Зельцер Иоганн Моисеевич


ЗÉЛЬЦЕР (Зельцерман) Иоганн Моисеевич [12(25).11.1905, Одесса ― 23.9.1941, Кронштадт] ― журналист, драматург.

Был шестым ребенком в семье и единственным мальчиком, младшим, любимым. Жили на Молдаванке, снимали кв. в доме знаменитой Любки Шерман. Отец был мастером на все руки. Мать подрабатывала шитьем, умело вела хозяйство. Жили как все. Дети были опрятно и чисто одеты.

Школу не закончил. Уже в 1918 стал работать курьером в Губвоензаге. Потом на мельнице, слесарил на сахарном з-де в Волынской губ., куда перебрался во времена НЭПа. Весной 1924 вернулся в Одессу. Поступил на местный сахарный з-д им. Благоева, где начинал рабочим-вестонщиком, а завершал замом зав. материальными складами.

В 1927 из Одессы призван на воен. службу. Балтийский флот стал его ун-тами. Здесь он начал писать. «С 1927 по весну 1928 г ., ― писал З. в автобиографии, ― я проучился в Машинной школе Балтфлота, окончил ее со званием машиниста-турбиниста и был списан на крейсер “Профинтерн” в качестве ученика турбиниста. Проплавав кампанию 1928 г . на крейсере, я был списан в Машинную школу для учения на старшину. Но весной 1929 г . меня перевели в редакцию газеты “КБФ”, где я прослужил в качестве военного журналиста вплоть до демобилизации, т.е. до осени 1931 г.» (Лит. наследие. Т. 72. Кн. 2. М ., 1966). С тех пор З. связал судьбу с флотом и лит-рой. Член ВКП(б) с 1928.

Демобилизовавшись, поселился в знаменитом «писательском» доме на ул. Рубинштейна, прозванном «слеза социализма» и описанном мн. литераторами.

В 1932 в сб. «Сказ об Октябре» напеч. рассказ « Лешка Чеботарь », в сб. «Колхозная новь» ― пьеса « Зычный гул », в филиале Акад. драмы поставлена пьеса « Шлях ». В 1934 вышел сб. эстрадных рассказов З., а изд-во ЦЕДРАМ отд. изданиями выпустило его пьесы « Единственная история » и « Партизаны ». Причем, последняя за три года переизд. 4 раза. Правда, его драматургия не особо заинтересовала театры. Для молодого литератора было большой удачей то, что его пьесу приняли в Академ. театре, но славы она ему не принесла, приняли постановку холодно. Один из критиков назвал свою рец. в «Красной газ.» ― «Пьеса скользит по поверхности». Другие, отмечая недостатки, находили в ней лишь отд. достоинства. «Пьеса Зельцера, написанная приподнятым взволнованным языком, значительно ниже авторского замысла. Многое в ней опрощено, многое решено крайне упрощенно, и театру следовало бы в этом смысле проделать над пьесой большую работу. Театр с этим не справился» (Рабочий и театр. 1932. № 32–33). Возможно, сказалась спешка: театр торопился отметиться этой премьерой 15-ю годовщину революции.

Однако неудача не сломила драматурга. В 1935 на экраны страны вышел фильм, снятый по сценарию З., « Совершеннолетие ». В нем писатель задался целью показать на мат-ле времен немецкой интервенции Белоруссии восемнадцатого года возмужание, «совершеннолетие» белорусской молодежи (снят на студии «Белгоскино», кот. в ту пору находилась в Л-де). В картине дебютировали Ю. Толубеев (матрос Андрей) и П. Кадочников (Михась). Фильм, благосклонно встреченный зрителями и рец., укрепил союз драматурга с киностудией.

Следующим З. предложил сценарий « Искатели счастья ». Интересна история его создания. Первоначальный замысел не походил на тот фильм, кот. потом увидели зрители. Сценарий рассказывал о небольшой геологич. экспедиции, направлявшейся на поиски золота в дальневосточную тайгу. Счастье состояло в нахождении золота и, конечно, в завоевании любви кореянки Чухнэ. Но реальная жизнь внесла коррективы. В это время З. в «Звезде» прочел сообщение ОЗЕТ (об-ва переселения евреев в Биробиджан) и посчитал, что искателей счастья он найдет среди тех, кто едет туда. Предложение З. одобрили.

На роль матери семейства, едущего в Биробиджан из Америки, была приглашена выдающаяся артистка театра и кино М. Блюменталь-Тамарина, на роль «короля подтяжек» Пини Копмана - гениальный В. Зускин. Консультантом фильма по работе с артистами стал худ. рук. ГОСЕТа С. Михоэлс. Музыку напис. И. Дунаевский. Фильм имел колоссальный успех. Первым поздравил З. его старый друг Вс. Вишневский. «Дорогой Всеволод! ― отвечал ему З. ― Только сейчас получил твое письмо и сразу тебе отвечаю. Спасибо за твое поздравление. Картина действительно получилась неплохая, и “Правда” ее оценила соответствующим образом» (РГАЛИ. Ф. 1038.). В архиве писателя сохранились переводы вырезок американских газ., где картина демонстрировалась уже в янв. 1937-го. Американских рецензентов не интересовала идеология Советов, они оценивали худож. качества фильма и оценивали заметно выше сов. критиков. «Несмотря на скупые английские субтитры, ― писал критик «Нью-Йорк пост», ― зрителям вполне понятен и по душе юмор и коллизии многих кадров, зритель от души смеется под влиянием удачного сочетания тонко подмеченных характерных черт человеч. характера и логики данной ситуации. Достаточно было бы одного мастерского образа Пини Копмана, созданного Зускиным, чтобы зачислить фильм в категорию выдающихся. Но и остальные актеры ему не уступают». «Дейли Ньюс» был более афористичен, назвав фильм «выдающимся».

Удача фильма – вершина жизни З. Такого успеха на его долю больше не выпадет. Вскоре Х. Эйнатов, кот. писал музыку еще к «Шляху» З., предложил сделать по сценарию фильма либретто для оперы. Драматург согласился, ему было жаль расставаться со своими героями.

Право перв. постановки оперы авторы предоставили Одесскому театру оперы и балета. В постановке Э. Лойтера премьера состоялась 19 июл. 1940. И, несмотря на упрощенный сюжет, имела успех. Ее приняли к постановке Моск. театр им. В. Немировича-Данченко и Лен. Малый оперный театр.

Незаметной прошла картина « Дочь Родины » (1937), снятая по сценарию З. Славы она ему не добавила, но тема предстоящей войны, нашествия фашизма на Европу, стала осн. темой драматурга. К теме будущей войны З. (в соавт. с С. Абрамовичем-Блэком) обратился в сценарии о моряках «Курс на Запад», кот. в окончательном варианте получил назв. « Моряки » (был принят к постановке Одесской киностудией). В нем в худож. форме демонстрировалась готовность к будущим морским операциям.

С перв. дней войны с «белофиннами» З. ― корреспондент газ. «Красный Балтийский флот». Особая дружба связывала его с командой флагмана Балтийского флота, крейсера «Марат», с подводниками, с кот. он ходил на боевые операции. За проявленное мужество в одной из них З. был награжден боевым орденом Красной Звезды (единственный из литераторов, участвовавших в этой кампании). Здесь зрел замысел его посл. сценария «Подводники», кот. автор предложил Одесской киностудии, но получил отказ. Тогда он привлек к работе А. Штейна. Их совм. сценарий, получивший назв. « Подводная лодка Т-9 », принимает «Ленфильм» (реж. А. Иванов). Но началась Великая Отеч. война: фильм вышел на экраны только в 1943.

22 июня З. вернулся из Прибалтики, куда ездил с группой лен. писателей. Пошел в СП, откуда был направлен во флотский экипаж на площ. Труда, 2, к кот. был приписан на случай войны, получил флотскую форму старшего политрука.

28 авг. 1941 З. писал жене в эвакуацию из Л-да: «…Настроение у всех здесь боевое, и наш родной город мы не отдадим на поругание фашистским убийцам. <…> Ты пишешь: “сохрани свою жизнь”. Не те слова, дорогая Кларочка, не так сказаны. Специально сохранять свою жизнь может только трус, а честный человек, воин, должен быть готов пожертвовать ею, если это необходимо. Это не пустая фраза, а твердо принятое решение. <…> Родная моя! Как будет со всеми, так будет и со мной. Каждый на своем посту должен исполнить свой долг и сейчас больше, чем когда-либо». Поначалу был послан в Таллинн, в ред. «Красного Балтийского флота», но в кон. июля был на «Марате» в кач. редактора газ. «Маратовец», а по боевому расчету - зам. командира зенитной автоматической батареи. К этому вр. З. с Ю. Германом и А. Штейном напис. сценарий « Один из немногих » для «Боевого киносборника № 2» (1941), кот. вышел на экраны 11 авг.

23 сент.1941-го на корабли, стоящие у Кронштадта, вышло 170 фашистских самолетов. От попадания бомбы взорвался боезапас линкора. Погибло более 300 чел. При поднятии с грунта носовой части корабля, тело З. обнаружили в железной кабине лифта, в кот. он поднимался на боевой мостик. Опознали по членскому билету СП, выданному в 1934.

Имя З. занесено на мемориальную доску в лен. Доме писателей вместе с именами др. литераторов, погибших на фронтах Великой Отеч. войны.

Проживал в Л-де в Доме-коммуне инженеров и писателей, т.н. «Слеза социализма», на ул. Рубинштейна, д. 7.

Соч.: Зычный гул: Пьеса // Колхозная новь. М.-Л., 1932; Лёша Чеботарь // Сказ об Октябре. Л.-М., 1932; С новосельем. Л., 1933; Простая история: Пьеса. Л., 1934; Эстрадные рассказы. Л., 1934; Естественная история. Л.-М., 1934; Партизаны (Естеств. история): трагикомедия. Л.-М., 1934; Два друга, два братана. М., 1935; Партизаны (Естеств. история): трагикомедия. М.-Л., 1935 (1936); Подводная лодка Т-9: киносценарий / в соавт. с А. Штейном. М., 1945.

Лит : Зиновьев А. Славный путь // За сов. родину. Л., 1949; Зиновьев А. Славный путь // За сов. Родину: Памяти лен. писателей, погибших во время Великой Отеч. войны. Л.: Лен. газ.-журн. и кн. изд-во, 1949; Штейн А. Повесть о том, как рождаются сюжеты. М., 1965; Азаров В. В. В. Вишневский. Л., 1966; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; До последней минуты...: Лен. писателям, павшим на фронтах Великой Отеч. войны 1941–45 гг. и во время блокады / сост. З. Дичаров. Л.: Лениздат, 1983; Биневич Евг. Иоганн Зельцер - моряк и писатель // До последней минуты… Л., 1983; Биневич Евг. «Как будет со всеми, так будет и со мной…» // Народ мой. 1992. 30 июл. № 14; Козак А. Искатели счастья, или Воспоминания очевидца // Лехаим. М., 2001. № 9; Памяти павших за Родину / сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011.

Евг. Биневич

  • Зельцер Иоганн Моисеевич