Вознесенская Юлия Николаевна


ВОЗНЕСЕ́НСКАЯ (Вознесенская-Окулова, урожд. Тараповская) Юлия Николаевна [14.9.1940, Л-д - 20.2.2015, Берлин, похоронена на русском православном кладб. Тегель в Берлине] - поэт, прозаик.

Мать - врач. Отец - воен. инженер-строитель. В младенчестве В. пережила начало блокады Л-да. В 1945–49 проживала в Германии, где ее отец восстанавливал воен. аэродромы. Училась год в мед. училище, затем окончила 1 курс театроведческого фак-та ЛГИТМиК. Вознесенская - фамилия первого супруга, брак с кот. оказался недолгим. В браке со вторым мужем (Окуловым) родилось двое сыновей.

Начинала как поэтесса. Ранние стихи и перв. публикация в газ. «Смена» в 1964 вызвали одобрение изв. переводчицы и поэтессы Т. Гнедич, ЛИТО кот. В. посещала. Активно участвовала в неофиц. культурной жизни Л-да. На квартире В. проходили худож. выставки, концерты бардов, чтения стихов и лекций по философии и истории. Составила неск. сб. самиздата, в т.ч. «Вторжение-68», о вводе сов. войск в Чехословакию.

В 1974–75 входила в редколлегию поэтич. сб. «Лепта», в кот. были включены более 500 стих. 32 «неофициальных» поэтов Л-да. Сб. был отклонен в ЛО изд-ва «Сов. писатель», и в 1976 В. выступила соредактором машинописного ж. «Часы». В том же году принимала участие в акциях протеста против разгона худож. выставки у Петропавловской крепости и работала над проектом альм. поэзии и графики «Мера времени» (проект опубл. в ж. «Посев». 1977. № 3). Летом была арестована по делу художников Ю. Рыбакова и О. Волкова, затем освобождена. После отказа «добровольно» выехать в Израиль была вновь арестована 21 дек. 1976 и осуждена на 4 года ссылки по ст. 190.1 УК СССР («распространение заведомо ложных измышлений, порочащих сов. государство и обществ. строй»). На суде заявила: «...я отвечаю за то, что каждое слово, вышедшее из-под моего пера - правда, одна только правда и только правда. Главный мой свидетель - Бог. Он мой главный защитник. И я вручаю свою судьбу не в руки суда, а в Его руки» (Антология... 1986). За побег из Воркуты в Л-д приговорена 29 июля 1977 к 2 годам лагерей. И в тюрьме, и в ссылке, и в лагерях Иркутской обл. писала стихи, опубл. в самиздате (Часы. 1978. № 10; Голос. 1978. № 2, 6) и зарубежных ж-лах (Грани. Мюнхен; Франкфурт-на-Майне. 1978. № 108; 1979. № 111–112; Третья волна. Монжерон (Франция), 1979. № 6; Вестник РХД. Париж; Н-Й., 1979. № 128), а также автобиографич. очерки « Записки из рукава » (о предварительном заключении и ссылке) (Поиски. Лонг-Айленд Сити (США), 1979. № 1) и повесть « Ромашка белая » (об этапировании в лагерь), законченную и опубл. в эмиграции (Поиски. 1982. № 4; 1983. № 5–6).

Наряду с гл. мотивами «тюремных» стих. В. (разлука с близкими, одиночество, тоска и любовь к тв-ву) у В. звучит и тема христианского смирения, любви к Всевышнему: «Черных вишенок горстка, / словно яд на устах. / Тяжелей перекрестка / не бывает креста. / Поручи меня Богу - / без Него не снести! / Ты меня на дорогу / перекрести» (« Полюбил ты разлуку. ..»). Поэтесса обращается к Богу: «Я не прошу: “На волю отпусти!”, / но дай Ты мне друзей услышать снова. / Господь, Господь! Пошли хотя бы слово! / Рифмованное, Господи прости» (« Записка Господу Богу »). Тв-во, Церковь и Бог в худож. сознании В. 1970-х существуют независимо друг от друга, но она называет Евангелие единственной уместной в тюрьме кн. И уже тогда раскрывается органич. способность автора жалеть людей и ненавидеть грех.

Вернувшись из лагеря, осенью 1979 участвовала в составлении самиздатского альм. « Женщина и Россия ». Г. Григорьева вспоминает: «Сразу же после первого номера позиции авторов расходятся и возникают <...> два течения в женском движении. Первое - [близко] западному феминизму. Второе - совершенно новое, повергшее в изумление даже видавший виды Запад - появление ж. и клуба „Мария”, в котором парадоксально, но органично сочетались феминизм и христианство...» (Самиздат. СПб., 1993). Втор. группа, в кот. вошла В., «заявила о своем разрыве как с “левым западным феминизмом”, так и с русской... революционно-демократической традицией. Она ориентировалась на духовные ценности православия...» (Айвазова С. Истоки феминизма // Искусство кино. 1991. № 6). Перв. выпуск альм. вызвал резкую реакцию органов госбезопасности. Под угрозой отправки старшего сына на войну в Афганистан В. 11 мая 1980 эмигрировала с сыновьями в Германию, где была встречена западной общественностью «как героиня и избранница» (Самиздат. СПб., 1993). В 1982 в поддержку В. на амер. ТВ был снят фильм «Дневник Юлии».

До 1984 жила во Франкфурте-на-Майне и работала в Междунар. об-ве защиты прав человека. В заруб. периодике выходили ее ст. о положении женщин и сов. лагерях (Письмо из Новосибирска // Женщина и Россия. Франкфурт-на-Майне, 1980; Женский лагерь в СССР // Грани. Мюнхен; Франкфурт-на-Майне, 1980. № 117; Домашний концлагерь // Мария. Л.; Париж. 1981. № 1; Женское движение в России // Посев. Франкфурт-на-Майне, 1981. № 4). С 1984 составляла дайджесты сов. прессы на радио «Свобода» в Мюнхене. В этот период написаны сб. новелл « Женский Декамерон » (1984–85) и повесть « Звезда Чернобыль » (1986), переведенные на полтора десятка яз.

Название «Женский Декамерон» отсылает читателя к произведению Боккаччо. Десять рожениц во время 10-дневного карантина в роддоме рассказывают друг другу свои истории. Мн. из 100 новелл этого «гневного и одновременно безудержно веселого сборника» (С. Бриджер) могли бы стать основой для отд. книги. Ясные духовно-нравств. ориентиры, общий оптимистич. тон произведения дали западной критике повод упрекать «Женский Декамерон» в недостаточном радикализме и приверженности патриархальной идеологии (Словарь поэтов Русского Зарубежья. СПб., 1999; Dictionary of Russian Women Writers. London, 1994). Повесть «Звезда Чернобыль» посвящена драматич. судьбам трех сестер, в кот. отразились последствия взрыва ядерного реактора. В. - сост. антологии « Письма о любви » (Мюнхен, 1987; на нем. яз.). Это «подлинные письма русских девушек и женщин из ГУЛАГа, ...показывающие не только унижения.… но и преодоление страданий благодаря духовному и религиозному началу» (Казак В. Лексикон русской лит-ры XX в. М., 1996). В то же время В. выпустила сб. инт. « Что русские думают о немцах » (Мюнхен, 1988) (см. отрывки из сб.: Интервью // Двадцать два. 1990. № 70).

В 1992–93 пишет серию криминальных повестей: « Любимых убивают все » (1992, на рус. яз.), « Русалка в бассейне » (1993, на нем. яз.); в 2000-е выходят « Асти Спуманте», «Русалка в бассейне » (2007, на рус. яз.), «Благодарю за любов ь» (2009). Гл. героиня «православных детективов» - графиня Апраксина, эмигрантка, привлекаемая немецкой полицией к расследованию «русских дел». Она отправляется на раскрытие очередного преступления с молитвой: «Помоги, Господи, и мне, и этим несчастным!» Помимо острого сюжета, читателя увлекает яркая картина рус. эмиграции. Графиня-детектив - прекрасный психолог, ей приходится общаться со множеством эмигрантов, среди кот. политики, богачи, священники, художники, аристократы и обычные мошенники. Красной нитью через детективы проходит напоминание о Высшем суде, кот. ждет каждого.

В сер. 1990-х, после смерти мужа и перевода радиостанции «Свобода» в Прагу, в результате длительного духовного пути (начавшегося в 1974, когда В. крестилась в Никольском соборе Л-да, а в эмиграции обогатившегося глубоким церковным общением - подробнее см.: Л. Ильюнина), В. становится трудницей Леснинской Свято-Богородицкой обители во Франции (Русская Православная Церковь Заграницей). Она переоценивает все созданное ею прежде и решает оставить писательство, однако, игумения (на покое) Афанасия убедила В. вернуться к лит. тв-ву. В. открыто заявляет о себе как о православном писателе и создает непривычные для русской лит-ры XX в. произведения, вызвавшие у критиков противоречивые мнения.

С нач. 2000-х жила в Берлине, ежегодно приезжая в СПб. Отказывалась принимать немецкое гражданство, многочисл. попытки восстановить российское были тщетными.

Повесть « Мои посмертные приключения » (2000) имеет, как и все произведения В., докум. основу и опирается на учение Православной Церкви о загробной участи умерших. Гл. героиня Анна - невоцерковленная, легкомысленная в духовном отношении женщина с общеинтеллигентскими представлениями о благородстве и порядочности - в самом начале повести умирает. Душа ее выдерживает загробные испытания, посещает рай. Повесть отличает характерный для В., но неожиданный в страшных обстоятельствах юмор, и непредсказуемый финал. П. Басинский характеризует кн. как «прекрасное лит. сочинение церковного человека»: «Я давно не встречал такого увлекательного чтения, такой плотности событий, действия, такой завораживающей интриги. Это настоящий приключенческий роман, написанный красивым и свободным литературным языком» (ЛГ. 2002. № 44). С др. стороны, у некот. критиков роман вызвал резко негативную реакцию: под сомнение ставятся и выбор темы, и стиль письма, и верность Священному Писанию (напр., Бакулин А. В круиз по мытарствам // Православный СПб. 2003. № 11). Среди читателей повесть обрела популярность, выдержав 5 изд. за 5 лет (2000–04).

Повесть « Путь Кассандры, или Приключения с макаронами » (2002) критики называли антиутопией, футурологической повестью, «православным фэнтези», ист. романом, дамским романом, восточно-христианской утопией. Действие этой кн. разворачивается в государстве Мессии-Антихриста, гл. героиня - девушка Кассандра - выходит из виртуальной реальности, в кот. проводит большинство времени население планеты, и переживает целый ряд приключений. В мире, где царят технич. прогресс и отчуждение, Кассандра обретает жажду жизни, настоящих друзей, веру и любовь. В. создала произведение, пронизанное духом христианской любви, облекая его в увлекательную для совр. читателя форму.

Продолжением повести о Кассандре стал роман « Паломничество Ланселота » (2003). Норвежский рыбак Ларе Кристенсен в инвалидной коляске отправляется в Иерусалим, где Мессия-Антихрист проводит массовые исцеления инвалидов. Наиболее сильная часть романа - история восхождения Ланселота на вершину страшной Вавилонской башни - это гимн торжествующему добру, человеч. поддержке и благородству. Конец романа, по словам В., «хороший. Это конец света» (см.: Ильюнина Л.).

Автор приключ. трилогии для детей « Юлианна, или Игра в киднеппинг», «Юлианна, или Опасные игры» и «Юлианна, или Игра в ”Дочки-мачехи” » (2007). Их героини - девочки-близнецы. Самолюбивая и избалованная Юля решает избавиться от Ани, инсценировав похищение. В действии актив. участие принимают бесплотные силы - Ангелы-хранители и бесы. Автор живо и динамично рисует жизнь невидимого мира, убедительно показывая, что все земные события связаны с духовной реальностью. Детские повести В. написаны ясным языком, избегают прямых нотаций, изобилуют живыми диалогами. Кн. В. 2000-х - «совершенно новое и интересное явление современной литературы» (В. Старостин), отличающиеся прежде всего новизной творч. метода, выходом на иной уровень выражения «духовных реалий». Одна из задач автора - дать худож. альтернативу книгам о Гарри Поттере: В. «восстает против создания Джоан Роулинг неприкрыто» (В. Ефанова).

« Жила-была старушка в зеленых башмаках… » (2008) ― увлекательная, смешная и трогательная история о приключениях трех старушек-подружек. Их веселые приключения помогают по-новому взглянуть и на свою собств. старость. Кн. утверждает, что с чистым сердцем и искренней верой человек в любом возрасте сможет найти смысл жизни и радости в ней. « Утоли моя печали » (2009) ― рассказы о том, как с помощью веры превозмочь беду и справиться с различ. жизненными ситуациями. Истории воссозданы на основе реал. событий, содержат живой опыт людей, преодолевших беду и нашедших Бога.

Кн. « Сын вождя » (2009) рассказывает о тяжелых испытаниях, кот. довелось преодолеть внебрачному сыну Ленина. Гл. мысль этой философской кн. в том, что даже в самых сложных жизненных ситуациях есть реальная возможность не впасть в уныние и сохранить свет души и веру в силу провидения. « Нечаянная радость, или Раб Божий Владлен и др. истории » (2010) - восемь притч о совр. людях. Посыл кн. в том, что человек, даже попав в ситуации, кажущиеся безнадежными, должен сохранять внутр. радость, уметь быть благодарным Богу и верить в Промысл. « Сто дней до Потопа » (2011) - повесть-притча о Дине - подруге детства Ноева сына Сима. Дина - посл. человек, кот. Ной надеется уговорить войти в спасительный ковчег. Ноев ковчег посреди обезумевшего, развратившегося мира видится образом Церкви Христовой на закате времён. В кн. « Эдесское чудо » (2012) В. обращается к жанру ист. романа. На основе древней истории о девице Евфимии и о чуде, совершенном святыми Самоном, Гурием и Авивом, покровителями брака, автор воссоздает удивительную атмосферу эпохи раннего христианства.

По словам Л. Ильюниной, тв-во В. - это «книги о предельной ответственности человека за свою жизнь, за мысли, чувства и поступки... о свободе, о свободе выбора <…> о том, что “нет пути нам унывать” (слова старца Амвросия Оптинского)».

Посл. годы жизни В. посвятила себя помощи отчаявшимся людям - тем, кто был на грани самоубийства, потерял близких или тяжело заболел: писала посты и статьи на www.pobedish.ru.

Лауреат премии Мин-ва печати РФ «Алые паруса» за лучшее произведение 2003 для юношества («Путь Кассандры»). За эту кн. и за повесть «Мои посмертные приключения» удостоена звания «Лучший автор года» на Всерос. конкурсе «Православная книга России - 2003». Грамота и серебряная медаль «За заслуги» присуждены Междунар. благотворит. фондом «Семья - Единение - Отечество» (2013).

Соч.: Стих. // Острова: антол. Л., 1982; Стих. // Строфы века: антол. М.-Минск, 1995; Дневник и стих. // У Голубой лагуны. Т. 5Б. Ньютонвилль, 1986; [Стихи] // Мария. Л.-Париж. 1981. № 1; Проза: Записки из рукава. Н-Й, 1979; Женский Декамерон. Tel Aviv, 1987; Tallinn, 1991; Звезда Чернобыль. NY, 1987; О Георгии Михайлове: ‘ссе // Родник. 1990. № 1; Любимых убивают все. М., 1992; Мои посмертные приключения. M., 2000; Путь Кассандры, или Приключения с макаронами. M., 2002; Что вспомнилось о брате Иосифе // Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф. М.; Монреаль, 2003; Паломничество Ланселота. M., 2004; Русалка в бассейне. М., 2007; Асти Спуманте. М., 2007; Юлианна, или Игра в «Дочки-мачехи». М., 2007; Жила-была старушка в зеленых башмаках... М., 2008; Сын Вождя. М., 2009; Утоли моя печали. М., 2009; Благодарю за любовь. М., 2009; Нечаянная радость, или Раб Божий Владлен и др. истории. М., 2010; Сто дней до потопа. М., 2011; Эдесское чудо. М., 2012. 

Лит .: Рудкевич Л., Кононова Н. Дело Юлии Вознесенской // Грани. 1978. № 108; Бриджер С. Женщина в совр. сов. обществе // Вестник РАН. 1992. № 12; Самиздат: сб. СПб., 1993; Jerzy Kohdziej. luliia Voznesenskaia's Women: With Love and Squalor // Fruits of Her Plume. NY, 1993; Самиздат Л-да. 1950–80-е. М., 2003; Ильюнина Л. Феномен Юлии Вознесенской [Инт.] // Церковный вестник. 2003. № 19; Старостин В. Свадьба в последние времена, или Как отковырять «печать антихриста» // Татьянин день. 2003. № 3; Павликова Е. Жажда истины и отвага // Вознесенская Ю. Путь Кассандры, или Приключения с макаронами. М., 2004; Михайлова В. Юлия Вознесенская: жила-была старушка [Инт.] // www.pravmir.ru/yuliya-voznesenskaya-zhila-byla-starushka/; Ефанова В. Антипоттер-2 [Рец.: «Юлианна или опасные игры»]  Вознесенская Юлия Николаевна (1940–2015) [беседа с корр.] /; Павликова Е. Жила-была Юлия Вознесенская // Журнал Ролан. 2006. № 3 (58); «Первое Рождество запомнилось запахом мандаринов и ладана» / с Ю. Вознесенской бесед. И. Ахундова // www.pravoslavie.ru/67324.html ; Хасьминский М. Ю. Вознесенская: бабушка над пропастью во ржи // Фома. 2015 № 4; Memoriam Юлии Вознесенской // ; Биография // stories-of-success.ru/yulii-voznesenskoi 

Е. Павликова

  • Вознесенская Юлия Николаевна