Ямщикова-Дмитриева Людмила Андреевна


ЯМЩИКÓВА-ДМИ́ТРИЕВА Людмила Андреевна [18(6).11.1893, СПб. - 15.11.1978, Л-д, похоронена рядом с матерью на Литераторских мостках Волкова кладб.] - прозаик.

Мать - изв. детская писательница Маргарита Владимировна Ямщикова (1872–1959), в литературе - Ал. Алтаев.

Через год после рождения дочери мать оставила мужа. Вспоминая этот период, она пишет: «Моя личная жизнь сложилась трудно. Разойдясь с мужем, я боялась, что он украдет у меня дочь, и потому никогда не остав­ляла ее дома с прислугой. Уходить по делам надо было довольно часто, и я таскала ее с собой по редакциям. Иногда мне приходи­лось пробыть где-нибудь до позднего вечера, и тогда я приводила ребенка в ”Игрушечку” и оставляла на попечение Александры Николаевны».

В шесть лет Людмилу отдали в закрытое Деми­довское училище коммерч. Направления (туда устраивали детей и без отцовского разрешения). Три с половиной года было проведено девочкой в этом заведении. Сразу после училища продолжила обучение в гимназии Шаффе, расположен­ной на наб. Мойки. Успешно окончив ее в 1911, поступила на естественный фак-т Высших Бестужевских женских курсов. Обучение естественным наукам длилось недолго, ибо девушку манил театр. Огромную роль в этом стремлении оказывали люди, окружавшие ее мать - художники, писатели, артисты. Вспоминался и родной дед Владимир Дмитриевич Рокотов, бывший псковский помещик, дворянин, оставив­ший привычную жизнь людей своего круга и всецело посвятив. себя театру.

Оставила учёбу на естественном фак-те Бестужевских курсов и решила пробовать себя на сцене. В 1912 прошла отбор во всех 3-х СПб. актерских школах, выбрала школу сценического искусства А. Петровского. Изучала выразительное чтение, теорию и практику сценич. искусства, эстетику драмы, историю сценич. искус­ства в связи с историей драматургии, психологию, историю костю­ма и быта, грим, пластику, фехтование, гимнастику, танцы. С треть­его курса осн. предмет - мастерство актера - вела М. Г. Савина. Во время обучения в школе участвовала в массовых сценах Мариинского театра, патриотич. вечерах, кот. во время войны 1914-го проводились часто.

После оконч. школы была приглашена ра­ботать в труппу знаменитого реж. Н. И. Синельникова. Первый театр. сезон 1915 провела в Харькове. Играла роли героинь в пьесах классич. репертуара. Кроме того, ее часто приглашали в бенефисы арти­стов Малого театра, в частности, играла с самим Ал. И. Сумбатовым-Южиным.

В 1916 в Харькове бракосочеталась с Конст. Дмитриевым. Знакомство с буду­щим мужем произошло на Псковщине в имении Лог Лосицкого погоста, куда начиная с 1895 она приезжала на лето с матерью. Костя был последним владельцем богато­го соседнего имения Пестка. Его отец - изв. врач С. Ф. Дмитриев - принимал участие в лечении наследника русского престола царевича Алексея. Жизнь молодоженов не могла сложиться счастливо, ибо они часто находились вдали друг от друга. У актрисы было множество увлечений, в ее жизнь с 1925 по 1940 вошел актер Н. П. Речной.

Летом 1917 приняла предложение работать в Моск. театре Эрмитаж, осенью уехала в драм. театр Ростова-на-Дону. С 1918 по 1924 вместе с матерью провела в М. Мать устроила ее в «Бюро печати» в Кремль, т.к. актриса немного писала. С 1912 она печ. в детских ж-лах М. и СПб. В эти годы появились « Степан Разин » (изд. 1920), « В огне восстания » (1919), « Звезда Италии » (1920). Книги выходили под двумя псевд. - Ал. Алтаев и Арт. Феличе.

Мать и дочь продолжили совм. работу, но в то время театр все еще оставался для Я.-Д. осн. делом. Посту­пает в знаменитую труппу Корша, где играют Топорков, Правдин, Шатрова, Блюменталь-Тамарина, О. Шульц. Сезон 1920–21 проводит в детском театре Паскар, там работают М. Бабанова и И. Ильин­ский. Следующей была работа в студии «Молодых мастеров» И. Н. Певцова вместе с молодым и тогда еще не изв. Борисом Бабочкиным. С 1925 служила в театрах Оренбурга, Иваново-Вознесенска, Калуги, Ульяновска, Златоуста. Играла Ксению в пьесе Файко «Человек с портфелем», Мелли в «Любови Яровой» Тренева, Эбби «Любовь под вязами» О. Нила, Мирандолину в «Трактирщице» Гольдони, Порцию в «Шейлоке» (инсценировка «Венецианского купца» Шекспира) и мн. др. Сезон 1933 провела в Костроме, где близко подружилась со своим партнером Борисом Феодоровичем Щукиным (в Костроме стала любимицей публики). После наступили театр. сезоны в Туле, Рязани. В 1937 продолжила работу в Моск. Современном театре, где с успехом исполнила роль Вассы в спектакле по пьесе М. Горького «Васса Железнова» (постановка хорошо принималась зрителем, ее показывали в М., Л-де, Тирасполе, на Кавказе).

Почти каждое свободное лето с матерью проводила в имении Лог (Плюсский край) во флигеле старого усадебного дома, владелицей кот. была местная учительница и близкий друг О. К. Гориневская. В 1926 мать и дочь оформили покупку половины этого флигеля и использовали его как дачу, кот. стала творч. лабораторией писательницы Я.-Д. «Арт. Филиче пишет запоем и, по мере написания, читает главы приятельнице Ольге, когда та сидит в огороде и полет свои гря­ды»,- это строки из автобиогр. повести « Актриса ».

Первая публ. состоялась в 1912, дебютировала поэтич. легендой « Свет вечерний ». В рукописи легенда посвящалась Косте Дмитриеву, в журнальном варианте надпись была неск. изме­нена: «Посвящается Гдовскому уезду». Здесь впервые исп. псевдоним «Арт. Феличе». Как и мать, выбирает мужской псевдоним - имя любимого ею лит. героя Овода из одноименного романа Э. Войнич. Подобно матери, отдает предпочтение ист. жанру.

Вслед за первой легендой последовала публикация кавказской легенды « Гнев Эльборуна ». Самыми плодотворными в жизни писательницы были 1920-е. В это время выходит в свет наиболее издаваемое произведение Арт. Феличе - роман « Багровый хамсин » о жизни Древнего Египта (переизд. четыре раза). Появляются кн. о Роберте Фултоне - « Че­рез моря, реки, океаны », о Дагере - « Пойманный луч », о Са­муиле Морзе - « Мировой язык », о Джемсе Уатте - « На по­роге нового века » и о Луи Пастере - « Победитель невидимой армии ». В 1924 пишет кн. « Изгнанники НовойКаледонии » о защитниках Парижской комму­ны.

Кроме оригинальных произведений занималась переработками иностр. повестей и романов. В 1924 изд-во «Земля и фаб­рика» выпустило в свет повесть из времени каменного века «Руламан» В. Ф. Вейланда в переработке для детей Арт. Феличе под ред. Ал. Алтаева. Кн. « Под знаменем Гарибальди », вышедшая в 1930, была навеяна воспоминаниями об Александре Нико­лаевне Толиверовой, прозванной «русской гарибальдийкой», изда­тельницей ж. «Игрушечка», в редакции кот. маленькая Людмила проводила вечера, ожидая мать.

В 1950–60-е в изд-ве «Детская лит-ра» вы­шли романы « Морские нищие » об освободительной борьбе нидер­ландцев в XVI в., « Клуб тетушки Сидони » о событиях английской буржуазной революции XVII в. Позже романы были перев. на латышский и армянский яз., а их автор офи­циально принят в СП СССР.

Редактирование, создание отдельных сцен, стихотв. тек­стов по ходу повествования нередко закреплялись на обложках книг Ал. Алтаева лит. псевдонимом дочери «Арт. Фели­че».

К названным выше произведениям можно добавить « Власть и золото » (1929), « Меч Али -Атора » (1928), « Чайковский в Москве » (1951), « Могучий слепец » (1959).

После смерти матери в 1959 взяла на себя заботу о ее творч. наследии. Были воссозданы по черновикам и подготовлены к печ. книги Ал. Алтаева «Пасынки Академии» и «К вершинам искусства». Отредактировала рукопись «Гдовщина».

В дек. 1967 был открыт Нар. музей Ал. Алтаева. Я.-Д. работала в нем экскурсоводом в летнее время. Незадолго до смерти распоря­дилась лит. наследством матери и своими рукописями, передав их на хранение в ЦГАЛИ СПб.

С 20 янв. 1970 посели­лась в Лен. Доме ветеранов сцены, основан. актрисой М. Г. Савиной.

Соч. : Свет вечерний. М., 1912; Гнев Эльборуна: Кавказская легенда. М.: Юная Россия, 1915; Плакучая береза: Легенда. М.: Юная Россия, 1915; Детство знаменитых людей: Ч. 1, 2. М.: Т-во И. Д. Сытина, 1918–19. (в соавт. с матерью) В огне восстания (Рассказ из времен Великой франц. революции). СПб.: Гос. издат, 1919 (в соавт. с матерью); Звезда Италии: Рассказ из жизни Рафаэля. СПб.: Гос. изд., 1920 (в соавт. с матерью); Впереди веков: Ист. повесть из жизни Леонардо да Винчи. СПб.: Госиздат., 1920 (в соавт. с матерью); Любовь великая. Пг., 1920 (в соавт. с матерью); Атаман Степан Разин: Очерк. СПб.: Гос. изд-во, 1920 (в соавт. с матерью); От цепей к славе: Картины из жизни артиста М. С. Щепкина. Пг.: Госиздат, 1920; Под знаменем «башмака»: Крестьянская война в Германии: Ист. повесть из ХVI в. Пг: Госиздат, 1920; В Великую бурю: Ист. роман из времен англ. короля Карла I и Оливера Кромвеля. М.: Госиздат, 1922 (в соавт. с матерью); Восстание (Жакерия) [По Мериме] / В обработке Арт. Феличе. М.-Л.: Земля и фабрика, 1924; Изгнанники Новой Каледонии: Защитник Парижской коммуны в ссылке / Под ред. Ал. Алтаева. М.-Л.: Земля и фабрика, 1924 (1925); Великий самоучка Джемс Уатт. М.-Л.: Молодая гвардия, 1925; Великий самоучка Том Эдиссон. М.-Л.: Молодая гвардия, 1925; Луи Пастер. М.-Л.: Молодая гвардия, 1925; Багровый хамсин: Роман из жизни Др. Египта. М.-Л.: Земля и фабрика, 1926 (1928; 1929; М.: Молодая гвардия, 1935); Меч Али-Атора: Роман из времен восстания мавров при Филиппе II. М.-Л., 1928; Власть и золото (Завоевание Перу в ХVI веке). М., 1929; Под знаменем Гарибальди: Повесть для детей. М.: Молодая гвардия, 1930; Чайковский в Москве. М., 1951 (в соавт. с матерью); Могучий слепец: Ист. роман о Я. Жижке. М.: Молодая гвардия, 1959 (в соавт. с матерью); Морские нищие: Ист. роман. М.: Детгиз, 1959; Клуб тетушки Сидони: Ист. повесть / Предислов. М. Громыко. М.: Детгиз, 1963.

Лит.: Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982.

  • Ямщикова-Дмитриева Людмила Андреевна