Волошин Максимилиан Александрович


ВОЛÓШИН Максимилиан Александрович (наст. Кириенко-Волошин; лит. псевд. Эмилиан Кириенко) [16(28).5.1877, Киев - 11.8.1932, Крым, Коктебель, похоронен на горе Кучук-Янышар близ Коктебеля] - художник, поэт, переводчик, лит. и худож критик, археолог.

Родился в Киеве в семье юриста, коллежского советника Александра Максимовича Кириенко-В. Мать, Елена Оттобальдовна, урожд. Глазер, занималась переводами. Предки по отцу - запорожские казаки, по матери - обрусевшие немцы. Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе. После развода и смерти мужа (1881) Е. Волошина с сыном переезжает в М., а в 1893 - в Крым. С матерью поэт поддерживал теплые отношения до конца её жизни.

«С 5 лет - самостоятельное чтение книг в пределах материнской библиотеки. Уже с этой поры постоянными спутниками становятся: Пушкин, Лермонтов и Некрасов, Гоголь и Достоевский, и немногим позже - Байрон и Эдгар По» (« Автобиография (“по семилетьям”)» ).

Среднее образование В. начал в моск. Поливановской гимназии. После переезда в Крым был принят в Феодосийскую гимназию. К этому вр. относится перв. публ. - сб. «Памяти В. К. Виноградова» (Феодосия, 1895). С 1897 по 1899 учился на юридич. фак-те Моск. ун-та, закончил два курса, впоследствии углубленно занимался самообразованием.

Дебютировал как лит. критик в 1899 - ж-л «Русская мысль» печатает без подписи его маленькие рец., в мае 1900 там же появляется большая ст. « В защиту Гауптмана », подписанная «Макс. Волошин» и представляющая собой один из перв. российских манифестов модернистской эстетики. Дальнейшие ст. В. (36 о русской лит-ре, 28 - о французской, 35 - о русском и французском театре, 49 - о событиях культурной жизни Франции) провозглашают и утверждают худож. принципы модернизма, вводят новые явления русской лит-ры (в особенности тв-во «младших» символистов) в контекст совр. европейской культуры. «В. был необходим эти годы, - писал позднее А. Белый, - без него, округлителя острых углов, я не знаю, чем кончилось бы заострение мнений...». Он был лит. агентом, экспертом и ходатаем, антрепренером и консультантом изд-в «Скорпион», «Гриф» и братьев Сабашниковых.

Участвовал в студенч. беспорядках, привлек к себе внимание полиции (установление слежки, перлюстрация писем). С 1899–1900 совершает перв. поездки за границу, чтобы, по его словам, «познать всю европейскую культуру в ее первоисточнике». Бывал во Франции, Италии, Австро-Венгрии, Германии, Швейцарии, Греции, Андорре. Особенно притягивал его Париж, в кот. он видел центр европейской духовной жизни.

Осенью 1900 (когда был отчислен из ун-та за участие в студенч. забастовке в февр. 1900) уезжает в Ср. Азию и в «степях и пустынях Туркестана, где водил караваны верблюдов» (на изысканиях по строительству Оренбургско-Ташкентской жел. дороги), испытывает жизненный перелом: «возможность взглянуть на всю европейскую культуру ретроспективно - с высоты азийских плоскогорий произвести переоценку культурных ценностей». Во время полуторамесячного пребывания в Ср. Азии печ. статьи и стихи в газ. «Русский Туркестан».

Весной 1901, вернувшись из Азии и стремясь избегнуть дальнейших преследований, решает «уйти на Запад, пройти сквозь латинскую дисциплину формы» и оказывается во Франции, слушает лекции в Сорбонне, входит в лит.-артистич. круги Парижа, занимается самообразованием, посещает биб-ки, пишет стихи. В Париже брал уроки рисования и гравюры у худ. Е. Кругликовой.

Вернувшись в нач. 1903 в М., вливается в символистскую среду; начинает активно публ. С этого времени, живя попеременно то в М. или в СПб., то в Париже, много делает для сближения русского и французского искусства; с 1904 из Парижа регулярно посылает корреспонденции для газ. «Русь», ж-лов «Весы», «Золотое руно» и «Аполлон», пишет о России для французской прессы.

В янв. 1905-го оказался в СПб.: «К 9-му января 1905 года судьба привела меня в Петербург и дала почувствовать все грядущие перспективы русской революции. Но я не остался в России, и первая русская революция прошла мимо меня. За ее событиями я прозревал смуту наших дней…». 23 марта 1905 в Париже стал масоном, получив посвящение в масонской ложе «Труд и истинные верные друзья», в апреле того же года перешёл в ложу «Гора Синайская».

В апр. 1906 женится на худ. М. В. Сабашниковой и поселяется с ней в СПб., в доходном доме И. Дернова (квартира Е. Званцевой) на ул. Таврической, д. 35, том самом доме, где была знаменитая «башня»-салон Вяч. Иванова.

22 нояб. 1909 между В. и Н. Гумилевым состоялась дуэль на Чёрной речке в СПб. Секундантом В. был граф Алексей Николаевич Толстой. Причиной дуэли послужил розыгрыш с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, с кот. В. сочинил успешную лит. мистификацию - Черубину де Габриак (их переписка длилась всю жизнь, до смерти Дмитриевой в 1928).

С 1910 работает над монографич. статьями о К. Богаевском, А. Голубкиной, М. Сарьяне, выступает в защиту худож. групп «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (хотя сам остается вне лит.-худож. объединений). Скандальную известность получила ст. В. « О Репине » (1913). Ст. « Василий Суриков » (с кот. В. был знаком) опубл. впервые в 1985.

Перв. сб. « Стихотворения. 1900–10 » вышел в М. в изд-ве «Гриф» в 1910, когда В. стал заметной фигурой в лит. процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнассца» (своими учителями В. считал виртуозов стихотв. пластики Готье, Ж. М. Эредиа и др. французских поэтов-«парнасцев»). Второй, неопубл. сб. (составлен в нач. 1920-х), « Selva oscura » включал стих. 1910–14 (большая их часть вошла впоследствии в кн. избранного « Иверни » в 1918).

В 1914 выходит кн. избр. ст. о культуре - « Лики творчества »; в 1916 - кн. стих. об ужасах войны - « Anno mundi ardentis. 1915 ». В те же годы много занимался живописью, писал акварельные пейзажи Крыма, участвовал в выставках «Мира искусства» и «Жар-цвет».

Не принимая войну ни под какими лозунгами, в 1914 пишет письмо воен. министру России с отказом от службы в царской армии и участия в кровавой бойне Перв. мировой войны. В годы Гражданской войны пытается философически и на практике умерить вражду, спасает в своём доме преследуемых красноармейцев и белогвардейцев. «В те дни мой дом, слепой и запустелый, / Хранил права убежища, как храм, / И растворялся только беглецам, / Скрывавшимся от петли и расстрела. / И красный вождь, и белый офицер - / Фанатики непримиримых вер - / Искали здесь, под кровлею поэта, / Убежища, защиты и совета. / Я делал всё, чтоб братьям помешать / Себя губить, друг друга истреблять» (« Дом поэта ». 1926). Письмо, направленное тогда же В. в защиту арестованного белыми О. Мандельштама, возможно, спасло последнего от расстрела.

После Февральской революции («Февраль 1917 года застает меня в Москве и большого энтузиазма во мне не порождает, так как я все время чувствую интеллигентскую ложь, прикрывающую подлинную реальность революции») практически постоянно жил в Крыму, в доме, построенном в 1903–13 в Коктебеле (участок был приобретен матерью еще в 1893), на берегу живописной бухты у подножья горы Карадаг, по рисунку-«проекту» самого В. Дача, позднее получившая назв. «Дом поэта», чем-то напоминала средневековый замок или типичную для Средиземноморья загородную виллу. Здесь В. создал множество акварелей, сложившихся в «Коктебельскую сюиту». Нередко подписывал живописные работы так: «Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы» (о Луне); «Тонко вырезаны дали, смыты светом облака»; «В шафранных сумерках лиловые холмы». Эти надписи дают представление об акварелях художника - поэтически передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение. В Коктебеле составил сб. «Иверни», переводил французских поэтов, в т.ч. импрессионистов (Анри де Ренье, Верхарн, Вилье де Лиль-Адан, Поль Клодель, Поль де Сен-Виктор и др.), создал цикл стих. « Неопалимая Купина: Стихи о войне и революции » (1914–24), где образ России, охваченной заревом революций и войн, метафорически соотнесен с образом библейского горящего куста терновника, и кн. философских поэм « Путями Каина: Трагедия материальной культуры » (1922–23), где на фоне пути всечеловеческого поэт создал образ измученной и обессиленной родины - «России распятой». Сов. власть принять однозначно не смог, в стих. и поэмах « Бойня», «Террор», «Дметриус-император», «Красная пасха», «Терминология », « Стенькин суд », «Протопоп Аввакум», «Буржуй», «Большевик» и др. явственно проводил параллели между событиями 1917-го и якобинским террором во Франции, «Смутным временем», народными выступлениями Стеньки Разина и Емельяна Пугачева, неистовством бунтарей. В 1924 напис. поэму « Россия ».

Во втор. пол. 1920-х отходит от лит. тв-ва. Преимущественно занимается живописью. С 1921 превращает свой коктебельский дом в пристанище - у В. часто собирались друзья, лит. молодежь. В 1924 с одобрения Наркомпроса превращает свой дом в бесплатный Дом тв-ва (впоследствии - Дом тв-ва Литфонда СССР), своеобразный центр худож.-артистич. жизни, в кот. могли бы жить у моря и работать все желающие. В нем гостили В. Брюсов, А. Белый, К. Чуковский, М. Горький, Е. Замятин, М. Булгаков, А. Грин, М. Цветаева и мн. др. - литераторы, артисты, музыканты, скульпторы, живописцы, ученые. «Киммерийскими Афинами» назовет дом Г. Шенгели, а А. Белый - «одним из культурных центров не только России, но и Европы». Незадолго до смерти В. завещал дом СП СССР. 1 авг. 1984 состоялось открытие музея «Дом-музей Максимилиана Волошина».

О В. созданы докум. фильмы: 1992 - «Киммерийский затворник. Максимилиан Волошин» (реж. и автор сценария - О. Рябоконь); 2004 - «Легенды Серебряного века: Фильм 1. Максимилиан Волошин» (реж. А. Осипов); 2004 - «Демоны глухонемые. Максимилиан Волошин» (ТК «Культура»); 2005 - «Божий бич. Максимилиан Волошин» (ТК «Культура»).

Соч.: Стихотворения. 1900–10. М., 1910; Anno mundi ardentis. 1915. М., 1916; Иверни: Избр. стих. М., 1918; Демоны глухонемые / Рис., заставки и фронт. автора. Харьков, 1919 (2-е изд. - Берлин, 1923); Усобица: Стихи о революции. Львов, 1923; Стихи о терроре. Берлин, 1923; Пути России: Стих. / под ред. и с предисл. В. Завалишина. Регенсбург, 1946; Стих. Л., 1977; Автобиографич. проза. Дневники. М., 1991; Стих. и поэмы. СПб., 1995.

Лит.: Брюсов В. Далёкие и близкие. М., 1912; Ланн Е. Писательская судьба Максимилиана Волошина. М., 1927; Эренбург И. Люди, годы, жизнь. М., 1961; Данчич А. На берегу моря… (О доме-музее в Коктебеле) // Нева. 1963. № 6; Орлов В. На рубеже двух эпох // Вопросы лит-ры. 1966. № 10; Цветаева М. Воспоминания. М., 1971; Тарасенко Н. Феодосия. Симферополь, 1978; Куприянов И. Судьба поэта. Киев, 1978; Павлова Т. Всеобщий примиритель // Долгий путь российского пацифизма. М., 1997; Серков А. Русское масонство. 1731–2000 гг. Энц. словарь. М., 2001; Купченко В. Труды и дни Максимилиана Волошина, 1877–1916. СПб., 2002; Волошина М. О Максе, о Коктебеле, о себе. Воспоминания. Письма. Феодосия. М., 2003; Купченко В. Труды и дни Максимилиана Волошина, 1917–32. СПб.-Симферополь, 2007; Словарь лит. окружения Игоря-Северянина: в 2 т. / вст. ст., сост., комм. Д. С. Прокофьева. Псков, 2007.

  • Волошин Максимилиан Александрович