Воронов Юрий Петрович
ВО́РОНОВ Юрий Петрович [13.1.1929, Л-д - 5.2.1993, М.] - поэт, журналист.
Отец - профсоюзный работник, в годы Великой Отеч. войны служил в Кронштадте, затем преподавал в Лен. профсоюзной школе, мать - бухгалтер. Во время блокады шестиклассник В. становится бойцом аварийно-восстановительной службы. Тогда «Ленинская смена» опубликует заметку «Забывая об опасности...», рядом с кот. на снимке ее герой - раненый, засыпанный осколками стекла черноглазый мальчик - будущий поэт блокады. 25 нояб. 1941 семью самого В. постигло горе - при бомбежке засыпало семью: мать и бабушку откопали вскоре - живыми, 3-летнего брата и полуторамесячную сестру - только на 5-й день, мертвыми. На всю жизнь с В. останется этот «долг» - не успел покормить голодного малыша: «Эту бомбу метнули с неба / Из-за туч / Среди бела дня. / Я спешил из булочной / с хлебом. / Не успел. / Ты прости меня». Вместе с отцом, добравшимся из Кронштадта, раскапывали завал руками, хоронили вдвоем: «Я забыть / никогда не смогу / скрип саней / на январском снегу... / Будто все это / было вчера... / В белой простыне - / брат и сестра…».
В 1942 был принят в комсомол, работал в молодежных бытовых отрядах (оказывали помощь ослабевшим), получил медаль «За оборону Л-да» (1943); «Нам в сорок третьем / выдали медали / и только в сорок пятом - паспорта». В то время занимался в лит. студии при ЛО СП (1943–48) под рук. Вс. Рождественского, писал стихи, выступал по блокадному радио.
В 1947 В. поступает на отд. журналистики филол. фак-та ЛГУ, где сразу становится признанным лидером молодежи - в учебных аудиториях, в науч. об-ве, в перв. студ. стройотрядах. С марта 1952 (диплом будет вручен только в июне) В. начинает работать зав. отделом студ. молодежи в газ. «Смена», затем - отв. секретарем газ. Его избирают секретарем Лен. обкома ВЛКСМ. Начинается стремительное восхождение В. по ступеням журналистской и партийной карьеры: зам. ред. «Комсомольской правды» уже в М. (1954–59), с 1959 член правления Союза журналистов, гл. ред. «Комсомольской правды» (1959–65), с 1965 - отв. секретарь газ. «Правда». Все это обрывается на перв. взгляд неожиданно. 21 июля 1965 «Комсомольская правда», кот. редактировал В., опубл. очерк «В рейсе и после» - о вопиющих беззакониях, в т.ч. и стоивших молодых человеческих жизней, на знаменитой тогда китобойной флотилии «Слава». «Комсомольская правда» отважилась выступить против генерал-директора флотилии, кот. восхваляли на всех уровнях, называли «маяком» и кот. не только выдавал липовые показатели, но и создал собств. «царство в государстве», где царил полный произвол. В итоге директор был снят со своей должности. Но эта далось дорогой ценой - на газ. и ее редактора обрушились высокопоставленные защитники - состоялось заседание секретариата ЦК КПСС, на кот. была сделана попытка выгородить генерал-директора (см. об этом: Ганюшкин В. Народ не безмолвствует, когда говорят люди // Новое время. 1988. № 40; Сахнин А. Но это было только начало // Известия. 1988. 23–24 сент.). Попытка не удалась, но с В. «рассчитались»: оказывается, его назначение на пост отв. секретаря «Правды» было лишь видимым повышением - оттуда его было удобнее «направить» на работу зав. корреспондентским пунктом этой же газ. в Германию, где его продержали полтора десятилетия: «Дорога поет, / если к дому дорога, / и плачет, / когда от родного порога. / И если тебе / эта боль не знакома, / не жил ты вдали и подолгу/ от дома...».
За эти годы В. стал автором мн. книг, вошел в СП, был избран членом правления СП (1976). По возвращении на родину работал секретарем правления СП, редактировал «ЛГ», некот. время работал зав. отдела культуры ЦК КПСС, в 1989 избран народным депутатом.
В. принадлежит более 200 выступл. в периодике. Но гл. заслуга - стихи. Он начал писать их рано, задолго до того 1950, от кот. он официально отсчитывал нач. своего творч. пути. Уже в 1945 в лен. газ. «Вагоностроитель» от 13 нояб. Напеч. его стих. « Возвращение ». Потом долго, почти 20 лет не публ. стихи (исключение - студенческие газ.), утверждая, что «О. Берггольц и И. Тихонов уже все сказали». Лишь 7 мая 1965 появилась перв. подборка в «Правде», затем цикл из 12 стих. под назв. « Блокадные записки » в ж. «Знамя» (1965. № 6), в 1968 - еще несколько в лен. альм. «День поэзии». Но когда в том же 1968 вышла перв. книга стихов В. « Блокада », а чуть позже - « Память », когда блокадные стихи В. были собраны воедино - они буквально обожгли читателей. У В. оказался свой ракурс в изображении лен. трагедии. Это не просто еще один дневник или воспоминание. Поэтич. история лен. блокады, над кот. В. работал 30 лет, в ее окончательном варианте оказалась неотделимо вписанной в контекст современности. Пафос ключевых блокадных строк - «Я не напрасно беспокоюсь, / чтоб не забылась та война: / ведь эта память - наша совесть. / Она, как сила нам нужна» - обычно связывают только с реакцией на гонку вооружений и возможность атомной войны. В. слышал «молящий крик земли» о спасении от смертельного атома (и причем не только «военного» - стих. « Хиросима » было написано буквально в преддверии Чернобыля). Он слышал и «отчаянный крик пораженного пулей оленя» (как В. Астафьев, В. Распутин, В. Высоцкий) или уничтоженного подонком для возведения в лен. дворе персонального гаража куста сирени. Он еще в блокаду нашел душевные силы пожалеть не только людей, но и каменного льва, которому «осколком лапу оторвало». В. и позднее все время чувствовал боль своего города от полвека не залеченных ран на его стенах (« Ленинградская осень »), ощущал «укор осыпающихся колоннад»: «В дни блокады / сохранили город, / неужели не спасем сейчас?» И все-таки самым главным для В. было то, что вместе с забвением памяти о войне человечество стало утрачивать и представление о цене человеч. жизни вообще, в т.ч. и о жизни «молодых ребят», как обычно говорил бывший молодежный лидер. В логическом финале блокадных стихов - « День победы » (1965) - есть ключевые строки: «Но лишь слыша / победный салют, / мы вдруг поняли: / с этой минуты / ни тебя, ни других / не убьют». Эти строки возникли в разгар Афганской войны и в то время, когда уже вспыхивали перв. зарева серьезных межнациональных конфликтов: «И о мертвых / далеких и близких, / боль очнулась, / ударив в сердца...» Именно поэтому так важна память - горький опыт истории, ее урок, предостережение: «Мертвые живых не упрекнут, / если те смеются и поют... / Но бывает все же: / им венки. / А они сжимают кулаки». Нужен не формальный ритуал, а живое ощущение того, что это такое: «Отбой. / За нынешний вечер / девятый», когда «вместо супа - бурда из столярного клея». Потомки блокадников должны понять, что чувствовали люди, когда «на праздничный салют пол-Ленинграда не поднялось», когда один за другим умирали самые родные и близкие.
У В. есть стихи о любви и дружбе, о природе, о тв-ве. Они - в ряде сб.: « Улица России» и «Долгое эхо » (оба - 1979), « Весы » (1986), « Избранное » и « Белые ночи » (оба - 1987), в периодических изд. Но это - просто хорошие стихи. Стихи же «Памяти» и «Блокады» - гражданский и нравственный подвиг. Они встали рядом с мемориалом на Пискаревском кладб., Зеленым поясом Славы, с Монументом героическим защитникам города на Моск. проспекте - там высечены строки В.: «О, камни, будьте стойкими, как люди!».
Во всех откликах на стих. В. критика обязательно подчеркивала одно: это поэзия «без вычурных метафор» и прочих «украшений». Действительно, существует поэзия металогичная и автологичная. Поэтика В. сформировалась в системе последней. Но, кроме графической точности и строгости, его стихам присущ огромный внутренний накал, почти невероятная драматич. напряженность, редкая эмоциональная выразительность. Дыхание, кот. перехватывает от горя, передается прерывистой обрывающейся строкой: «Как стон, / как рыданье, / как всхлип». Нравственная сила и мужество защитников города - экспрессивной меняющейся динамикой ритма. Особенную энергию стиху придают почти обязательные афористические зачины или концовки: «Строка бывает - как рука, / в беде протянутая другом»; «Все объяснимо, / кроме лжи, / и лишь она непоправима»; «Искусство не прячет секретов. / Секреты таит ремесло». Передавая различные оттенки переживаний и состояний лирического героя, В. использует и разные размеры стиха - от классического русского ямба до верлибра. Он мастерски выстраивает лирич. сюжет - от безукоризненно точно найденной детали до самого широкого, временами почти космического обобщения. Таково, напр., стих. « Баллада о музыке ». Оно начинается с нескольких подчеркнуто прозаич. подробностей выступлений знаменитого блокадного оркестра «под гул канонады» в полутемном зале Филармонии. Трагич. реалии быта: саночки, на кот. музыканты везли через заледеневший город валторны и скрипки, врач, сидящий «на всякий случай», в последнем ряду выступающих, представители в случае горькой необходимости «возможной замены», ушанки и пальто на старинном бархате кресел... Но от строки к строке, как и в музыке, все больше усиливается лирическое crescendo, чтобы в конце обрушиться на читателя всей силой fortissimo: «И музыка / встала над мраком развалин, / крушила / безмолвие темных квартир. / И слушал ее ошарашенный мир». А затем - две строки финала - почти шепотом, как на последнем дыхании: «Вы так бы смогли, / если б вы умирали?..».
Соч.: Сила жизни: очерки, статьи, стихи. М., 1966; Блокада: стихи. Л., 1968; Память. Л., 1971; Лен. высота. Стихи о блокаде. Статья // Комсомольская правда. 1984. 24 янв.; Тревоги мира - наши тревоги: статья // Лит. Россия. 1986. 28 февр.; Величие духа: статья // Ради жизни на земле: сб. Л., 1986; Избранное. М., 1987.
Лит .: Рождественский Вс. Живое прошлое // Нева. 1969. № 5; Городницкий А. Ода мужеству // Лен. правда. 1971. 17 дек.; Слуцкий Б. Ю. Воронов. «Память» // Новый мир. 1972. № 6; Викулов С. Книга, возвышающая человека // Молодая гвардия. 1974. № 6; Цурикова Г. Нельзя забывать // Нева. 1974. № 11; Ильина М. Присяга на вечность // Лен. правда. 1977. 26 авг.; Дементьев В. Раздумья зрелости // Знамя. 1987. № 9; Друнина Ю. Считаться кем-то или кем-то быть? // ЛГ. 1987. 28 окт.
К. Бикбулатова