Всеволодский-Гернгросс Всеволод Николаевич


ВСÉВОЛОДСКИЙ-ГÉРНГРОСС Всеволод Николаевич [25.9. 1882 , СПб. - 26.10. 1962 , М.] - актёр, театровед, филолог.

Окончил Горный ин-т (1909) и Высшие драматич. курсы (1908) в СПб. В 1909–19 - актёр Александринского театра, в 1922–29 - Экспериментального театра, в 1930–32 - Лен. этнографич. театра. Участвовал в сценах массовых театр. представлений в Пг. (1920-е). Одновременно с 1907 занимался научно-исследовательской работой в обл. истории древнерусского и русского театра XVIII в. и народного тв-ва. В 1926–28 участвовал в сев. фольклорных экспедициях.

В 1910–49 вёл педагогич. работу (с 1921 - профессор) в Ин-те сценич. искусств в Л-де и ГИТИСе в М. (педагог кафедры истории театра России ). Доктор искусствоведения (1936). Читал лекции по театр. искусству в Тенишевском училище .

Инициатор, основатель и директор «Ин-та живого слова» в СПб. Пригласил для совм. работы известных в Пг. писателей, поэтов, артистов, литераторов, филологов и др. специалистов в обл. слова, в т.ч. перв. сов. наркома просвещения А. В. Луначарского, проф. Пг. ун-та филолога-классика Ф. Ф. Зелинского, легендарного ученого-правоведа А. Кони, актера Александринского театра (учителя В.-Г.) Ю. Юрьева, поэта Н. Гумилева, филологов Л. Щербу, С. Бонди, Н. Энгельгарта и др. В нояб. - дек. 1918 были приглашены и акад. А. Шахматов, Ф. Шаляпин, А. Блок, Л. Орбели, Л. Вивьен, но из-за большой загруженности последние вынуждены были отказаться.

Орг. стадия образования ИЖС была по времени очень компактной и включила в себя шесть заседаний (18, 23, 25, 27, 30 окт. и 1 нояб. 1918). Название учебной организации «Институт» появилось уже на втором заседании, а «Институт живого слова» ¾ на пятом (30 окт.). 3 нояб. 1918 Положение об ИЖС было утверждено Наркомпросом. Согласно ему, «ученое и учебное заведение» должно было состоять из трех отделов - научного, учебного и просветительского - и находиться в ведении ТЕО Наркомпроса. ИЖС имел целью: 1. Научно-практическую разработку вопросов, относящихся к обл. живого слова и связанных с нею дисциплин. 2. Подготовку мастеров живого слова в областях: педагогической, общественно-политич. и художественной. 3. Распространение и популяризацию знаний в обл. живого слова.

Открытие ИЖС состоялось 15 нояб. 1918 в Эрмитажном театре. Среди выступавших были В.-Г., Ф. Зелинский, О. Каменева, А. Луначарский. Через все речи проходила мысль о том, что необходимо «учить говорить весь народ, от мала до велика». «Нам нужно приучить человека понимать внимающих ему и окружающих его, приучить прослеживать судьбу слова не только в воздухе, но и в душах тех, к кому слово обращено. Я настаиваю на том, что с этой точки зрения искусство речи глубоко психологично и глубоко социально…», ¾ сказал Луначарский.

Обучение в ИЖС было бесплатным, а «условия приема привлекали простотой: требовалась лишь справка о прописке в Петрограде». В первом 1918/19 уч. году подали заявления 769 чел., слушали лекции ¾ около 500 чел. в нач. семестра, 425 чел. в середине и 200 чел. в кон. уч. года. Одни хотели получить общее образование, другими руководил интерес к изучению живого слова и к сцене, часть слушателей поступила ради последующей преподавательской деятельности.

Чтение лекций началось 20 нояб. 1918. Сначала читались в Тенишевском училище на Моховой ул., д. 35. Вскоре ИЖС переехал в здание Павловского ин-та на Знаменскую ул. (ныне ул. Восстания), д. 8. Читались лекции: А. Луначарский «Введение в эстетику»; А. Кони «Этика общежития» и «Живое слово: Приемы обращения с ним в различных областях»; Л. Щерба «Фонетические методы», «Сравнительный очерк произношений» и «Общее введение в теорию живого слова»; С. Бонди «Ритмика стиха»; Ф. Зелинский «Ритмика прозы»; Н. Энгельгарт «Теория прозы» и «История прозы»; Н. Гумилев «Теория поэзии». Для закрепления знаний, полученных на лекциях, проводились семинарские занятия по теории прозы, теории поэзии, теории музыки, ритмике стиха, рассказыванию, французскому произношению, анатомии органов речи и слуха, ораторскому искусству. Весной 1919 В.-Г. проектировал создание театра при ИЖС, а К. Эрберг сообщал об организации ред. комиссии в составе Н. Гумилева, В. Гиппиуса, К. Чуковского и А. Ремизова для работы над хрестоматией прозы и поэзии.

По учебному плану обучение на педагогич. отделении должно было длиться два года, на ораторском - от двух до четырех лет, на словесном и на театральном - четыре. 20 июля 1919 Правление Объединенного совета научных учреждений и вузов известило ИЖС о том, что он признан входящим в разряд высшей школы. Руководитель и вдохновитель этого дела В.-Г. был назначен председателем Совета ИЖС. По инициативе В.-Г. 18 мая 1920 при помощи Подотдела ученых учреждений и вузов под ИЖС было получено здание Об-ва взаимного кредита (пл. Александринского театра (ныне пл. Островского), д. 7).

В нояб. 1921 В.-Г. выступил с идеей организации при ИЖС Экспериментального театра, в задачи кот. входило «искание новых форм, отвечающих современности, и демонстрирование таковых». В ИЖС была создана фонетич. лаборатория, в кот. могли быть произведены записи живого голоса. Известно, что «первый раз авторское чтение Анны Ахматовой было фиксировано ранней весной 1920 г. профессором С. И. Бернштейном в Институте живого слова в Петрограде». Тем, что сегодня можно слушать голоса Блока, Маяковского, Есенина, Брюсова и др. писателей и поэтов, мы обязаны С. Бернштейну и работе его лаборатории.

ИЖС просуществовал в Пг. 4,5 года и был закрыт летом 1923. После тщетных попыток найти защиту от посягательств Губисполкома В.-Г. в апр. 1923 ушел из ин-та (за два месяца до выдачи дипломов первому выпуску ИЖС). Экспериментальный театр, кот. В.-Г. продолжал руководить после ухода из ИЖС, осенью 1923 открылся в здании Городской думы на Невском пр., д. 33, под каланчей. Слушателями ИЖС были И. Одоевцева, В. Крепс - автор киносценариев, изв. как радиодраматург «Клуба знаменитых капитанов», среди актеров Экспериментального театра выделялся Ю. Толубеев.

Архив В.-Г. хранится в ЦГАЛИ СПб., РО ИРЛИ (ПД). В рукописном наследии В.-Г. исследования, ст., очерки: «Эволюция Метерлинка как философа и драматурга. Опыт анализа тв-ва», «Театр в России при императрице Елизавете Петровне», «Театры народов СССР», «Русская устная народная драма», «Пути развития русского театра от его начала до Великой Октябрьской социалистической революции», «Записки о Марии Гавриловне Савиной» и др.

Соч.: Театральные здания в СПб. в XVIII столетии // Старые годы. 1910. Февраль-март; История театр. образования в России. Т. 1. [СПб.], 1912; Театр в России: в эпоху отечественной войны. [СПб.], 1912; Театр в России при императрице Анне Иоанновне и императоре Иоанне Антоновиче. СПб., 1914; Теория русской речевой интонации. М., 1922; История русского театра. Т. 1–2. Л.-М., 1929; Игры народов СССР: Сб. материалов. М.-Л., 1933; Краткий курс истории русского театра. М., 1936; Хрестоматия по истории русского театра. М., 1936; Иван Афанасьевич Дмитриевской: Очерк из истории русского театра. М.-Л., 1945; Русский театр. От истоков до середины XVIII в. М., 1957; Русский театр второй половины XVIII в. М., 1960; Фонвизин-драматург: Пособие для учителей. М., 1960.

Лит.: Институт живого слова // Временник театрального отдела народного комиссариата по просвещению. Пг., 1918. Вып. 1. Нояб.; Записки Института живого слова. Пг., 1919. Вып. 1; Толубеев Ю. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988; Бабаева Л., Горяева Г. О работе К. С. Малевича и С. И. Бернштейна в Государственном ин-те истории искусств // История СССР. 1991. № 6; Шилов Л. Звучащие тексты Анны Ахматовой // Царственное слово. М., 1992; Ярошецкая В. Что такое «Живое слово» // СПб. ведомости. 1993. 13 нояб.; Одоевцева И. На берегах Невы // Одоевцева И. Избранное. М., 1998.

  • Всеволодский-Гернгросс Всеволод Николаевич