Ярмонкин Валентин Васильевич
ЯРМÓНКИН Валентин Васильевич (псевд. Базаров; и др.) [1847(1848?), имение Чирк о во Бугульминского у. Самарской губ. (ныне Бугульминский р-н Республики Татарстан) - после 1915, Пг.] - публицист, редактор, издатель.
Потомственный дворянин. В 1869 покинул поместье для учёбы в ун-те. В 1870-е обосновался в СПб.
В СПб. начал лит. деятельность. Перв. публикации состоялись в газ. «Петербургский листок» (1874) и др. период. изд. Публ. под собств. именем и под псевд. «Dr. В. Я.». Некот. время был журналистом, фельетонистом газ. «Русское знамя».
В 1877 выпустил первую кн. - «Дух наживы» (эконом.-нравств. этюд), в 1879 изд. повесть «Исповедь души».
В «Исповеди души» перед читателем в хронологич. порядке проносятся эпизоды жизни 27-летнего молодого человека - детство, юность, первая любовь, отъезд из небольшого кавказского городка в столичный СПб., годы обучения и адвокатская работа. Спусковым механизмом к переоценке ценностей и желанию кардинальных изменений в жизни героя становятся ужасающая картина бедствия одной семьи (члены кот. трагически погибают от бедности и безысходности) и последующая поездка героя в село Токсово. Божественная красота и гармония просыпающейся на восходе солнца токсовской природы и знакомство на озере с прелестной 16-тилетней девушкой (Лидией Александровной Карамзиной) переворачивают сознание героя и заставляют его переосмыслить свою жизнь, переоценить ценности. Герой вдруг осознал, что предал свои юношеские идеалы и искренние стремления, стал заложником своего положения адвоката, вещей и меблированных комнат, перестал быть «настоящим» собой, вынужден каждый день идти на сделки с совестью и кривить душой (фальшивить). Молодой человек пытается донести свои душевные переживания до любимой девушки Лидии, исповедать перед ней свою душу, но не получает поддержки и понимания (успокоения души) от человека, казавшегося ему самым близким. После длительных размышлений герой приходит к выводу о том, что разница в возрасте и уровне развития создают непреодолимую пропасть для понимания и гармонии душ.
С 1882 стал номинальным ред.-издателем ежедневной газ. «Светоч» (издавалась в СПб. в 1882–85), писал для «Правды» (выходила в Женеве в 1882) и одновременно работал под началом кн. В. П. Мещерского в возобновленном ж-ле «Гражданин», где спецализ. в основном на политэконом. вопросах. В 1878 ж-л, редактором кот. успел побывать Ф. Достоевский, был закрыт властями из-за резкой шовинистической критики внешнеполит. курса правительства и публикации речи И. Аксакова на Берлинском конгрессе. В «Гражданине» в полной мере раскрылся талант Я.-публициста, здесь впервые опубл. его важные теоретич. работы - «В чём природа денег» (1892) и «Основы неограниченноймонархии» (1896). С 1883 по 1896 опубл. здесь же занимательные очерки «Письма из деревни» (неск. месяцев в году Я. проводил в поместье Чирково, где возглавлял приходской попечительский совет, на собств. средства строил школу и всячески поддерживал ее). Отд. книгами вышли очерки «Золото икредитный рубль» (1890), «Еврейский вопрос» (1894), «Больной вопрос (о проституции )» (1894), «Задача дворянства» (1895), « Жизнь и идеалы» (1896), «Основы неограниченной монархии» (1897) и др.
Гл. мысль «Основ неограниченной монархии»: «Этическая сторона жизни представляет собой центр, около которого обращается решительно всё, и нарушение этой стороны неминуемо должно отразиться и в политической, и в социальной, и в индивидуальной жизни. Следовательно, при организации государственной жизни необходимо обратить внимание прежде всего на эту сторону, т.е. на воспитание народа, и вся система образования должна основываться на этом воспитании. Воспитанием же народа может заняться только одна Церковь, и сделать это может только одна власть - власть неограниченного Монарха».
Не все современники относились к Я. терпимо в связи с его актив. участием в правом движении, членстве в старейшей черносотенной организации «Русское Собрание». Полит. противники причисляли Я. к числу агентов «Священной дружины» (тайной монархической организации, созданной придворной аристократией для борьбы с рев. движением), действующим по инструкциям графа П. П. Шувалова, и называли сотрудником «охранительных» изданий. Салтыков-Щедрин в письме В. М. Соболевскому (12 янв. 1885) писал: «Вот “Светоч” едва родился, а уж закрыли. Кто этот Я? Что-то я слышал об нём и, помнится, не хорошее. Но когда и от кого именно, - хоть убейте» (Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 20: Письма 1884–89. М., 1977). В юмористическом рассказе «Жалобная книга» Чехов дал фамилию «Ярмонкин» одному из своих персонажей.
С 1901 по 1904 Я. самостоятельно ред. и изд. ежемесячный обществ.-полит. «Журнал без сотрудников», где опубл. « Письма идеалиста ». Письма опубл. по сериям. Каждая серия состояла из 12 статей-писем. Скандальную известность приобрели 10-е, 11-е и 12-е письма, посвящ. критике личности, тв-ва и нравств. учения Л. Н. Толстого (в примечаниях М. Горького к письмам Я. характеризуется как автор погромных брошюр о Толстом, появившихся в связи с отлучением писателя от церкви). В последнем «письме» Я. сообщает, что лето 1901 он провел в имении Чирково и специально прочел все соч. Толстого: «Всего прочтено было мною за это время 15000 страниц. Никогда я в своей жизни не чувствовал такой головной тяжести, такого угнетённого настроения духа, такого сумбура, какие ощущал при беспрерывном чтении произведений Л. Н. Толстого. Ни одной новой не только мысли, но и мыслишки я не уловил в этом громадном количестве печатных страниц. Полное отсутствие логики и подчас простого здравого смысла, дикое выворачивание шиворот на выворот давным-давно всеми признанных истин, беспрерывные потуги к отрицанию, доходящие до нелепости и болезненности, - всё это вместе подействовало на меня удручающим образом».
Позже сосредоточился на выпуске газет «Заря» (1903–06, 1908) и «Зорька», где опубл. очерк «Болезнь духа - что делать» (1907). В 1909–10 работал ред. ж-ла «Вестник Русского Собрания».
Кроме обществ. и политэкономич. очерков следует отметить «неполитизированные» сб. стих. Я. «Звукисердца» (1892). «Прошли года… Зачем же я родился? / Зачем любил? Зачем душой страдал? / К чему и для чего мне Божий свет явился? / Зачем же жил и сердцем изнывал?..»
Дата смерти Я. не изв. В ист. архиве посл. документ датирован 1914 и прикреплён к делу «Об опеке над душевнобольным В. В. Ярмонкиным». В справочнике «Весь Петербург» последнее упоминание Я. относится к 1915.
В СПб. проживал в съёмных многокомнатных квартирах на Разъезжей (до 1900), Коломенской (1900) и Моховой улицах, Лиговском пр. (1909).
Соч: Исповедь души (Этюды из жизни молодого человека). СПб., тип. Шмидта, 1879; Звуки сердца. СПб.: тип. М-ва пут. сообщ., 1892; Основы неограниченной монархии. СПб., тип. Мин-ва путей сообщения, 1897; Письма идеалиста // Журнал без сотрудников. СПб., 1901–04 <Серия 1-я, письмо 8-е - письмо 12-е. 1901; Серия 2-я, письмо 1-е - письмо 9-е. 1902; Серия 2-я, письмо 10-е - письмо 12-е. 1903; Серия 3-я, письмо 1-е. 1903; Серия 3-я, письмо 2-е - письмо 3-е. 1904. Серия 1-я вышла в 1902 вторым и третьим изд. в одном томе; 2-я серия вышла отд. томом в 1903 [1902?];
Лит.: Троцкий Л. Перед ист. рубежом. М., 1926. Т. 4: Политическая хроника; Беляева Л. Н., Зиновьева М. К., Никифоров М. М. Библиография периодич. изданий России, 1901–16 / Под общ. ред. В. М. Барашенкова ,О. Д. Голубевой ,Н. Я. Морачевского . Л.: [ГПБ], 1958–61; Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и обществ. деятелей: В 4 т. Т. 4: Новые дополнения к алфавитному указателю псевдонимов. М., 1960; Проблемы аграрной истории Сев. Кавказа: Мат-лы межрегиональной науч. конф. 25.10.1998. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999; Векслер А. Ф. Такая удивительная Лиговка / А. Векслер, Т. Крашенинникова. Изд. 2-е, дораб. и доп. М.-СПб.: Центрполиграф, 2012; Таврические чтения 2012. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность: Сб. Междунар. науч. конф. СПб., Таврический дворец, 19.10.2012 / Под ред. А. Б. Николаева. СПб.: Изд. «ЭликСис», 2013. Ч. 2; Сергеев Д. В. Токсово в повести В. Ярмонкина «Исповедь души» // Токсово пером писателей XIX в. Мат-лы II Токсовских чтений / Под ред. В. Кудрявцева. Токсово, 2016.
В. Кудрявцев