Замятин Евгений Иванович
ЗАМЯ́ТИН Евгений Иванович [20.1(1.2).1884, г. Лебедянь Тамбовской губ.- 10.3.1937, Париж; похоронен на кладб. Тие] - прозаик, драматург, публицист.
Отец - священник церкви Покрова Богородицы в Лебедяни, мать - дочь священника, одаренная пианистка. Семья З. была дружной и патриархальной; в доме часто гостили странники, богомолки, совершались паломничества к близлежащим святым местам. З. рано полюбил музыку, с 4 лет пристрастился к чтению, его любимым писателем с детства стал Гоголь. Учился сначала в Лебедянской прогимназии (1893–96), затем в Воронежской гимназии, кот. окончил с золотой медалью в 1902. В гимназии «специальностью» З. были сочинения по русскому яз., но для дальнейшего обучения из «упрямства» он «выбрал самое что ни на есть математическое» (Автобиография. 1922 // Лит. учеба. 1988. № 5) - кораблестроительный ф-т СПб. политехнического ин-та, на кот. поступил в 1902. Во время летней практики 1904 много путешествовал по России в «прибаутливых, веселых третьеклассных вагонах» (Автобиография), плавал по Волге, Каме, Черному морю; летом 1905 путешествовал на пароходе «Россия» от Одессы до Александрии. Возвращение из плавания совпало с восстанием на броненосце «Потемкин» (см. рассказ « Три дня », 1913). З. с энтузиазмом уходит в рев. деятельность, становится членом РСДРП(б) и боевой дружины Выборгского р-на: «В те годы быть большевиком - значило идти по линии наибольшего сопротивления; и я был тогда большевиком» (Автобиография). Осенью 1905 З. был арестован, провел «несколько месяцев в одиночке на Шпалерной» (Автобиография) и выслан затем в Лебедянь под особый надзор полиции. В авг. 1906 надзор был отменен, но с запрещением жить в СПб.; несмотря на это, З. вернулся в столицу. В 1908 З. окончил ин-т со званием морского инженера и был оставлен при кафедре корабельной архитектуры.
Лит. дебют З. состоялся в 1908 - рассказ « Один », напис. «одним духом» в перерыве между работой над дипломными проектами; этюд в манере Л. Андреева об одиночестве и несчастной любви с трагич. финалом. В этом же духе и мелодраматич. рассказ « Девушка » (1910). Время профессионального худож. тв-ва наступило в 1911, когда З. был выслан из СПб. (обнаружилось его нелегальное проживание). Короткое время З. жил в Сестрорецке, затем два года в Лахте, где медленно рождалась «в снегу, одиночестве, тишине» (Автобиография) повесть « Уездное » (1913). «В литературу Замятин вошел сильно и уверенно - как ледокол, ломая перед собой лед. Редко кто сразу так хорошо начинает» (В. Шкловский). Мн. современники (М. Горький, А. Ремизов, Б. Пильняк и др.) считали «Уездное» самым значительным произведением З. Повесть по тематике традиционно: колоритное изображение темного и косного провинциального быта, восходящее к произведениям Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, Г. Успенского, созвучное «окуровскому» циклу Горького, гротескно-символическому «Мелкому бесу» Ф. Сологуба (это произведение З. высоко ценил) и в некоторой степени - «Пруду» Ремизова.
В 1913 после общей амнистии по случаю 300-летия дома Романовых З. возвращается в СПб. и знакомится с А. Ремизовым, М. Пришвиным, объединившимися вокруг ж. «Заветы» и его ведущего критика Р. Иванова-Разумника. Болезнь (грудная жаба) вынуждает тогда же З. по рекомендации врачей выехать в Николаев. Там он занимался строительством землечерпалок, написал неск. рассказов и повесть « На куличках » (1914), кот. цензура расценила как клевету на русскую армию; номер ж. был конфискован, редакция и автор привлечены к суду. Острое и гротескное произведение З. традиционно сопоставляют с «Поединком» А. Куприна. В то же время это и смелый худож. эксперимент; сгущенный до гротеска и фарса «фантастический» быт не «обличается», он органически слит с раздумьями З. о трагич. парадоксах русского ист. развития, оттененными своеобразным лиризмом, кот. А. Воронский назвал «подлинным, высоким и трогательным».
Г.о. о провинциальной, уездной России и рев. событиях 1905–06 и рассказы З. того времени: « Непутевый » (1914), « Чрево » (1915), « Апрель » (1915), « Старшина » (1915), « Письменно » (1916). Повесть « Алатырь » (1915), тематически и стилистически близкая к ним и «Уездному»,- трагифарс, в ее родословной - «провинциальные» повести Ф. Достоевского «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково». Здесь особенности худож. манеры З. проступают наиболее отчетливо: «словопоклонничество, мастерство, наблюдательность со стороны, ухмылочка и усмешка, анекдотичность... заостренность, резкость и ударность приема, подбор тщательный слов и фраз, большая сила изобразительности, неожиданность сравнений, выделение одной-двух черт, скупость» (А. Воронский).
Ссылка в Кемь в 1915 за «антивоенную» повесть оказалась весьма плодотворной для З., дав мат-л для северной лирико-драматической трилогии - « Африка » (1916), « Север » (1918) и « Ёла » (1928) - с рельефно обрисованными народными характерами, сдержанной и одновременно символической живописью, с типичными для З. импрессионистич. и звуковыми лейтмотивами, ключевыми интегральными образами, парадоксальными психологическими ситуациями, переходящими в «Еле» в аскетическую «неореалистическую» простоту. Пробует З. свои силы и в жанре лит. сказки (« Бог», «Дьячок »), типологически более всего близкой к злободневным сатирич. иносказательным притчам Сологуба и «тенденциозным» (и эротическим) сказкам Ремизова, И. Соколова-Микитова. К этому жанру З. с успехом обращался и после революции (цикл сказок о Фите, « Церковь Божия», «Арапы » и др.); политич. острота, ироничность обусловили резкость оценок со стороны критики, прямолинейно называвшей их «белыми агитками». Выступал З. и как лит. критик в «Ежемесячном ж.» (1914), рецензируя, в частности, «Петербург» А. Белого, стилистику кот. он не принял и остроумно высмеял (Шкловский, отнесший в статье 1927 З. к «эпигонам Белого», безусловно, ошибся).
В 1916 выходит перв. сб. З. « Уездное. Повести и рассказы » (1916), вызвавший большое количество откликов. Критики писали о рождении «нового Гоголя». Особенности мировидения З. и двойственное отношение писателя к «уездной, темной, провинциальной России» отмечал В. Полонский: с одной стороны, «симпатия к человеку грязному, пришибленному, даже одичалому», с другой - «добродушная ласковость», смягчающая «острую непривлекательность его персонажей» (Летопись. 1916. № 3). Уже ранние произведения обнаружили в творчестве З. особое «художественное знание, которое позволяет ему из маленького сюжета сделать вещь довольно значительную» (Б. Эйхенбаум // Русская молва. 1913. 17 июл.); у З. «не просто лица, а генеалогии», «живые носители наследственных передач... атавистические изваяния», «быт, вывернутый корнями вверх» (П. Пильский // Аргус. 1916. № 9). Л. Рейснер назвала З. «прозаиком-акмеистом», «ювелиром, знатоком и любителем слова» (Рудин. 1916. № 8), перекликаясь с мнением Иванова-Разумника, полагавшего, что З. продемонстрировал, как реализм может пользоваться мн. техническими завоеваниями модернизма (Заветы. 1914. № 1).
В марте 1916 З. командировали в Англию для наблюдения за строительством судов по русским заказам на з-дах в Ньюкасле, Глазго, Сандерленде. Работал З. в Англии одержимо, сочетая инженерно-строительные занятия (участвовал в создании 5 ледоколов, в т.ч. «Св. Александр Невский» и «Святогор»; после революции переименованы - «Ленин» и «Красин») с литературными. В это время создана повесть (или небольшой роман - З. колебался в определении жанра) « Островитяне » (1918). Отколовшийся от произведения «первый вариант развязки» «позже стал жить самостоятельно» как рассказ « Ловец человеков » (1921). Повесть и рассказ составили «английскую» дилогию З., ознаменовавшуюся поисками нового убыстренного стиля, он должен был отвечать ритмам новой эпохи, когда «сдвинутыми, фантастическими, незнакомо-знакомыми» стали «самые привычные формулы и вещи». Эти произведения предваряют содержание и поэтику романа « Мы » и др. послереволюционных произведений З.
Весть о Февральской революции 1917 З. воспринял с энтузиазмом, но по условиям воен. времени смог вернуться в Россию лишь в сент. 1917. По возвращении он публикует статьи, рассказы и сказки в «Деле народа», «Новой жизни», «Мысли», «Ежемесячном ж.», полемизирует со «скифами»: Ивановым-Разумником, Блоком (Скифы ли? // Дело народа. 1918. № 3; Домашние и дикие // Дело народа. 1918. № 35; обе, как и др. статьи, за подписью Мих. Платонов) и футуристами (Презентисты // Дело народа. 1918. 2 июня); высмеивает теоретич. установки пролеткультовцев (О равномерномраспределении // Новая жизнь. 1918. № 106). Отношение З. к Октябрьской революции было во многом созвучно «Несвоевременным мыслям» Горького (осенью 1917 состоялось их знакомство) и «насквозь пропитанному любовью и скорбью» (в статье «Скифы ли?») «Слову о погибели Русской земли» А. Ремизова. Репутация З. как бунтаря, еретика, «внутреннего эмигранта», врага установилась очень рано, и он сделал все, чтобы ее упрочить. «Я... не хочу изображать из себя оскорбленную невинность... Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой»,- писал он И. Сталину (1931), настаивая на законности и правомерности своей позиции отрицательного отношения к «литературному раболепству, прислуживанию и перекрашиванию». Эта позиция остро и непримиримо была заявлена в знаменитом лит. манифесте « Я боюсь » (Дом искусств. 1921. № 1), статьях « Рай » (Дом искусств. 1921. № 2), « Новая русская проза » (Русское искусство. 1923. № 2–3), « О синтетизме » (в кн.: Анненков Ю. Портреты. Пг., 1922), « О сегодняшнем и о современном » (Русский современник. 1924. № 2) и романе «Мы».
Необыкновенно разнообразной была деятельность З. в перв. послереволюционные годы - чтение курса новейшей русской лит-ры в педагогическом ин-те (1920–21), работа в редколл. «Всемирной лит-ры», в правлении Всероссийского союза писателей, в секции ист. картин Театр. отдела Наркомпроса (ТЕО), в изд-вах Гржебина, «Алконост», «Петрополис», «Мысль», редактирование ж. «Дом искусств», «Совр. Запад», «Русский современник». В лекциях на студии Дома искусств (Лит. учеба. 1988. № 5; публ. А. Стрижева) о технике худож. прозы и психологии тв-ва З. излагал свои эстетич. взгляды. Наряду с лит. статьями и автобиографиями З., они служат ценным комм. к таким произведениям, как «Мы», « Мамай » (1921), « Пещера » (1922), « Рассказ о самом главном » (1924), « Наводнение » (1929).
Самое значительное произведение - роман «Мы» (1920) З. тщетно пытался опубл. в СССР. Впервые роман опубл. в английском переводе (1924), а затем - при посредничестве Р. Якобсона - на чешском (1927) и - по инициативе И. Эренбурга - французском яз. (1929). На русском яз. роман был впервые опубл. в сокращенном виде пражским ж. «Воля России» (1927), полностью - изд-вом им. Чехова в Нью-Йорке в 1952 (на родине: Знамя. 1988. № 4–5 / предисл. В. Лакшина). Широкое распространение рукописи сделало возможным появление на него в печати критич. откликов, преимущественно отрицательного характера, позднее, в 1929, деградировавших до крайне упрощенных оценок романа как злобного и пасквильного, клеветнического и антисоциалистического произведения.
«Мы» знаменовало окончательное формирование нового лит. жанра - романа-антиутопии. Сам писатель предпочитал такие жанровые определения, как «городская сказка», «механическая, химическая сказка», «городской миф». В романе «Мы» пересеклись различные линии развития русской (от Гоголя до Белого) и европейских (от Свифта до А. Франса, Г. Уэллса, К. Чапека) лит-р; особенно значительно отражение худож.-философской мысли Достоевского. Экзистенциальный бунт Парадоксалиста («Записки из подполья»), Терентьева («Идиот»), теория Шигалева («Бесы»), философия Великого инквизитора («Братья Карамазовы») органично осмыслены и переведены на международный язык. Математическая стерильность и холодный рационализм этого языка резко контрастируют со сказово-орнаментальной, стилистически изысканной «почвенной» прозой З. Поэтика «Мы» отчасти ориентирована на модернистскую живопись, архитектуру, музыку, стилистику науч. работ, но это и фантастико-авантюрный роман, вобравший в себя историко-философский и футурологический трактаты и лит. памфлет.
Иронией З., переходящей в сарказм, пронизаны восторженные суждения гл. героя (он же повествователь) о совершенной структуре Единого Государства (пророческая модель тоталитарного об-ва). Стилистическая взвинченность повествования, стремительное развитие сюжета - приметы прозы, призванной передать «огромный фантастический размах духа нашей эпохи, разрушившей быт, чтобы поставить вопросы бытия». Дж. Оруэлл, автор романа-антиутопии «1984», считал, что «интуитивное раскрытие иррациональной стороны тоталитаризма - жертвенности жестокости как самоцели, обожания Вождя, наделенного божественными чертами,- ставит книгу Замятина выше книги „Прекрасный новый мир” Хаксли» (Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет. М., 1989). А. Солженицын, отмечая влияние «Мы» на «1984» Дж. Оруэлла, подчеркивал «искрометность» романа З.: «блестящая, сверкающая талантом вещь; среди фантастической литературы редкость тем, что люди - живые и судьба их очень волнует» (Письмо к А. Н. Стрижеву от 15 июня 1967 г. // Лит. учеба. 1994. Май-июнь).
Судьба З. на родине после Октябрьской революции складывалась с самого начала драматично. Еще в февр. 1919 он вместе с Ивановым-Разумником, Блоком и др. был арестован по «делу левых эсеров», но вскоре выпущен. В авг. 1922 З. вновь арестован: в составе большой группы философов и историков его должны были выслать «бессрочно» из России, но благодаря непрошенному вмешательству друзей он остался в стране. С закрытием в мае 1924 ж. «Русский современник» (З. руководил им совм. с К. И. Чуковским) З. надолго отходит от редакционной и публицистич. работы. С 1925 деятельность З. связана в основном с театром.
В 1925–26 изд. и поставлены пьеса « Блоха » (по «Левше» Н. Лескова. Л., 1926; два изд.) - интересный опыт создания «народного театра» - и трагикомедия « Общество почетных звонарей » (по мотивам повести «Островитяне»). В 1928 З. закончил работу над ист. трагедией « Атилла » (впервые опубл.: Новый ж-л. 1950. № 24), добиться постановки, несмотря на усилия М. Горького, не смог.
«Пьеса „Блоха”, шедшая с большим успехом и в Петербурге, и в Москве, была снята с репертуара; пьеса „Атилла”, уже дошедшая до генеральной репетиции на сцене Большого драматического театра в Петербурге, была запрещена к представлению. Рассказы и повести не допускались к печати... задушили и вынудили бежать из советского рая»,- вспоминает Р. Иванов-Разумник (Писательские судьбы // Возвращение: сб. М., 1991). После 1929 его перестают печ. В окт. 1931 благодаря посредничеству Горького З. выезжает за границу.
С февр. 1932 живет в Париже, периодически продлевая сов. паспорт; «не соскользнув ни в красную, ни в белую реакцию, он продолжал идти своим путем, преодолевая препятствия, где бы их ни встречал» (Таманин Т., Манухина Т. Замятин Е. И. // Совр. записки. 1939. № 16). Осторожная и независимая позиция З. раздражала многих в эмиграции (в т.ч. З. Гиппиус). Пытался З. оказывать посильную материальную помощь оставшимся в СССР друзьям (особенно А. Ахматовой и М. Булгакову).
Во Франции писал киносценарии (по мотивам пьесы Горького «На дне»; реж. Ж. Ренуар, 1936), рассказы, очерки-воспоминания, статьи и рец. (выявлены частично). Посмертно опубл. 1-я часть ист. романа о вожде гуннов Атилле « Бич божий » (Париж, 1938; предисл. М. Слонима). Усилиями вдовы писателя, Людмилы Николаевны (умерла в 1965), была составлена и изд. книга его критич. статей и воспоминаний об Андрееве, Белом, Блоке, Горьком, Кустодиеве, Сологубе - « Лица » (Нью-Йорк, 1955), вызвавшая ряд доброжелательных рец. в эмигрантской прессе, в т.ч. Г. Адамовича (Опыты. Нью-Йорк. 1956. № 6).
Адреса в Л-де: 1918 - ред. изд. «Всемирная лит-ра» (Невский пр., д. 64, с нач. 1919 - ул. Моховая, 36; в 1920-х проживал на Моховой, д. 36 в кв. 8); 1920 - читал курс в Пед. ин-те им. А. И. Герцена (наб. р. Мойки); 1921 - проживал на наб. р. Карповки, д. 19, кв. 50; 1923 - изд. «Колос» (ЛО, Пг., Литейный пр., д. 21).
Соч.: СС. M., 1929. Т. 1–4; Из блокнота 1931–36 гг. // Новый ж-л. 1987. Кн. 168–169; Соч. / вст. ст. M. Чудаковой; комм. Е. Барабанова. М., 1988; Избр. произв. / вст. ст. В. Шкловского и B. Келдыша. М., 1989; Избр. / сост. и подг. текста О. Михайлова. М., 1989; Письма к жене. 1918–23 / публ. М. Ю. Любимовой // Искусство Л-да. 1990. № 10–11; Мы: Текст и мат-лы к творч. истории романа / сост., подг. текста, публ. комм., ст. М. Ю. Любимовой и Дж. Куртис. СПб., 2011; СС: в 5 т. М.: Русская книга, 2003–2011.
Лит .: Андроникашвили-Пильняк Б. Два изгоя, два художника. Б. Пильняк и Е. Замятин // Знамя. 1994. № 9; Анненков Ю. Дневник моих встреч. Л., 1991; Воронский А. Е. Замятин // Искусство видеть мир. М., 1987; Гальлева Р., Роднянская И. Помеха-человек: Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир. 1988. № 12; Павлова-Сильванская М . Это сладкое «мы», это коварное «мы» // Дружба народов. 1988. № 11; Чуковский К. Дневник. 1901–29. М., 1991; Шкловский В. Гамбургский счет. М., 1990; Казак В. Лексикон русской лит-ры XX в. М., 1996; Евгений Замятин и культура ХХ в. СПб., 2002; Замятинская энциклопедия. Лебедянский контекст / ред. Л. В. Полякова. Тамбов, Елец, 2004; Чураков Д. Бунтующие пролетарии: Рабочий протест в Сов. России (1917–30-е гг.). М., 2007; Внучатая племянница писателя-земляка готовит к изданию книгу «Род Замятиных и липецкий край» // Новости Липецка. 2009. 17 март.; Евгений Замятии: рro et contra / сост. О. В. Богданова, М. Ю. Любимова. СПб., 2014; Е. И. Замятин: pro et contra. Личность и творчество Евгения Замятина в оценке отечественных и зарубежных исследователей / cост. О. В. Богданова. СПб.: Апостольский город; Невская перспектива, 2015; Замятинская энциклопедия / авт.-сост. Т. Т. Давыдова. М., 2018.
В. Туниманов