Якубсон Максим Феликсович


ЯКУБСÓН Максим Феликсович [13.3.1970, Л-д] - поэт, сценарист, режиссер.

Отец - режиссер Феликс Якубсон, мать - режиссер Элла Короленко. Закончил постановочный фак-т ВГИК им. С. Герасимова по спец. режиссура игрового кино (1998, мастерская М. Хуциева). Работал режиссером на СПб. студии докум. фильмов и студии «Леннаучфильм». Член Союза кинематографистов России.

Значительная часть отрочества и юности Я. прошли в доме вдовы поэта Леонида Аронзона Риты Пуришинской. Л. и Р. Аронзон, Б. Понизовский, Е. Михнов-Войтенко, Н. Никитин и др. персонажи петерб. андеграунда стали героями фильма « Имена » (1997) - дипломной работы Я. во ВГИКе. Сценарий написан совм. с Н. Мкртумовой (Н. Гринштейн), П. Казарновским, А. Борматовым. В. Кривулин писал: «Полуторачасовой фильм “Имена” молодого петербургского режиссера <…> Я. вряд ли можно назвать документальным, хотя он основан на подлинных документах, устных рассказах, письмах, текстах и уникальных материалах любительских киносъемок, воскрешающих ту трагико-романтическую атмосферу жизни ленинградской богемы 60–70-х годов. Спустя 30 лет это время обрастает мифами. Миф в принципе невозможно документировать, его можно лишь поэтически воспроизвести, обогатив обертонами своего времени… Эта аскетичная черно-белая лента погружает зрителя в странный мир фрагментарных диалогов между тенью и светом, живым и неживым, видимым и незримым, словно на экране воскресает искусство тенебризма в его кинематографическом варианте».

Писал сценарии и к др. докум. фильмам. Фильм « Сорняк » (2006, совм. с О. Цехновицер) рассказывает о петерб. джазовых музыкантах-«стилягах» Геннадии Гольштейне, Жорже Фридмане и Константине Носове, о художнике Родионе Гудзенко. « Пеленки » (2007) - три новеллы о рождении и начале жизни, одна из героинь - поэт Мария Теплякова, её стихи и фрагмент стихотворения Я. использованы в фильме. Фильм « Право переписки » (2008) посвящ. теме письма и почты. « Параллелошар» ( 2009) - мозаика из жизни обитателей Арт-центра на Пушкинской–10, совр. жизнь художников и музыкантов, соотносимая с прошлым, мечтами и идеалами. «Косовская дилогия» - два фильма, снятые в Сербии. Первый - « Косово/Сретение » (2009) - в дни провозглашения независимости края, второй - « Видовдан » (2011), о жизни в сербских анклавах - во время празднования дня Косовской битвы. Фильм «Гора Стихотворение» (2011, сценарий совм. с Я. Туминой) снят в Бурятии и рассказывает о семье актера Александра Балсанова, живущей в далеком селе на границе с Монголией, об обычаях и традициях этого кочевого народа. Фильм « Один день отца Павла » (2012) посвящ. священнику Павлу Адельгейму, истории его жизни, его стихам и служению. « Путеводительница » (2009, сценарий совм. с Я. Туминой, Н. Федченко, Л. Апраксиной) - анимац. фильм. Фильмы Я. участвовали в российских и международных фестивалях, имеют награды - призы и дипломы.

Стихи стал пис. с нач. 2000-х. Перв. публ. стихов состоялась в альм. «Мера всех вещей» (2004). Большинство поэтич. произведений Я. - лирика. В поэтич. тв-ве присутствует трансформированное влияние методов «автоматического письма», когда свободно и парадоксально выбранные мотивы обретают худож. форму и изнутри рождают известные, но заново пережитые смыслы. А. Захаренков пишет: «Вдруг обнаружилось <…> что Максим Я. Не экспериментирует, не пробует, не наощупь пишет, не наобум. Вдруг пришло принятие противоречия сугубой лиричности стиха с его дискретной лексикой <…> с его стилистикой наотмашь что ли, с пренебрежением к условностям… <…> для него, перефразируя классика, искусство поэзии не требует слов. Он просто расставляет значимые знаки-маяки, называет не называя. Слова уже не нужны. Но живы боль и надежда».

С 2003 по 2007 занимался пластич. театром. На неск. выступлениях сочетал чтение своих стихов и танец.

Стихи Я. звучат и в его фильмах «Один день отца Павла» и « Гора Стихотворение ». То, что есть в фильмах Я., присуще и его стихам. «Взгляд сверху, с видом на крыши старого города, области полувыжитых, полуизжитых пространств, крупный план лиц с угадываемой за ними жизнью - это уже известно внимательно следящему за работами режиссёра. Но в “Праве переписки” есть новое: время здесь разворачивается, не останавливаясь, не замирая, а наоборот, торопится, бежит к будущему… <Л>юбовное, бережное вглядывание в живущее, незаметно доживающее, по какой-то особой логике, подводит содержательный и изобразительный ряды фильма Я. к интуитивному постижению некоей грани жизни и смерти. Правом переписки - этим социально редуцированным правом, прочтённым по-новому, метафизически, - награждены не только все вкладывающие в почтовые ящики свои послания… Это право - читай: дар - достояние ушедших, которое автор фильма возвращает нам» (П. Казарновский).

В 2003 напис. повесть-хронику « Чайхана “Цепочка” » (опубл. в «Зеркале», Тель-Авив). В 2010 - автобиогр. повесть « Швербот и тележка » для кн. «Лица петерб. поэзии» (сост. Ю. Валиева).

С кон. 1980-х участвовал в подготовке и проведении вечеров памяти Л. Аронзона (совм. с Ф. Якубсоном, О. Цехновицер, В. Мельниковым и др.).

Соч.: Стихи // Мера всех вещей. СПб., 2004. № 1; 2006. № 3; Стихи // АКТ. СПб., 2007. № 19; Стихи // Зеркало. Тель-Авив, 2008. № 31; Стихи // Актуальная поэзия на Пушкинской–10. Киев, 2009; Швербот и тележка // Лица Петерб. поэзии. СПб., 2011; Стихи // Перекрестное опыление. СПб., 2011; Стихи // В поисках утраченного я. СПб., 2012; Стихи // Петербург. 20 лет: Юбил. выставка произведений петерб. художников 12–26 янв. 2013. СПб., 2012; http://seredina-mira.narod.ru/maxim.html

Лит.: Кривулин В. Имена для мертвых и живых. 1. Максим Якубсон // Кривулин В. Охота на мамонта. СПб., 1998; Шубинский В. Единственная жизнь // Веч. Петербург. 1997. № 76; Захаренков А. Комментарий к стих. «Пишите письма после смерти» // Перекрестное опыление. СПб., 2011; Яковлев В. Благодарение Непокорности // Псковская губерния. 2012. № 2; Семенов А. Общее дело // Псковская губерния. 2012. № 5.

И. Тимченко

  • Якубсон Максим Феликсович