Яковлев Алексей Анатольевич


Я́КОВЛЕВ Алексей Анатольевич [11.1.1940, Л-д - 3.2.2010, СПб.] - драматург, сценарист, актёр театра и кино.

Окончил актерский факультет ЛГИТМиК (1962). В 1962–1972 - актёр ТЮЗа, Ленинградского драм. театра имени В. Ф. Комиссаржевской, Театра комедии имени Н. П. Акимова. Снимался в кинофильмах «Кюхля» (1963), «Гроза над Белой» (1968), «Развязка» (1969), «Чтоб быть счастливым!» (1973).

В середине 1970-х оставил актерскую карьеру и целиком посвятил себя драматургии. Спектакли по его пьесам и сценариям шли во многих городах, некоторые ставятся до сих пор.

Ранние пьесы Я. создавал в основном для детей и юношества; они воплощали романтические, светлые начала жизни. Первую пьесу « Шхуна, которую нужно увидеть самому » Я. написал в 1964 под псевдонимом А. А. Анатольев. В 1966 она поставлена реж. З. Я. Корогодским в Ленинградском ТЮЗе, одну из своих первых ролей в этом спектакле сыграл Георгий Тараторкин.

Я. - автор сценария те­ле­ви­зи­онн­ого ху­до­ж. фильма « Принц и нищий » (1972, Ленфильм, ре­ж. В. Гаузне­р) по мо­ти­вам од­но­имён­но­го ро­ма­на Марка Твена. Позже театральная фантазия Я. под тем же названием была поставлена Куйбышевскиим ТЮЗом (1977) и др. театрами.

Лирическая комедия « Солнечный удар. Несчастный случай в двух действиях » (1975) - пьеса о первой любви, трогательной и хрупкой, оставляющая чувство светлой грусти. Романтическая история происходит в пионерлагере: юный Алеша Знаменский упал в обморок на утренней линейке, сраженный красотой девочки из другого отряда. В 2012 спектакль поставлен в театре-студии «Юность» (Новокузнецк). Пьеса « Родительская суббота » (1979) - история отношений матери и сына-подростка, взрослеющего без отца. Перипетии судьбы одинокой, еще привлекательной женщины позволяли актрисам проявлять широкий диапазон эмоций: от гнева до нежности, от беспросветного одиночества до трогательной застенчивости. Вслед за комедиями для юношества « Возвращение Одиссея » (1979; Хабаровский ТЮЗ 1981) и « Свидетель. Школьный детектив в 2 действиях » (1981) Я. написал пьесу « Островитянин » (БДТ им. М. Горького, 1982; Моск. академич. театр им. Вл. Маяковского, 1984).

«Островитянин» - пьеса о таланте и поиске себя, притча о смысле жизни и выборе, который определяет жизнь каждого из героев. Анонс спектакля сообщал: «Каждый из персонажей - это особый, неповторимый, характерный образ: талант, которому вечно не везёт; соперник, рвущийся к цели сквозь все преграды, жена (бывшая и настоящая) и москвичка-мечтательница. Герои спорят о жизни и выборе, поиске себя и своего предназначения, делятся историями и переживаниями и помогают друг другу определиться с тем, как жить дальше, как сохранить себя среди пошлости и обыденности настоящего». В 2015 пьеса поставлена в Театре на Литейном под названием « Сон в белую ночь » (реж. Ал. Рязанцев).

Я. написал либретто для рок-мюзикла « Овод », который был поставлен в 1985 в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола (музыка А. Колкера). Интересна история спектакля: желая привлечь в театр молодого зрителя, режиссер Г. Егоров предложил Я. поменять жанр будущего спектакля: вместо драматического на музыкальный. В свою очередь Я. настоял на том, чтобы роль революционера Ривареса-Овода исполнял Михаил Боярский. Главная тема романа Войнич, по мотивам которого написана пьеса, противостояние революции и религии, в мюзикле уступила место темам предательства и верности, свободы и любви. Сочетание героико-романтической экспрессии и жанра рок-мюзикла, высокие идеалы героев, яркое театральное воплощение предопределили сценический успех спектакля. В 2007 он возобновлен в Красноярском ГТМК.

Плодотворным оказалось сотрудничество Я. с МХАТ им. М. Горького под руководством Т. В. Дорониной. В 1995 к 100-летию Сергея Есенина была поставлена пьеса Я. « Версия “Англетер” » о последних днях жизни поэта. Сюжет предлагает альтернативную общепринятой версию кончины Есенина. Актер В. В. Клементьев создал трагически вдохновенный образ великого национального поэта, представил размах его личности, сложный душевный мир и божественную одарённость.

Последняя пьеса Я. « Уличный охотник » была поставлена Т. В. Дорониной в МХАТ в 2009 как остросоциальная комедия, «обличающая современное общество, мир стяжательства, бесконечных сделок, неуемного желания обогатиться любой ценой. <…> Диагноз, поставленный режиссером, неутешительный: жизнь и люди необратимо изменились…» (Ж. Филатова). События разворачиваются вокруг жителей многоквартирного дома, выкупленного безжалостным циником-олигархом и подлежащего расселению. Среди них спивающийся моряк, женщина – «дитя блокады», бывший лётчик, превратившийся в коммерсанта. Автор задается вопросом, почему люди забыли о порядочности, чести и достоинстве, почему в них уснула совесть, уступив место холодному равнодушию. И хотя жанр обозначен как комедия, это гоголевский смех сквозь слезы. «Из уст состарившейся женщины, пережившей лихое военное детство на крышах блокадного Ленинграда в недетской борьбе с зажигалками, мы не раз услышим чуть ли не осанну олигарху, купившему ее дом, ее улицу, ее город, ее судьбу <…> Следуя логике неизбежного крушения личности в современности расползающихся нравственных опор, автор спектакля все же оставляет героям возможность прорваться к своей задавленной совести, хоть как-то почувствовать в себе человека. <…> Сдавать вечный экзамен на человечность - вот правда спектакля Дорониной!» (Г. Александрова).

Соч.: Мой красный велосипед...: комедия в 2 днях – голубом и красном. М.: ВААП, 1974; Солнечный удар!: Несчастный случай. М.: ВААП, 1975; Принц и нищий: пьеса в 3 действиях по мотивам одноименного романа М. Твена. М., 1976; Родительская суббота: пьеса в 2 д. М.: ВААП, 1979; Возвращение Одиссея: комедия в 2 ч. М.: ВААП, 1979; Свидетель: школьный детектив в 2 д. М., 1981; Овод: пьеса в 2 д. по мотивам романа Э. Л. Войнич. М., 1985.

Лит. : Писатели Ленинграда: библиографический справочник, 1934–1981/ авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Портал Кино-Театр.ру https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/17601/bio/; Филатова Ж. [Рец. на «Уличный охотник»] // http://www.teatr.ru/th/perf-info.asp?perf=21039; Александрова Г. Покой нам только снится // Советская Россия. 2009. 17 янв. № 3. URL: http://www.sovross.ru/articles/274/4692 ; Кожемяко В. Так жить можно? // Правда. 2009. 29–30 сент. № 107; Ореханова Г.Герой негероического времени// ЛГ. 2011. 2 ноября, № 43; Омецинская Е. «Белая ночь сурка» // Невское время. 2015. 10 февр.; То же: http://www.naliteinom.ru/index.php/show/son/son-pressa/909-373833 .

А. Любомудров

  • Яковлев Алексей Анатольевич