч. Л-д. 1977. 30 июн.; Писатели Л-да: Библиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л., 1982; Kowtun E. Die Wiedergeburt der kunstlerischen Druckgraphik aus der Geschichte der russischen Kunst zu Beginn des zwanzigstenen Yahrhunderts. Dresden, 1984; Сытова А. Забытое имя // Огонек. 1987. № 39; Шубин В. Надежда // Нева. 1987. № 3; Эпизод из жизни «Аполлона» (О Н. Войтинской) // Лит. учеба. 1989. № 4; Николай Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л., 1990; Сидоровский Л. Кто вы, «Н. В.»? // Смена. 1992. 26 март.; Дичаров З. Распятые: Писатели - жертвы полит. репрессий. СПб., 1993; Кузмин М. Дневник. 1908–15. СПб., 2005; Прыгичева И. «Войтинская живет черт знает как далеко» // СПб. ведомости. 2010. 9 июл.

О.Демидова

  • Войтинская Надежда Савельевна