Зеленой Кирилл Владимирович


ЗЕЛЕНÓЙ Кирилл Владимирович [18.2.1935, Старая Русса - 14.10.2004, Минск] - поэт, прозаик, журналист, искусствовед, педагог.

Из старинного рода дворян Зеленых, известных с ХVI в., в т.ч. подписанием грамоты об избрании на царство государя М. Романова, участием в войне 1812 (их имена ― на стенах Храма Христа Спасителя), в обороне Севастополя в 1854. Один из Зеленых упомянут в книге И. А. Гончарова «Фрегат Паллада». Александр Сергеевич З. основал одну из первых в России школу для крестьянских детей, сотрудничал в «Современнике» Некрасова. «Опыт книги для грамотного простонародья» (СПб., 1860) был высоко оценен Н. Чернышевским (Современник. 1860. № 9). Опубл. «Переписка Чернышевского с Некрасовым, Добролюбовым и А. С. Зеленым» (М., 1925). Лит. интересы прочно жили в семье, хотя мн. годы Зеленые отдали флоту (капитан крейсера «Азов» П. А. Зеленой спас терпевшую бедствие императорскую яхту «Штандарт» с семьей Николая II). В сов. время судьбы Зеленых сложились драматично: были расстреляны в 1921 моряк-дед К. В. Зеленой (за мнимую причастность к «Кронштадтскому мятежу»), в 1937 ― второй дед, юрист («дело биологов») (посмертно реабилитированы). Отец за участие в самодеятельном студ. философском кружке Петерб. ун-та был сослан на Соловки, затем на Дальний Восток. Освобождение принесло разрешение жить в г. Старая Русса, где родился и был крещен З.

Великую Отеч. войну (отец в чине сержанта был мобилизован 23 июня 1941) З. провел с матерью (бухгалтер) в Оренбуржье. Лит. вкусы З. формировали стихи матери и её уникальная памятливость на русскую поэзию ХХ в. В «военный год» был «материнским словом явлен клад»: «В кромешном мраке нам звучало “Слово” / И мудрые поэмы Гумилева». Так рождался «тайный путь» З.-писателя. Сохранившиеся ранние письма З. на фронт к отцу отмечены незаурядной непосредственностью. Окончив среднюю школу в Л-де (пос. Ольгино), З. учился на филологическом фак-те (отд. журналистики) ЛГУ (1952–59), участвовал в студенч. чтениях стихов и прозы, параллельно увлеченно изучал мировое изобразительное искусство. Перв. заметный его опыт в прозе - « Прогулки по Эрмитажу » (1955, неопубл., РО ИРЛИ). Непринуждённо-изысканное и вместе сдобренное автоиронией повествование о картинах великого музея, судьбах художников разных эпох отмечено эрудицией и свободой лит. самовыражения. В 1956 З. с риском для карьеры участвует в знаменитой дискуссии ЛГУ по кн. В. Дудинцева «Не хлебом единым», страстно защищая роман.

В 1959–69 З. - корреспондент обл. комсомольской газ. «Молодой ленинец» (Курган), лектор народного ун-та искусства, организатор выставок местных художников. Заочно оканчивает фак-т теории и истории искусств ин-та им. И. Репина (1961–66), знакомится с К. И. Чуковским, переписывается с С. Я. Маршаком. В аспирантуре Академии художеств пишет дис. о М. Врубеле (рук. А. Савинов), но защита не состоялась: взгляды З. были расценены как идеализм. С 1969 по 2004 З. - в Белоруссии (Театрально-худож. ин-т, преподавание истории искусств в худож. школе, зав. секцией начального худож. образования Белорусского ин-та проблем культуры, создание программ истории изобразительного искусства для худож. школ). З. пишет сценарии, готовит телепередачи о культуре, поддерживает художников Белоруссии. В 1975–90 с оркестром камерной музыки Б. Моткина переходит к «опытам практической эстетики», осуществляя эксперимент по воссоединению и раскрытию худож. аналогий между лит. словом, музыкой, живописью. Об этом - кн. « Концерты при свечах » (Минск, 2000) - свод очерков о взаимопроникновении эстетич. слагаемых разных видов искусства. Зависимость гениев от давления обществ. отношений вызывает гневные характеристики: «каждый… должен был приветствовать кормление Пегасов в стойлах князей» (« Пленник Лесного царя »). У прозы «Концертов при свечах» легко устанавливается родство с « Музейной тишиной » (Минск, 1997), « Записками о белорусских художниках » (Минск, 2000), с искусствоведческой по сюжету, разомкнутой в худож. повествование о портретируемых людях монографией « Лица и судьбы » (Минск, 2002). Творч. натура З. проявляла себя в искусствознании, педагогике, журналистике, но более всего в лирически-исповедальном слове, известном по серии прозаич. публикаций в альм. «Монолог», по стиховому разделу в «Записках о белорусских художниках», по кн. стихов « В очах души моей » (Минск, 2002).

Стихи З. - поэтич. осмысление общечеловеческого бытия, судьбы рода и личной судьбы в меняющемся времени, утверждение благородства и мужества как нормы и критерия поведения, достойного Человека. Оглядка назад не позволяет поэту забывать, что «слезами предков, кровью, а не солью / Пучина ледяная солона» (« Соловки »), и исполняться силой от общения с уходящими поколениями (« Кладбище в Вишнево »).

Стих. З. возникали как сложное следование традициям - от античной лирики до Шекспира, и от «Слова о полку Игореве» до поэзии П. Радимова. Последняя ассоциация возникает у читателя поэмы о Ст. Руссе « Ушедший город » (1973–77), где белым стихом поведано о новой и прошлой истории провинциального русского городка, совместившего сияние «Богоматери Старорусской» и «тысячу официально зарегистрированных алкоголиков», «кот. знать не знают о чудотворной иконе», городка, где соседствуют дома Достоевского и Грушеньки Меньшовой, «великомученица»-церковь великомученика Мины и «политмонументы» скульптора Томского.

Сближенность собств. судьбы и судьбы Отчизны проходит красной нитью через автобиогр. прозу З., пока не собранную в единую кн., но уже давшую отд. публикации в минско-норвежском альм. «Монолог». Доминанта прозы З. - освещение прошлого светом нравств. взыскательности человека, повествующего о своем поколении, кот. вышло на обществ. арену на рубеже 1950–60-х. Исток автобиогр. канвы ― рассказ о преданном служении родине фамильных предков (« Мы, Зелены́е »). Развивает тему обращение к периоду Великой Отеч. войны (« Год далекий, 41-й», «Письма на войну »), когда сформировались патриотич. сознание и характеры младшей поросли рода З. О студенч. годах - глава « Очей очарованье », опирающаяся на дневники 1956–57. Публицистику З. представляет хранящийся в архиве Курганской обл. « Курганский дневник » (1959–69). Дневники рисуют столкновение поколения «шестидесятников» с циничной плеядой университетских менторов, менявших взгляды при каждом дуновении политич. поветрий. Этим зарисовкам противостоит проза З., представленная публикацией « Встречая своих повзрослевших учеников, я спокойно смотрю им в глаза ».

Соч. : Музейная тишина. Мн., 1997; История изобразительных искусств. Программа-конспект. Мн., 1997; Горела свеча на пюпитре // Мишпоха. 1999. № 6; Записки о белорусских художниках. Мн., 2000; Концерты при свечах: Опыты практической эстетики. Мн., 2000; Лица и судьбы. Мн., 2002 (в соавт. с Н. Марченко); Неподвластные времени: О портретах и портретистах. Мн., 2006 (в соавт. с Н. Марченко); Времен связующая нить. Мн., 2008 (в соавт.); Год далекий, 41-й // Лен. рабочий. 1991. 7 июн., № 23; Встречая своих повзрослевших учеников, я спокойно смотрю им в глаза // Монолог. 1999. Вып. 3; В очах души моей. Мн., 2003; Прошедших дней очарованье // Монолог. 2003. Вып. 7; Письма на войну // Монолог. 2008. Вып. 8; Мы, Зеленые // Монолог. 2009. Вып. 9.

Лит. : Руммель В., Голубцов В. Родословный сб. русских дворянских фамилий. СПб., 1886; Род Зеленых. СПб., 1902; Пикулик Е. На полотне и в жизни // Крынiца. 2003. № 3; Шахава Л., Богданов П., Герасимович Л. и др. Человек, который воспитывал культурой // Культура. Мн., 2004. № 45. 6–12 нояб.; Зеленая М. Жизнь быстротечна, как сонет // Культура. Мн., 2007. № 18. 5–11 мая; Зеленая Н. Кирилл Зеленой - журналист, поэт, художник (страницы жизни и тв-ва) // Мужчина и женщина: Параллельные миры? Философия: Иссл. междунар. отношений и журналистика. СПб., 2007; Портнягин В. Кто создал университет искусств? // Новый мир. Курган, 2009. № 205. 20 окт.; Он же. Эффект просветителя // Новый мир. Курган, 2010. № 32–33. 20 февр.; Зеленая Н. Память сердца // Siences and humanities: современное гуманитарное знание как синтез наук. Мосты памяти. Вып. 11. СПб., 2010.

А. Горелов

  • Зеленой Кирилл Владимирович