Волков Александр Алексеевич (2)


ВÓЛКОВ Александр Алексеевич [3.5.1953, Таллинн Эстонской ССР] - прозаик, драматург.

Отец - шахтер, мать - работник пищевой промышленности. В школе увлекался биологией, занимался в драм. студии. Амплуа: лирический герой, наивный идеалист. Самая крупная роль: Илюша Солнышкин в «Городе на заре» Арбузова.

После окончания ср. школы в Кохтла-Ярве (1970) переехал в Л-д и поступил на дневн. отд. биолого-почвенного фак-та ЛГУ им. А. А. Жданова (окончил в 1976). Специализировался по кафедре зоологии беспозвоночных, получил специальность «биолог-зоолог». По специальности не работал: «Начались шатания с маргинальным уклоном…» (из «Автобиографии»).

Писать короткие рассказы и одноактные пьесы из городской жизни начал в 1977. В 1978 поступил на заочное отд. Лит. ин-та им. М. Горького. В 1980 принимал участие в семинаре молодых писателей Северо-Запада. Окончил Лит. ин-т в 1985. В дипломную работу вошли повесть «Белые горы над синей водой », рассказ « Конец навигации » и драма « Тандем ». Повесть и рассказ были позже опубл. в ж. «Postscriptum (Постскриптум)» (1997). Драма «Тандем» вошла в сб. петерб. драматургов «Гармония в теплых тонах» (2013).

В период учебы и после окончания ин-та работал на студии «Леннаучфильм» в должности ассистента (иногда принимал участие в написании сценариев, был автором синхронных текстов в дубляжной группе «Ленфильма», рекламистом, делал сюжеты для ТВ). Одновременно работал корреспондентом заводского радио, матросом на буксире, учетчиком на лесозаготовках, строительным рабочим и проч. Писал мало, по настроению, от случая к случаю.

Систематическая лит. работа началась осенью 1995 со знакомства с гл. ред. изд-ва «Азбука» В. Назаровым. По договору с изд-вом был написан перв. роман « Пришелец », авторская вариация на тему посланца из метафизич. мира.

Осенью 1995 написал драму « Римляне» (опубл. 1998), прототипом гл. героя кот. стал писатель Юрий Григорьевич Слепухин, с кот. В. был знаком. Осн. проблемы и мотивы пьесы - распад СССР, крах империи, «лихие 90-е», персона «цеховика» сов. периода, его двадцатилетний сын, принявший «новый расклад» как норму жизни, и др.

Роман из совр. жизни « Магдалина » появился в результате нового договора с изд-вом «Азбука». Студенческая юность, академическая карьера, любовь, становление, личные драмы и трагедии тесно переплетаются в ходе повествования, охватывающего 1970–95-е.

Тому же периоду времени посвящ. и роман « Семейный альбом » (1998), о кот. критик В. Топоров писал: «”Семейный альбом” - это действительно роман: судьбы героев то сплетаются в узлы, то развиваются параллельно; предмет художественного исследования - жизнь компании, круга или “семьи” (в широком, но, естественно, не мафиозном смысле) на протяжении нескольких десятилетий, причем каждая сюжетная линия внятно завершается - точкой пули или роковой болезни; восклицательным знаком самоубийственного отчаяния, вопросительным - тотальной растерянности, или опрокинутой на бок восьмеркой безумия».

По заказу «Азбуки» был напис. роман-фэнтези « Владигор - князь-призрак » (1999).

Работая над заказными текстами, В. не оставлял гл. темы: «герой времени», или «современность в жизнеописаниях». Этой теме посвящ. трагифарс « Ликвидаторы » (2001) - любовный треугольник, заполонивший жизнь персонажей; последняя встреча, где трое через страдание приходят к высшему просветлению, открывающему перед ними трагич. глубины мироздания. Их, как пение сирен, манит небытие, в кот. и уходят герои, не в силах противиться этому зову.

В 2001-м в альм. «Urbi» изд. две пьесы В.: « Человек войны » и « Гражданин мира », составившие сб. под общим назв. « Национальное достояние ». В основе сюжета пьес другие сюжеты, новые персонажи, но вопросы, в сущности, остались теми же: кто мы? жертвы обстоятельств, чья личная свобода и выбор пути не более чем эффектная декларация? или люди, готовые ответить жизнью за трудные, неоднозначные решения и поступки?

Сходной проблематики касается и роман « Арт-полигон » (2004), где осмысление жизни, точнее, само ее проживание, обретает вид «программы максимум», стремления к пределу во всех воплощениях человеч. страстей: кинохронограф, любовь, рулетка, живопись, тюрьма. Герои строят жизнь по собств. законам, и она обращается в полигон, где каждый качает свой «маятник».

Роман В. « Зорро » написан по заказу «Амфоры» и представ. собой авторскую версию подвигов легендарного героя - изящную стилизацию под классич. роман «плаща и шпаги».

«Отрывки» и «эпизоды», написанные В., легли в основу романа « Семинар », посвящ. университетскому биологическому курсу.

Роман « Маргинал» - очередная версия «героя времени», волею обстоятельств проживающего, как ему кажется, не свою, а чью-то чужую, не ему отпущенную жизнь - создан как монолог гл. героя.

В 2010 В. напис. комедию « Естественные спутники Земли », прозвучавшая как радиоспектакль на «Радио России» в мае 2011. В 2012 - драму « Аисты »; о русской семье, волею судеб раскиданной по миру: Эстония, США, Россия (СПб.). В 2013 - фарс « Бражники », где судьбы героев, их внутр. надлом, оказываются переплетены с кризисом академ. науки. В 2014 написан фарс « Лифт на небеса »: питерская коммуналка, риэлтер и нувориш с попыткой воспроизвести в формате vu одно из счастливейших мгновений юности (однако опыт обречен на провал в согласии с библейской мудростью: в одну реку нельзя войти дважды).

В посл. время В. воплощает собств. драм. опыты в формате «Театр драматурга», когда небольшая группа исполнителей, включая автора, читает пьесу по ролям, рассчитывая на то, что зрители-слушатели на основании ремарок воссоздадут ее антураж в своем воображении.

Член Союза журналистов СПб. (1985). Член Союза российских писателей (1999).

Соч.: Белые горы над синей водой: повесть // Постскриптум. 1996. № 3; Пришелец: роман. СПб.: Азбука, 1997; Конец навигации: рассказ // Постскриптум. 1997. № 3; Римляне: драма // Постскриптум. 1998. № 2; Семейный альбом: роман // Постскриптум. 1998. № 3; Владигор - князь-призрак: роман. СПб.: Азбука, 1999; Магдалина: роман. М.: Терра, 1999; Национальное достояние: драмы // Urbi (Звезда). 2001. Вып. 31; Ликвидаторы: драма // Звезда. 2001. № 12; Арт-полигон: роман. СПб.: Амфора, 2004; Зорро: роман. СПб.: Амфора, 2005; Тандем: Драма // Гармония в теплых тонах: сб. СПб.: Гангут, 2014.

Е. Гольдберг

  • Волков Александр Алексеевич (2)