Введенский Александр Иванович
ВВЕДЕ́НСКИЙ Александр Иванович [23.11(6.12).1904, СПб. - 20.12.1941] - поэт.
Отец, служивший экономистом в Поземельном банке, нарек сына в честь вел. кн. Александра Невского. Мать (дворянка, урожд. Поволоцкая) была изв. врачом-гинекологом. В. окончил в 1921 10-ю трудовую школу, одну из лучших тогда в Пг. (до революции - частная гимназия Л. Д. Лентовской). Причем экзамен по русской лит-ре не сдал. Поступил в ун-т на юридический фак-т, перешел на китайское отд. Вскоре обучение оставил и работал письмоводителем, затем на электростанции «Красный Октябрь» (1921–22). В анкете при вступлении в Союз поэтов (1924) на вопрос: «На какие средства живете?» - ответил: «На средства родителей» (РО ИРЛИ).
Известно, что в 1917 В. уже писал стихи. В янв. 1921 он вместе с лит. опытами товарищей по школе (В. Алексеев, Л. Липавский) послал их А. Блоку. Тот пометил на письме: «Ничто не нравится. Интереснее Алексеев». Перв. упоминание имени В. в печати - в ж. «Жизнь искусства» (1923. № 27) в ст. Г. Крыжицкого «Футуризм». В ней алогичные изречения В. (типа «без отношения в каменном мире, полет без смысла, и это хорошо» или «слушая гортанный шепот собак, учись слушать потолок, лампочка») демонстрировались как пример нового этапа футуризма и подлинного «рев. пафоса» в искусстве. В сравнении с будущими соратниками по ОБЭРИУ В. раньше других взял за осн. творч. принцип открытую борьбу со здравым смыслом, считая, что именно формальная логика отделяет человека от познания реальной сущности мироздания и жизни. Даже В. Хлебников в силу системности его натурфилософских исканий, отраженной в поэтико-лингвистич. опытах, его не удовлетворял: «Хлебников мне чужд, уж скорее мне ближе Крученых».
Начальная пора лит. деятельности В. проходит в теснейшем союзе с Д. Хармсом. Это совместное вступление в «Орден заумников DSO» А. Туфанова (1925), выход из туфановского сообщества и организация «Чинарей» (1926; В. тогда подписывал свои произведения «чинарь - авторитет бессмыслицы»). Это и сотрудничество с ГИНХУКом (возглавлялся К. Малевичем) и возникшим в контакте с ним театром «Радикс», где ставилась пьеса « Моя мама вся в часах », смонтажированная из произведений Д. Хармса и В. Это мимолетная «Академия левых классиков» и создание шумного с претензией на солидность ОБЭРИУ. Считается, что созидательной силой в этом дуэте был Хармс, а разрушительной - В., кот. принципиально не мог подчиниться любому опр. направлению (отсюда - скорый разрыв с Туфановым, а затем с Н. Заболоцким). Хармс отзывался о В. как о человеке «демоническом», а др. современники отмечали необузданность его натуры. «В жизни это был человек неистового азарта, - подмечает один из них, - игрок, способный, стоя в очереди за гонораром, проиграть его начисто...»; «Введенский был по-гусарски азартен. Действительно, было что-то гусарское в его цыганистых глазах, да и в пристрастии к рискованным спорам на пари...». Первые (и единственные при жизни) опубликованные стихи В. демонстрировали его полное неприятие сложившегося миропорядка. В « Начале поэмы » (Собр. стихотворений. Л., 1926), как и во фрагменте из драм. поэмы « Минин и Пожарский » («Но вопли трудных англичан...» // Костер. Л., 1927), начисто нарушена привычная логика и во временном, и в пространственном, и в причинно-следственном планах (финал перв. публикации: «На гуслях смерть играет в рясе / она пропахшему подружка / чу сухопарые костры / свиная тихая Колхида, / горели мясом. Рысь женилась»). «Сомнительность, неукладываемость в наши логические рамки есть в самой жизни, - скажет потом В. - И мне непонятно, как могли возникнуть фантастические, имеющие точные законы миры, совсем не похожие на настоящую жизнь. Например, заседание» (Липавский Л. Из разговоров «Чинарей» // Аврора. 1989. № 6).
К кон. 1920-х такая манера письма, отражавшая ощущение непрочности, даже эсхатологичности совр. устоев жизни, не могла быть публично представляемой. В 1928 на помощь В. пришли С. Маршак и Н. Олейников и вовлекли его в область детской лит-ры, где раскрылись затаенные способности поэта. «И вот какая противоречивость между тем Введенским, каким он был на людях: заядлым горожанином, обитателем прокуренных редакций, завсегдатаем шумных сборищ и... трогательным лирическим поэтом, богато наделенным чувством природы...» (В. Семенов). «Широк и разнообразен диапазон его творчества в детской литературе. Здесь и баллада, и лирические стихи, и вольное повествование, и шутка, и революционные лозунги, и припевки, написанные с силой не меньшей, чем та, которой обладал создатель „Окон РОСТА”» (И. Рахтанов). И до сих пор читают дети сказки братьев Гримм в переложении В.
Однако, плодотворно работая в сфере детской лит-ры, В. ощущал основу своего тв-ва трагической. Он утверждал, что осн. темами для него являются Бог, время, смерть. Считал, что не только разум человеческий, претендующий на постижение и устроение мира, но и само время - величины мнимые, фикция. В « Серой тетради » он записал: «Наша человеческая логика и наш язык не соответствуют времени ни в каком, ни в элементарном, ни в сложном, его понимании... Тем не менее <...> можно попробовать и написать если и не о времени, то хотя бы попробовать установить те некоторые положения нашего поверхностного ощущения времени, и на основании их нам может стать ясным путь в смерть и в широкое непонимание... Горе нам, задумавшимся о времени». В стихах эту мысль В. выразил так: «Горит бессмыслицы звезда, / она одна без дна» (« Кругом, возможно, Бог », 1931).
Эсхатологич. настроения усилились у В. после ссылки в Курск в связи со сфабрикованным ОГПУ делом, в частности о «вредительстве в области детской лит-ры» посредством использования «заумных стихов» (см: Разгром ОБЭРИУ: Мат-лы следственного дела // Октябрь. 1992. № 11). После освобождения и возвращения в Л-д у В. начинается творч. подъем, и трагич. пафос его стихов крепнет. Еще в декларации ОБЭРИУ творч. метод В. обрисовывался следующим образом: «А. Введенский (крайняя левая нашего объединения) разбрасывает предмет на части, но от этого предмет не теряет своей конкретности. Введенский разбрасывает действие на куски, но действие не теряет своей творческой закономерности. Если расшифровать до конца, то получается в результате - видимость бессмыслицы. Почему видимость? Потому что очевидной бессмыслицей будет заумное слово, а его в творчестве Введенского нет» (Афиши Дома печати. 1928. № 2). В 1930-е произошло обратное: «бессмыслица» стала у В. содержанием произведений, адекватным совр. жизни, а словесное «разбрасывание на куски» сменилось стройной формой медитативного монолога или диалогического интеллектуального действия при сохранении принципа алогизма. Таковы лучшие из сохранившихся произведений В. (их - ничтожная часть от созданного: будучи человеком бездомным, поэт свои создания не хранил). Это - « Приглашение меня подумать » (1931–34?), « Мне жалко, что я не зверь » (1934), где звучит тоска по невозможности бытия индивидуума во всем многообразии мира. Это « Потец » - жуткая драма о всемогуществе смерти и упорстве человеч. сознания (1936 или 1937). Это драма для чтения « Елка у Ивановых » (1938), где полностью торжествует абсурд при разумности всех реплик персонажей. Наконец, это « Элегия » (1940), кот. восторженно читала Ахматова накануне войны,- величественное примирение со смертью («На смерть, на смерть держи равненье, / певец и всадник бедный»). И вслед за ней - « Где. Когда » (1941) - окончательное прощание с миром во всей его метафизич. необъятности.
В. сознавал свою несовместимость с установившимся полит. режимом. В 1936 он переезжает в Харьков, но это его не спасло. 27 сент. 1941 он был подвергнут превентивному аресту (принудительная эвакуация прежде репрессированных) и, по противоречивым свидетельствам попутчиков, погиб в ходе следования на Казань.
Реабилитации В. помог С. Михалков, кот. познакомился с ним в 1930-е и чей знаменитый «Дядя Степа» возник не без влияния стихов Б.
В целом творч. позицию В. характеризует изречение: «Бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома (из стиха 35 главы 13-й Евангелия от Марка), - то есть живите всегда сейчас, так как прошлого уже нет, а будущего еще нет, поэтому думайте о настоящем - о сейчас, за которое вы отвечаете, несете ответственность за то, что сейчас совершите...» (Я. Друскин). Творч. наследие В. еще ждет тщательного изучения. «В поэзии я, как Иоанн Креститель, только предтеча» - так характеризовал он себя (Я. Друскин). М. Кузмин называл В. поэтом эпохальным, Д. Хармс причислял его к великим писателям, кот. «имели свою идею и считали ее выше своих художественных произведений».
17 июля 2011 на фасаде д. 37 по Съезжинской ул. в СПб., в кот. поэт проживал до 1936, установлена мемориальная арт-доска.
В 2012 музыкант Л. Фёдоров записал альбом « Весна » на стихи В.
Соч.: Избранное. München, 1974; ПСС. Анн Арбор, 1980. Т. 1; 1984. Т. 2; Полн. собр. произведений: в 2 т. / вст. ст. М. Мейлаха и В. Эрля. М., 1993; Ванна Архимеда. Л., 1991; Поэты группы ОБЭРИУ. СПб., 1994; Разговор о сумасшедшем доме: Стихи / илл. и оформл. Г. А. В. Траугот. СПб: Агат, 2002 (полное собр. произв. на русском и франц. яз.); Поэт Александр Введенский. Сб. мат-лов / сост., общ. ред. К. Ичин и С. Кудрявцева. Белград-М.: Гилея, 2006; Введенский А. Всё / сост. А. Герасимова. М., 2010; Гость на коне / илл. И. Улангина . СПб.: Вита Нова, 2010.
Лит.: Рахтанов И. «Еж» и «Чиж» // Рахтанов И. Рассказы по памяти. М., 1969; Семенов Б. Поэт Александр Введенский // Семенов Б. Время моих друзей. Л., 1982; Радов Е., Никитаев А. Поэзия и судьба: Творч. путь Александра Введенского // В мире книг. 1987. № 6; Александров А. Ученик Мельхиседека: О жизни и тв-ве Александра Введенского // Звезда. 1989. № 10; Друскин Я. Чинари // Аврора. 1989. № 6; Елизавета Сергеевна Коваленкова вспоминает. Сергей Владимирович Михалков вспоминает. Анна Семеновна Ивантор вспоминает // Театр. 1991. № 11; Валиева Ю. Поэтич. язык А. Введенского: Поэтич. картина мира. СПб., 1998; Кобринский А. «ОБЭРИУ» в контексте русского лит. авангарда. М., 1999; Александр Введенский и русский авангард: Мат-лы междунар. научной конф., посвящ. 100-летию со дня рождения А. Введенского / под ред. А. Кобринского . СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2004; Викторов Б. Александр Введенский и мир, или «Плечо надо связывать с четыре» // Введенский А. Всё. М., 2010; Бражников И. Заговор против русской поэзии раскрыт? // Правая.Ru. 2010. 29 нояб.; Жуковский А. Коммуникативная специфика пьесы А. И. Введенского «Ёлка у Ивановых» // Топос. 2011. 26 мая; Бондарь-Терещенко И. «Живя в этой провинции»: Александр Введенский и мир Харькова // Союз Писателей . 2011 . № 13; Буров С. Г., Ладенкова Л. С. «Александр Введенский: равненье на смерть». СПб.: Петрополис, 2017.
Г. Филиппов