Волькенштейн Владимир Михайлович


ВОЛЬКЕНШТЕ́ЙН Владимир Михайлович [2(14).10.1883, СПб. ― 3.11.1974, М.] ― драматург, поэт, сценарист, теоретик театра, искусствовед.

Родился в семье влиятельного адвоката М. Ф. Волькенштейна. Благодаря службе отца юрисконсультом в ж. «Русское богатство» в окружение семьи В. входили видные представители интеллигенции того времени: Ф. Шаляпин, В. Короленко, К. Станюкович, Н. Гарин-Михайловский, М. Стасюлевич, В. Стасов, А. Скабичевский, М. Добужинский, А. Чехов. Образование В. получил на юридическом фак-те СПб. ун-та, в теч. года изучал философию в Гейдельбергском ун-те. Хорошо владел латынью, английским, немецким и французским яз.

В начале лит. тв-ва выступал как поэт. Перв. стих. опубликовал, когда ему было 16 лет, в ж. «Сын отечества». Позднее заявил о себе как драматург, представив в альм. «Шиповник» драматич. поэму « Иоанн Грозный » (1909). Далее следует романтич. драма « Паганини » и неск. одноактных пьес. В. становится более известным как драматург, нежели поэт. Печ. в «Ж. для всех», в «Русской мысли», «Слове» и др. ж. В драматургич. тв-ве был приверженцем жанра монументально-героич. драмы: большинство его пьес написаны на историч. и легендарные сюжеты. Так, действие трагедии 1916 « Ирод и Марианна » (1916) разворачивается в Иерусалиме в 29 году до н.э.; сюжет пьесы « Ахер » (1922) рассказывает о восстании Бар-Кохбы; действие трагедии « Далай-лама » разворачивается в Тибете перв. пол. XIX в. Особую известность снискал пьесой « Калики перехожие », ставшей его театр. дебютом. Время действия пьесы ― эпоха междоусобных княжеских войн в период раздробленности русских земель. На примере из русской истории В. исследует тему непротивления злу насилием, имевшую особенный резонанс в предреволюционные годы, что, вероятно, способствовало продолжительному успеху его пьесы. В 1914 «Калики перехожие» поставлены в Первой студии Моск. худож. театра и получили Грибоедовскую премию как лучшая пьеса сезона. Постановка имела большой успех и не раз возобновлялась после 1917.

В послерев. период В. входит в число наиболее изв. и востребованных отеч. драматургов. В Моск. театре комедии (б. театр Корша) ставились его комедии « Маринка » (1918) и « Опыт мистера Вебба » (1922); в 1923 в Моск. театре Революции ― драма в стихах « Спартак »; в Малом театре в 1928 ― ист. фарс « Гусары и голуби »; в Театре Красной Армии в 1930 ― пьеса « Махновцы ». Совр. автору тематика предоставлена только в двух пьесах («Махновцы» и «Опыт…»), в остальных – современность осмысляется лишь косвенно на примере ист. сюжетов, кот. строятся согласно канонам классич. драматургии, что придает драме В. пафосность и некот. схематичность.

В послерев. период обращается к теории драмы. С 1911 по 1921 работает лит. секретарем К. Станиславского и зав. лит. частью Первой студии МХТ. Помимо этого являлся членом театр. совета при Моск. совете рабочих и крестьянских депутатов, а также первым председателем Моск. ассоциации драматургов. Начинает преподавательскую деятельность ― сначала в Лит. ин-те, позднее ― во ВГИКе, профессором кот. являлся с 1923.

Результатом теоретич. изысканий В. стал ряд работ, внесших значительных вклад в развитие теории театра, драмы и кино. В 1923 вышла монография В. « Станиславский », ставшая перв. книгой о знаменитом режиссере, а также состоялось перв. издание гл. теоретич. труда В. « Драматургия ». Эта работа при жизни В. выдержала пять переизд. и стала одним из классич. учебников по теории драмы. В 1931 вышел « Опыт совр. эстетики », в кот. В. исследуя универсальное понятие красоты, значительно расширяет спектр эстетич. восприятия, включая в него не только объекты природы, но и все виды деятельности человека. В 1937 публикует работу « Драматургия кино », посвящ. специфике сценарного тв-ва.

Несмотря на активную преподавательскую и науч. деятельность В. не оставлял и творч. поиски. В 1947 по его сценарию снят фильм « Миклухо-Маклай ». В 1960-е были напис. посл. пьесы автора « Папесса Иоанна » и « Смерть Линкольна ».

В разное время в круг друзей В. входили такие изв. люди, как художники М. Сарьян и П. Кузнецов, композиторы А. Зилоти и М. Гнесин, поэты Ф. Сологуб, М. Волошин, В. Пяст, П. Антокольский. С 1907-го по 1909-й был женат на поэтессе Софье Парнок. Вторая и третья его жены были изв. пианистками, сын М. В. Волькенштейн стал изв. ученым-физиком.

Прожил долгую и плодотворную жизнь видного лит. деятеля своей эпохи. В сложные ист. периоды жизни страны избежал гонений и репрессий.

Соч .: Калики перехожие: Трагедия в 3 д. М., 1915; Опыт мистера Вебба. М., 1918; Спартак: Трагедия в 5 д. М., 1921; Черный рыцарь: Пьеса. М., 1922; Станиславский. М., 1922; Маугли: Пьеса для дет. театра в 5 д. М., 1923; Театр: Трагедии. П., 1923; Драматургия: Метод исследования драм. произведений. М., 1923; Закон драматургии. М., 1925; Медвежий лог: Сцены времен революции. М., 1927; Гусары и голуби. М., 1928; Махновцы: Комедия в 7 карт. М., 1930; Опыт совр. эстетики, М.-Л., 1931; Драматургия кино. М., 1937; Рустам и Сухоб: Трагедия в 3-х д. М.-Л., 1941; Спартак. Папесса Иоанна. Смерть Линкольна: Трагедии. М., 1971.

Лит. : Оснос Ю. Сов. ист. драма. Этапы и проблемы развития. М., 1947; Очерки истории русского сов. драм. театра. Т. 1. М., 1954; Театральная энц. / под ред. С. Мокульского. М., 1961. Т. 1; Русский драматический театр: Энц. / под общ. ред. М. Андреева, Н. Звенигородской, А. Мартыновой и др. М., 2001; Раппопорт А. Семья Волькенштейн. История рода // Нева. 2008. № 3.

Е. Шлейникова

  • Волькенштейн Владимир Михайлович