Зинчук Андрей Михайлович


ЗИНЧУ́К Андрей Михайлович [9.9.1951, Л-д] - драматург, прозаик.

Родился в семье военнослужащего. Отец - украинец по национальности, закончил Военное инженерно-техническое училище (ВИТУ) в чине лейтенанта по спец. инженер-электромеханик. Мать - русская, инженер-конструктор. Долгое время семья жила в воен. частях Лен. военного округа, расположенных по берегам Финского залива: поселок Горвалдай, форт Серая лошадь, железнодорожная батарея Черной Лахты, форт Красная горка, потом переехала в Кронштадт и в 1962-м в Л-д.

Закончил лен. среднюю общеобразовательную школу № 489. Сменил неск. профессий: работал разнорабочим, репортером «Посл. известий» лен. радио, техником, инженером, редактором. Театр. драматургией увлекся в нач. 1970-х, когда познакомился с Лен. театром-клубом «Суббота» под рук. Ю. Смирнова-Несвицкого. Там состоялась в 1975-м перв. премьера - спектакль « Старая Верона » в постановке С. Спивака. Увлекался поэзией, прозой, фантастикой. Сильнейший толчок к дальнейшим занятиям лит-рой получил на семинаре фантастов при СП под рук. Б. Стругацкого, у кот. неск. лет работал лит. секретарем. Хотя перв. «литературным» учителем считает Марию Федоровну Берггольц, актрису, завлита неск. театров, сестру О. Берггольц.

В 1980 поступил на сценарный фак-т ВГИКа, по окончании стажировался на киностудии «Ленфильм» в качестве сценариста. Параллельно с обучением был членом Драматургической мастерской при ЛО Союза театр. деятелей России под рук. И. Дворецкого, откуда вышли такие драматурги, как А. Соколова, Л. Разумовская, А. Галин, С. Коковкин и др. В мастерской же была поставлена одноактная пьеса « Перед началом сеанса » (реж. И. Стручкова), получившая высокую оценку В. Розова. С коллегами учредил сначала изд-во, а позже и «Галерею “Борей”» (Литейный пр., д. 58).

С 1998 - член СП СПб., с 2003 - Союза театр. деятелей России, c 2008 - СП российских писателей. Один из создателей Независимого объединения петерб. авторов Домик драматургов, рук. издательской программы «Ландскрона» и на протяжении многих лет бессменный модератор «Петербургских театр. страниц» и сайта newdrama.spb.ru, один из учредителей альм. «Балтийские сезоны» и проекта «Совр. петербургская драматургия». Один из организаторов фестиваля театрализованных читок совр. петерб. драматургии в неск. городских театрах в 1998-м.

Написал множество пьес, большинство из кот. шли и идут в профессиональных и любительских театрах России, стран ближнего и дальнего зарубежья: « Вперед, Котенок! » (перв. постановка в театре-клубе «Суббота», реж. Г. Романовская), « Безымянный проспект » (перв. постановка в Университетском театре под рук. В. Голикова, реж. М. Фролов), « Игра в DOOM », « Грибабушка, или Немножко колдовства » (издана и на CD в виде аудиоспектакля с участием актеров петерб. театров), « Малыш » (под назв. «Мир - мгновенье» поставлен в Бишкеке и показан в 1995 в Японии на фестивале «Азия встречает Азию»), « С волшебным удовольствием! », « История маленькой любви », « Дощечка через лужу. Сказка про Четверг для детей и взрослых », « 31 декабря, сказка для повзрослевших детей », « Однажды », « Мартышка » и др. Публиковался в ж. «Колобок», «Постскриптум», «Театр. жизнь», «Совр. драматургия», «Страстной бульвар», «Полдень. XXII век», «Урал», альм. «Киносценарии» и «Балтийские сезоны», в изд-вах «Сов. писатель», «Лицей», «Сов. Россия», в газ. Сотрудничал с ленинградским-петербургским радио и телевидением, радиостанциями «Гардарика» и «Россия», с христианской радиостанцией «Мария» (некот. время был ведущим передачи «Совр. драматургия: между добром и злом»). Пьеса-сказка «Грибабушка, или Немножко колдовства» стала лауреатом конкурса «Мы дети твои, Россия», Федерального агентства по культуре, Правительства М. и ж-ла «Совр. драматургия» за 2005-й. Пьесы-сказки «Вперед, Котенок!» и «Малыш» вошли в список обязательной лит-ры для изучения при поступлении на фак-т театра кукол СПб. Академии театр. искусства.

Неоднократно участвовал в театр. фестивалях. Член жюри фестивалей: 7-го Международного театр. фестиваля «TALVILS 2007» («Театры мира в городе Валка», 2007), фестиваля детских любительских театров в г. Сочи («Волшебство театра», 2007), фестиваля «Сибирская рампа - 2011» на о. Ольхон.

Один из инициаторов создания Лаборатории театра кукол при СПб. Гос. Академии театр. искусства и гильдии драматургов СПб., один из учредителей клуба любителей мобильных устройств <http://enlight.ru/pilot>, пост. участник фестиваля компьютерного искусства «CHAOS CONSTRUCTIONS» <http://cc7.org.ru>. В 1999 получил грант фонда Сороса («Открытое общество») на разработку и оформление сайта «Петербургские театральные страницы» - www.theatre.spb.ru.

Выпустил мн. книг, среди кот. ежеквартальник русской филологии «Russian Studies», сб. «Петерб. авторы конца тысячелетия», «Пьесы для небогатых театров», «Новая петерб. драматургия», «Семь пьес с необычной судьбой», «Комедии», «Играем для детей!», «Крупным планом», «Мастерская драматургов», «Шесть пьес», «Мат-лы Лаборатории театра кукол: Сб. пьес для детей», «На невском сквозняке».

Выпустил два авторских сб. пьес для детского театра: «”Вперед, Котенок!” и др. сказки для театра» и «”Дощечка через лужу” и др. сказки для театра» . Вывел на сцену очаровательного Котенка, Грибабушку, ярких сказочных «злодеев» ― Алибабу Викторовна Яицких и Воркиса и мн. др. Текст сказок З. «не отпускает»: «Видимо, секрет - в пронизанности пьес разного рода ассоциациями, отчего не покидает ощущение, будто сталкиваешься с чем-то давно знакомым, отсылающим в детство, хранимом в светлых тайниках памяти. За простыми и тщательно отобранными историями (к слову сказать, практически всегда самостоятельными) скрывается «большой» смысл. А авторская установка на текст с подтекстом проявляется в выборе тем и коллизий, в обрисовке персонажей, в языке, в соединении конкретности и недосказанности, в сопряжении реального и сказочно-фантастического. Древнейшее убеждение справедливо - без сказки жить нельзя, она преображает человека своей бесхитростной простотой и чистотой. Но справедлива и другая, сегодняшняя мысль - сказка, если хочет выжить, должна меняться, не отгораживаться от современного человека, а вступать с ним в культурный диалог».

Сказки З. неоднозначны и в простоте своей загадочны. Написаны как бы двойным языком - одновременно адресованным молодому поколению и старшему. Это лит-ра или театр для семейного чтения, ибо рассчитаны на диалог - прошлого с настоящим, детей с отцами и дедами, лит-ры с театром. Это игра с сегодняшними реалиями и понятиями, имеющими хождение в детско-подростковой среде, столкновение их с необычной действительностью, др. миром вещей и ценностей. И как всякая сказка эти произведения направлены на преобразование нынешнего жестокого, бескомпромиссного, предельно векторного мира.

В пьесах для взрослых (большинство из кот. комедии) практически нет бытовых историй - они парадоксальны, неожиданны и, как правило, с непредсказуемым и в то же время хорошо мотивированным финалом. Написаны З. и городские сказки в прозе, выпущ. в сб. под общим назв. «Очень: Петербургские сказки» (2003).

Поставлены кинофильмы по сценариям З. - «Бойтесь рыжих с усами» (1 часть, 1987, реж. Е. Аксенов); «Твое свободное время» (1 часть, 1988, студия «Леннаучфильм»).

Лауреат Международного фестиваля «Соотечественники» (2013).

Соч.: «...быть хорошо одетым и не иметь долгов»: киносценарий // Киносценарии: альм. Л., 1987; Молчун: киносценарий // Начало: cб. Л., 1987; Не хочу быть двоечником!: повесть // День свершений / под ред. Б. Стругацкого. Л., 1988; Магический треугольник: сб. Л., 1990; Тундра дремучая: маленькая повесть // Часы с вариантами: cб. Л., 1992; 31 декабря // Ландскрона: альм. 1996; С волшебным удовольствием! // Ландскрона: альм. 1997; Безымянный проспект // Ландскрона: альм. 1997; Игра в DOOM // Постскриптум. Л., 1997; Третья рука человечества // Театр. жизнь. 1998. № 5–6; Гадкий У. Мужчина с гвоздиком. Как разлюбить женщину? // На невском сквозняке: cб. СПб., 1998; Игра в DOOM // Ландскрона: альм. 1998; История маленькой любви // Ландскрона: альм. 2000; Грибабушка, или Немножко колдовства // Ландскрона: альм. 2000; Жизнь.exe // Балтийские сезоны: альм. СПб., 2000; «Вперед, Котенок! и др. сказки для театра: сб. СПб., 2001; Мартышка // Ландскрона: альм. 2002; Свет одиночества // Ландскрона: альм. 2002; Возвращение Надежды // Ландскрона: альм. 2003; Очень: петерб. сказки: сб. СПб., 2003; Общий район: повесть // Полдень. XXI век. СПб., 2004; Однажды // Ландскрона: альм. 2005; «Дощечка через лужу» и др. сказки для театра: сб. СПб., 2005; Штучка: повесть // Урал. 2007. № 10.

Лит.: Некрылова А. «Тихим зимним вечерком» // Час пик (СПб.). 2005. № 36. 7–13 сент.

А. Некрылова

  • Зинчук Андрей Михайлович