Зандер Лев Александрович


ЗÁНДЕР Лев Александрович [19.2.1893, СПб. - 17.12.1964, Париж, похоронен на кладб. Сент-Женевьев-де-Буа] - религиозный философ.

Родился в семье лейб-медика А. Л. Зандера. С детских лет прислуживал в церкви. В 1913 оконч. Александровский лицей (золотые медали за курс наук и «блестящую», по отзывам профессоров, дис. « Учение Спинозы о праве и государстве », серебряная медаль за курсовое соч. « Совр. методология изучения искусства ») и юридический фак-т СПб. ун-та. Был причислен к Мин-ву народного просвещения. Изучал философию в Гейдельбергском ун-те под рук. В. Виндельбанда, Э. Трёльча, Х. Дриша и др. (1913–14). В семинаре Виндельбанда читал рефераты « О метафизике Аристотеля » и « О понятии причинности в системе Спинозы ».

В годы Первой Мировой войны принимал участие в создании отдела помощи русским военнопленным при Русском Красном кресте. В июне 1915 был переведен на службу в Главное артиллерийское управление, затем уехал на фронт. Работал переводчиком и дешифровщиком в Ставке Верховного главнокомандующего, выполнял ответственные задания (награжден орденами св. Анны и св. Станислава). После демобилизации (1917) преподавал философию (в должности доц.) в Пермском и во Владивостокском ун-тах.

В 1922 принял участие в работе съезда Всемирного христианского студенч. союза в Пекине. В 1923 переехал из Китая в Прагу, где заведовал личной биб-кой Президента Чехословакии Т. Г. Масарика. Осенью того же года З. участвовал в учредительном съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пршерове (Пшерове, близ Праги), где впервые встретился с прот. Сергием Булгаковым , кот. стал его духовником.

В кон. 1923 приехал в Париж для ознакомления русской молодежи с православием, прочитал ряд лекций (в т.ч. « Путь к Церкви», «О православии», «Бог и Мир », о Ф. М. Достоевском ). В июле 1924 принимал участие (был секретарем) в I съезде РСХД (Аржерон, Нормандия), объединившем разбросанные по разным странам студ. кружки.

В 1925 переселился в Париж, читал лекции по логике, философии и сравнительному богословию в Православном богословском ин-те прп. Сергия Радонежского , работал библиотекарем ин-та, участвовал в создании кружков РСХД. В 1929 был избран секретарем РСХД в Прибалтике, где до 1933 занимался миссионерской работой среди студентов.

По возвращении во Францию избран финансовым секретарем Богословского ин-та и ген. секретарем РСХД. Выступал с лекциями о православии в Швейцарии, Великобритании, Нидерландах, Дании, Швеции, Норвегии. Был организатором поездок хора студентов Богословского ин-та по европ. странам, выступления хора сопровождались пояснительными комментариями З. (кн. « Песнь Господня », 1981). Принимал участие в экуменических съездах 1937 - « Жизнь и деятельность » (Life and Work, Оксфорд), « Вера и устройство » (Faith and Order, Лозанна, Эдинбург) и в амстердамском съезде 1939.

В 1941 был помещен в нем. лагерь для интернированных Фронтшталаг 122 (в Руайальё, пригороде Компьеня) из-за служебных связей с Великобританией и США, провел в заключении неск. месяцев. Во вр. войны писал статьи и издавал «Вестник церковной жизни», единственный ж-л во Франции, печатавшийся в эти годы на ротаторе. По оконч. войны продолжал работу в Богословском ин-те. Участвовал в экуменических съездах - в Осло (1947), Амстердаме (1948), Торонто (1950). Был членом Албания святого и прп. Сергия содружества .

В 1960 получил степень д-ра (honoris causa) в Богословском ин-те и в том же году степень д-ра богословия в ун-те Марбурга.

Последние 7 лет жизни З. вел в Богословском ин-те литургический семинар. Летом 1964 прочитал 6-недельный курс лекций о Православии на богословском фак-те Берлинского ун-та.

Умер от сердечного приступа.

Жена - Валентина Александровна Зандер (урожд. Калашникова; 1894–1989) - правосл. духовный писатель, иконописец и церковный публицист.

Лит. наследие З. представлено рядом книг и множеством статей. В ст. « Русская религиозная философия и Православная Церковь », напеч. уже после его смерти (1965), З. анализирует разные направления в рус. философии по принципу отношения к религии. Из определения философии как «любви к мудрости» он делает вывод, что философ - тот, кто эту мудрость не только любит, но и ищет. Говоря в этом смысле о рус. философах, враждебно настроенных по отношению к религии, З. отмечает, что среди них почти не встречалось такого антирелиг. вдохновения, как, напр., у Ф. Ницше . В то же вр. для большинства рус. философов, равнодушных к религии (г.о. рус. кантианцев) и увлекавшихся идеалом чистого знания, это было переходной стадией, что объясняет, согласно З., одну из осн. тем рус. религ. философии - «преодоление кантианства». В кач-ве примеров З. приводит «Критику отвлеченных начал» Вл. С. Соловьёва , «Метафизические предположения познания: Опыт преодоления Канта и кантианства» Е. Н. Трубецкого , «Внутренний кризис трансцендентального идеализма» С. А. Алексеева (Аскольдова), работы Н. О. Лосского , С. Н. Булгакова («Философия имени», «Трагедия философии»), В. Ф. Эрна («Борьба за Логос»). «Православие, - по словам З., - было для русских мыслителей тем воздухом, кот. они дышали, если только они не запирались искусственно в безвоздушное пространство “чистого”, т.е. лишенного всякой конкретности, знания». З. подчеркивает, что было бы неверно видеть в тв-ве рус. религ. философов всю правосл. философию, однако «в разнообразии созданного ими мы имеем элементы православной гносеологии, православной онтологии, православной этики, эстетики». В этом смысле, делает вывод З., рус. религ. философия дает возможность понять православие «не только как организацию церковной жизни, как систему догматических истин, но как полноту и единство всего, что есть на земле и на небе».

Одной из гл. теоретич. философско-богословских работ З. является ст. « Логика и догматика » (опубл. в 1942–48). В 1 ч. (« Об определениях логики ») З. устанавливает связь логики и догматики путем определения предмета логики. Логика, согласно З., - учение о воплощении смыслов (логосов) в формах человеч. мышления. «Вечное и временное, абсолютное и человеческое связано в ней в единый неразрывный узел» - отсюда следуют глубокая внутр. связь и онтологич. единство между логикой и догматикой. Наука логики тезоименита Второму Лицу Пресв. Троицы, «она стремится изучать все причастное смыслу, причастное Логосу, земное имя коего есть Иисус Христос». Свидетельство связи логики с Логосом З. усматривает в словах Христа «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14. 6) - в них «Господь указывает на Себя как на Начало поведения, мысли и жизни, т.е. как на Начало всякой этики, логики и биологии». Отсюда «логика возводится к своему первоисточнику и прототипу - она есть не что иное, как отраженная в законах человеческого мышления Христология, как учение о Логосе, вмещенное и преломленное в закономерностях человеческого интеллекта». Такое понимание логики, получающей свое место в мироздании, исключительно важно, поскольку «ее апории перестают быть безвыходными тупиками, ибо снимаются благодатными ответами догмата». По существу З. повторяет святоотеческие мысли о том, что все земные, в т.ч. человеческие, логосы (смыслы) озарены светом Божественного Логоса, носят Его печать, поэтому «в любом познании есть нечто божественное». Во 2 ч. работы (« О триединстве акта мышления ») З. указывает на то, что 3 аспекта мыслительного акта - умозаключение, суждение и понятие, - разделенные в своем бытии, связаны природой и являются выражением одной и той же сущности. Раскрытием их внутр. единства и связи З. обосновывает принцип триединства в мышлении. В 3 ч. (« О принципе двураздельности в мышлении ») З. рассматривает утвердительные и отрицательные суждения и понятия.

Вопросы христ. этики З. разбирает на примере тв-ва Достоевского в кн. « Тайна добра » (1960, первоначально изд. на франц. (1946), англ. (1948) и нем. (1956) яз.). По мнению З., добро - осн. тема писателя: «Именно добро является конечной целью его исканий, той точкой, к кот. стремятся все нити его сложной и часто запутанной диалектики». Проблема «оправдания добра» в мировоззрении Достоевского, согласно З., заключается в том, чтобы «показать добро как правду» (по определению Соловьёва), т.е. выявить не только «моральную значимость» и «этическую обязательность» добра, но и его «онтологическую реальность». Носителей добра у Достоевского немного по сравнению со злыми, враждебными Богу силами, однако причина этого заключается не в неправильном понимании Достоевским добра (как полагал Л. Шестов ), а в том, что в его произведениях ««метафизическим местом» добра является не столько человеч. душа, сколько сверхличное и всеобъемлющее начало, в кот. весь мир и человек пребывают в полной гармонии и единстве со своим Творцом». В связи с этим З. задается вопросом: имеем ли мы право говорить о добре и зле независимо от человеч. личности, существуют ли они вне ее? Ответ он находит у самого Достоевского, кот., «принимая антропологические категории за основные и центральные... сознательно и последовательно отказывается от них, как только добро или зло достигает в человеческой душе предельного напряжения». В таких случаях человек как бы перестает быть только собой, сливается с чем-то иным, получает новый образ бытия. Развитие злого начала в человеке проявляется прежде всего в автоматизме его действий, затем в раздвоенности личности и в оконч. утрате единства человеческого я. Как только в борьбе с добром зло в человеке «приобретает значение господствующей силы, оно окончательно расплавляет человеческую личность, уничтожает ее ипостасный характер и предстоит человеку как безвидное и бесформенное начало, «насмешливое и разумное в разных лицах и в разных характерах, но всегда одно и то же» (характеристика, данная злу Ставрогиным в «Исповеди»)». Однако ограничение личного характера человеч. бытия происходит не только со стороны зла: «На вершинах добра человек так же перерастает самого себя и, преодолевая свою ограниченность, сливается с «иным»», тем самым «границы проблемы добра оказываются бесконечно более широкими, чем начало личности». Достоевский, т.о. является, согласно З., не только знатоком человеч. души, но «не в меньшей мере тайнозрителем доличного и сверхличного начала». К теме Достоевского З. возвращается в одной из поздних ст. « Монашество в творениях Достоевского: (Идеал и действительность) » (1963). Вопреки критике К. Н. Леонтьева , будто бы Достоевский не знал и не понимал монашества, З. полагает, что у Достоевского дается не феноменологич. анализ ист. форм монашества, но идея и идеал монашества.

В ряде статей З. затрагивает этич. вопросы. Небольшая работа « Грустный рай » (1928) посвящ. идее земного рая: простое стремление к прекрасной и справедливой жизни не противоречит христианству, однако горделивая мечта осуществить эту задачу исключительно своими силами, и притом в «мировом масштабе», есть бунт против Творца, неприятие Его воли, желание исправить созданный Им мир и встать на Его место. «Грусть, - делает вывод З., - последняя сущность, конечный вывод земного рая - человеческой и только человеческой культуры». Такой грусти противостоит христ. радость («Всегда радуйтесь»), кот. исполняется в Церкви. Скорбь жизни при этом не уничтожается, но она утверждается как временная (путь к вечному блаженству).

Проблемам экуменизма посвящ. кн. « Vision and Action » (Созерцание и действие, 1952) и неск. статей, в т.ч. « И согласно славим всесвятаго Духа: (О сущности экуменического движения) » в сб. « Живое предание » (1937).

Наиболее известна деятельность З. как исследователя и популяризатора учения прот. С. Булгакова. В большом двухтомном труде « Бог и Мир » (1948), начатом еще в 1942 при жизни и непосредственном участии прот. Сергия, З. изложил его богословскую систему близко к тексту, не вдаваясь в критич. анализ и не рассматривая генезис его мысли и влияние на др. мыслителей. З. написал ряд статей о прот. С. Булгакове, предисловия и прим. к некот. его книгам. По словам архиеп. Иоанна (Шаховского) , З. «был единственным учеником системы о. Сергия Булгакова», однако сила его служения Церкви была не в интерпретации идей прот. С. Булгакова, но прежде всего «в служении русской молодежи за рубежом России и в явлении Православия инославному миру Западной Европы. В том и другом он был апостолом Церкви».

Соч.: Неск. слов о трилогии Мережковского «Христос и Антихрист». [СПб., 1911]; Нравств. ценность войны. Пг., 1915; Данность и заданность: Опыт онтологического обоснования аксиологии // Уч. записки ист.-филол. фак-та Дальневост. ун-та. 1920. Т. 2/1; Константин Леонтьев о прогрессе. Пекин, 1921; L'Église comme Évangile vivant selon la conception orthodoxe. Strasbourg, 1924; Правосл. богослужение как основа религиозного преподавания // Вопросы религ. воспитания и образования: Сб. Париж, 1928. Вып. 2; Грустный рай: О преодолении искушения земного рая // Путь. 1928. № 14; В обители прп. Сергия: Храм Сергиевского подворья // ПМ. 1930. Вып. 2; О планомерном добре // ВРСХД. 1930. № 2; «И согласно славим всесвятаго Духа»: О сущности экуменического движения // ПМ. 1937. Вып. 3; Логика и догматика // ПМ. 1942. Вып. 4–6; Памяти о. Сергия Булгакова. Париж, 1945; Dostoïevsky: Le Problème du Bien / Trad. B. Hofmann. Paris, 1946; Бог и Мир: (Миросозерцание о. Сергия Булгакова): в 2 т. Париж, 1948; Evangelisches und orthodoxes Christentum. Hamburg, 1952; Vision and Action. London, 1952; Визит в Англию // ВРСХД. 1953. № 3(28); Пролегомены экзегезы // ПМ. 1953. Вып. 9; Aux sources de l'Existentialisme // Vues sur Kierkegaard / Ed. G. Henein, M. Wahba. Paris, 1955; Зап. Православие // ВРСХД. 1957. № 47; 1958. № 48; К понятию бедности в Священном Писании // ВРСХД. 1957. № 47; Уроки, кот. следует извлечь из встречи с Греч. Церковью // ВРСХД. 1957. № 46; Образы Греции // ВРСХД. 1958. № 49, 51; Философские темы в романе Пастернака «Доктор Живаго» // ВРСХД. 1959. № 1, 2; Зло и отрицание // Грани. 1960. № 47, 48; Пути Православия на Западе // ВРСХД. 1960. № 1(56); Images Grecques: D'Athènes au Phanar // Contacts. Paris, 1959. № 25, 26, 27, 29 (отд. изд.: Paris, 1961); Миссия православных на Западе // Рус. мысль. Париж, 1963. № 1984. 20 апр.; № 2021. 16 июня; Монашество в творениях Достоевского: Идеал и действительность // ВРСХД. 1963. № 70/71; О Ф. А. Степуне и о некот. его книгах // Мосты: Альм. Мюнхен, 1963. Т. 10; К 50-летию со дня смерти Ш. Пеги // ВРСХД. 1964. № 72/73; Рус. религиозная философия и Правосл. Церковь // ВРСХД. 1965. № 75; Песнь Господня. Париж, 1981; Предисл. // Булгаков С. Н., прот. Православие: Очерки учения правосл. Церкви. Париж, 1965; Наш дорогой владыка: [Митр. Евлогий (Георгиевский)] // ЦИВ. 2002. № 9.

Перев.: Вундт В. Фантазия как основа искусства. СПб., 1914; Пеги Ш . Мистерия о Невинных младенцах (Отрывок) // Вестн. церк. жизни. 1947. № 8 (переизд.: Вестн. РХД. 2002. № 183); Пеги Ш. Мистерия о младенцах Вифлеемских / Перев. Ю. А. Гинзбург, Л. А. Зандер // Избр.: Проза. Мистерии. Поэзия. М., 2006.

Лит.: [Памяти Л. А. Зандера] // ВРСХД. 1965. № 75; Зандер В. А . Путь моей жизни // Вестн. РХД. 1984. № 141–143; Любимов Б. Н. Тайна добра // ППр. 1993. № 2; Братство Святой Софии: Мат-лы и док-ты, 1923–39 / сост. Н. А. Струве. М.-Париж, 2000; Иркитова А. В. Книжное собрание Л. А. Зандера (1893–1964) в Биб-ке РАН // Общество и власть: мат-лы Всерос. науч. конф. (памяти А. Я. Лейкина). СПб., 2006.

М. Никифоров

  • Зандер Лев Александрович