Вольтман-Спасская Варвара Васильевна


ВÓЛЬТМАН-СПÁССКАЯ Варвара Васильевна [30.11.1901, Хоста, Черноморская губ. (Краснодарский край) ¾ июнь 1966, Л-д, похоронена на Серафимовском кладб.] поэт, прозаик.

Мать ¾ Ксения Алексеевна Тугаринова, оперная певица в Большом и Мариинском театрах, затем преподаватель вокала в Большом театре, происходила из старинного дворянского рода. Отец ¾ Василий Николаевич Вольтман ¾ крупный инженер, автор проекта Беломорской железной дороги, кот. должна была связать Архангельск с Зауральем и Сибирью.

Детство прошло в СПб. Училась сначала в петерб. гимназии, затем в Сочи. После революции семья переехала в М. Владеющая неск. иностранными яз. В.-С. работает машинисткой в разл. учреждениях, в т.ч. в моск. отд. ARA (American Relief Administration), организации, кот. занималась оказанием помощи голодающим в России. В « Автобиографии » В.-С. есть упоминание о том, что одновременно с работой она посещала ВХУТЕМАС и Лит. ин-т. Круг ее интересов и занятий в это время, как и во все последующие годы жизни, весьма широк ¾ выросшая в муз. среде, она становится не только частым посетителем Большого театра, но и поет в хоре оперы А. Бородина «Князь Игорь», активно занимается собств. тв-вом, вливается в лит. жизнь М., знакомится с А. Белым и А. Ахматовой, делает подборку стих. для передачи М. Горькому. В 1925 ее принимают в Союз поэтов, в 1926 ж. «Прожектор» опубл. стих. В.-С. « Памяти Есенина ». В 1927 В.-С. выступает на поэтич. вечере в Политехнич. музее, в дек. 1928 готовит собств. авторский вечер в рамках мероприятий Союза поэтов.

1929-й отмечен двумя важными событиями в жизни В.-С. ¾ рождением дочери Марины, отцом кот. был один из самых одаренных, ярких и своеобразных деятелей муз. культуры в довоен. период дирижер Владимир Дранишников, и выходом в свет сб. «Первая книгастихов». Стихи, датированные, в осн. 1926–28, тематически разнообразны и насыщены лит. и культурологич. аллюзиями, в них встречаются Борджиа и Пульчинелло, Лорелея и Гретхен, Мессалина и Муссолини, «шалая гармошка» и «узкая флейта». Поэзии В.-С. присуща искренность переживания, но не чужд и иронич. взгляд на вещи, лит. игра с читателем. Так, в торжественно-шутливой интонации строк: «Телесной жаждою томим, / В Ерусалиме, нет в кофейной, / Мороженым благоговейно / Усталый занят пилигрим» ¾ слышится перекличка с «Пророком» А. С. Пушкина. Неожиданно современно звучит начало сонета «Аполлон в отставке» (1928): «Нет лебедей, зато скрипят лебёдки, / Нет мяты, но в аптеках есть ментол, / И сердит нас медлительность гондол, / Когда шипит слюна моторной лодки». Столь же неожидан «ударный» конец сонета: «Без промаха мы загоняем в лузу / Бильярдный шар, шлифованную Музу, / И чтим любовь не более, чем спорт. / Сентиментального стыдясь уклона, / Мы в страхе рассчитали Аполлона, / А был наш бог, поверьте, первый сорт!».

После рождения дочери у В.-С. начались серьёзные проблемы со здоровьем, она практически перестает появляться в лит. кругах, занимаясь воспитанием ребенка, но не бросая при этом работу над стихами и прозаич. произведениями в большом жанровом диапазоне. В 1931 осуществляется ее мечта о переезде в Л-д, формальным основанием для кот. послужила перспектива работы переводчиком в НИИ ж-д. транспорта. Надежда стать частью лен. лит. процесса не оправдалась, о чем свидетельствует ее строки: «…всюду меня хорошо принимают, но всюду застой, хуже Москвы. Анна Ахматова в ужасном настроении». На руках у В.-С. были мать и музыкально одаренный ребенок, забота о них требовала много сил и времени, поэтому по прошествии года В.-С. надолго оставляет «штатную» работу в НИИ и начинает работать лишь по договорам ¾ переводы технич. лит-ры для специалистов и отраслевых журналов, в Радиокомитете (автор передач для детей), в различных клубах, а также в качестве литконсультанта. За это время ею написано большое количество рассказов, скетчей, пьес для «петрушечного» (кукольного) театра, сценариев для радио. Опера для детей « Зайкин дом » (муз. Ю. Вейсберг) неоднократно звучала по радио, а в 1940 этот муз. спектакль был включен в сетку новогоднего детского вещания Опытного Лен. телецентра.

Будучи с 1932 членом Лен. Горкома писателей, В.-С. делает попытку вступить в члены ЛО СП СССР, но ее заявление даже не рассматривалось, т.к. было категорически отклонено секретарем Оргкомитета СП Я. Калнынем.

Первую, самую жестокую, воен. зиму В.-С. пережила с дочерью и матерью в осажденном Л-де, при этом, как она впоследствии вспоминала, «…плодотворно работая на своем литературном и общественном поприще. <…> Начиная с первых дней войны, уже не имела времени для совмещения переводческой работы с основной литературной, знание языков, однако, поддерживала систематическим чтением иностранной литературы». Под общ. поприщем имелась в виду ее занятость текущей работой по подготовке пропагандистских мат-лов. В июле 1942 вместе с дочерью (мать умерла в апр. 1942) эвакуирована в Ташкент, где работала лит. консультантом в газ. «Правда Востока», одновременно сотрудничая еще с неск. местными газ. и исполняя обязанности зам. председателя творч. секции Горкома писателей В. Яна-Янчевецкого.

В 1944 вернулась в Л-д в разгромленную, с выбитыми стеклами квартиру, с открывшейся у нее и дочери цингой, кроме того, на всю жизнь осталась хромота, полученная от двукратного ранения осколком в осажденном Л-де. Повторная попытка стать членом СП, что давало, кроме офиц. статуса литератора, еще и надежду на получение «писательских» продовольственных карточек, не увенчалась успехом (как она писала впоследствии, А. Прокофьев был против, а А. Ахматова дипломатично уклонилась от слов поддержки и оценки ее блокадных стихов).

После этого В.-С. не прекращает лит. деятельность, продолжает писать рассказы, стихи, пьесы, очерки, сказки, фельетоны, пародии, но ее активная связь с лит. кругами Л-да практически затухает. Непродолжительное время В.-С. работает в неск. газ., в т.ч. в газ. Академии художеств «За социалистический реализм», затем находит место редактора-переводчика в Гидрологическом ин-те, а в 1950-е ¾ ст. редактора во ВНИИ жиров.

Встреча с А. Спасским, ее хорошим знакомым еще с довоен. времен, завершилась браком, недолгим (из-за смерти мужа от тяжелой болезни), но счастливым.

В сер. 1960-х имя В.-С. дважды появилось на страницах широкой печ. ¾ в сб. «День поэзии-65» и ж. «Нева». «Лениздат», с подачи О. Берггольц, проявил интерес к блокадному циклу стихов В.-С. ¾ цикл, под назв. «В кольце» (1968), был опубл. отд. книжкой почти через 40 лет после выхода перв. сб. автора, уже после смерти автора. Стих., вошедшие в сб., являются свидетельством живого духа ленинградцев-блокадников, трагедии, переживаемой ими и веры в победу над врагом ¾ вопреки всем трудностям блокадного времени. Из поэзии В.-С. навсегда ушли «камзолы дожей», «стилеты» и «весь в розах абажур», но появились с необычайной точностью зафиксированные кадры блокадной жизни: «Гул моторов. Четыре крыла. / Звёзды. Свастика. Бой и погоня. / Я из проруби воду несла, / То и дело дыша на ладони... / Ты не знал, как вода тяжела, / Если краны не действуют в доме?». Синтаксис упростился, сжался до предела, как упростился и сжался до предела суровый блокадный быт. Абажур, довоенный символ домашнего уюта, несет в стих. блокадного цикла совсем иную смысловую нагрузку, понятную только тем, кто знаком с реалиями войны: «Камни. Стёкла. Рёбра голых лестниц. / Абажур над пустотой повис. / И часы. На них почти что десять. / Зеркало в стене. Лепной карниз».

Стих. «Девочка у рояля» с посвящением «Дочери моей, Марине Дранишниковой» до сегодняшнего дня включается в радиокомпозиции и школьные постановки, посвящ. лен. блокаде: «…Хлеб, как пряник, съеден по пути. / Раскладушка в ледяном подвале. / …Но, как прежде, ровно с девяти / Девочка играет на рояле».

«В кольце» ¾ книга зрелого мастера, без чьих пронзительных, документально точных, в чем-то даже жестких свидетельств очевидца «блокадная страница» истории Л-да будет ущербной и неполной.

Архив: ЦГАЛИ СПб. Ф. 588; часть рукописей хранится в РО РНБ. В архивах находятся: Автобиография // ЦГАЛИ. Ф. 588. Оп. 1. Ед. хр. 86; Дневник // ЦГАЛИ. Ф. 588. Оп. 1. Ед. хр. 34; Личные документы // ЦГАЛИ. Ф. 588. Оп. 1. Ед. хр. 88; Личные документы // ЦГАЛИ. Ф. 588. Оп. 1. Ед. хр. 89; Письма родственникам // ЦГАЛИ. Ф. 588. Оп. 1. Ед. хр. 59.

Соч.: Первая книга стихов. М., 1929; В кольце. Л., 1968; Стихи // День поэзии. Л., 1965; Стихи // Нева. 1965. № 3.

В. Шадрова

  • Вольтман-Спасская Варвара Васильевна