Зиновьева-Аннибал Лидия Дмитриевна


ЗИНО́ВЬЕВА-АННИБÁЛ (наст. фамилия Зиновьева; по перв. браку - Шварсалон, по втор. ― Ивáнова) Лидия Дмитриевна [17.2(1.3).1866; по др. сведениям - 6(18).10.1865 ― 17(30).10.1907, Загорье Могилевской губ., похоронена в Александро-Невской лавре СПб.] - прозаик, драматург, лит. критик, эссеист. Жена писателя и теоретика символизма Вяч. И. Иванова (1866-1949).

Родилась и выросла в дворянской семье. По мужской линии связана с сербской аристократией, по женской - с шведской: мать - баронесса Веймарн. По линии матери род был также связан с предком А. С. Пушкина - Абрамом Ганнибалом. Аннибал - лит. псевд., о кот. сообщается в письме Вяч. Иванова В. Брюсову от 25 дек. 1903 (ЛН. Т. 85). Отец ― Дмитрий Васильевич Зиновьев ― был надворным советником, после размолвки с женой - Софьей Александровной ― жил в Швейцарии, в Женеве. Старший брат З.-А. ― Александр Дмитриевич Зиновьев (1854–1931) ― был впоследствии Петерб. гражданским губернатором. Начатое домашнее образование было неудачно. Как вспоминала она сама, «к 14-ти годам я была уже настолько невыносимо капризна <…>, что родные решили позвать докторов и с их совета отправить меня на несколько лет за границу в немецкую школу» (Богомолов Н. Сопряжение далековатых). В 1886 сдала экстерном экзамены за гимназический курс, некот. вр. училась на Высших женских (Бестужевских) курсах, в 1888/89-м занималась в Бернском ун-те. В 1884 пережила серьезное увлечение с попыткой бегства из дому и брака, что было предотвращено матерью и родными. В нояб. 1886 обвенчалась с подающим надежды историком Константином Семеновичем Шварсалоном (1857–?), кот. давал ей домашние уроки. От этого брака у нее было трое детей: Сергей (1887–1941, расстрелян), Вера (1890–1920) и Константин (1892–1918?).

Перв. опубл. рассказ З.-А. - « Неизбежное зло » (Сев. вестник. 1889. № 8) был подписан именем Л. Шварсалон. Он отразил увлечение З.-А. народническими идеями и отличается от всего последующего тв-ва. Летом 1893 брак Шварсалонов распался и З.-А. начала хлопоты о получении отд. вида на жительство. Летом 1894, путешествуя в компании И. Гревса по Италии, в Риме познакомилась с Вяч. И. Ивановым. Эта встреча стала поворотным событием в духовном развитии З.-А. и обусловила ее становление как писательницы (Шор О. Введение // Иванов Вяч. СС: в 4 т. Брюссель, 1971. Т. 1). Расставшись с Ивановым, З.-А., забрала из России детей и осенью 1894 приехала в Италию. Поводом было обучение пению, кот. она увлеклась незадолго до того. Прожив недолгое вр. в Пезаро, она перебралась во Флоренцию, где возобновила общение с Ивановым. В нач. 1895 З.-А. и Вяч. Иванов соединили свои судьбы. В 1896 развод (с запрещением вступать в новый брак) получил Иванов, дело З.-А. тянулось до 1899. Они были вынуждены скрывать свои отношения (в 1896 родилась их дочь Лидия) и жили во Франции, Швейцарии, Италии, лишь изредка и по отдельности наезжая в Россию (летом 1898 З.-А. была в Киеве, что произвело на нее сильное впечатление). В это время З.-А. продолжала занятия лит-рой и пением (в т.ч. с П. Виардо, кот. в конце концов объяснила ей невозможность стать профессиональной певицей). В 1899 им после неудачных попыток удалось обвенчаться в греческой церкви в Ливорно и крестить дочь. С осени 1899 по весну 1900 супруги жили в Англии, где родилась и через 10 недель умерла дочь Елена. Лето они провели в СПб., где Иванов виделся с Вл. Соловьевым. В кон. 1900 - нач. 1901, устроив семью (трое младших детей) с другом и домоправительницей М. Замятниной на villa Java в Женеве, Ивановы уезжают в Афины (откуда совершают паломничество на Св. Землю, попутно побывав в Египте), и окончательно обосновываются в Женеве в 1902. Религиозность З.-А. принимала иногда болезненные формы: от бунта против Церкви - до строительства Церкви вселенской как единства любящих сердец. «Для христианского, ― писала она А. Минцловой (недатир.), ― у меня нет видящей любви, осязающей, ― к Христу воплотившемуся: меня может проникнуть в восторге и тишине лишь Дух» (Богомолов Н. Русская лит-ра нач. XX века и оккультизм). Брак с Ивановым, продолжавшийся 12 лет, стал творч. союзом двух сильных и ярких личностей. Супруги считали себя единым целым, вместе с тем, если Вяч. Иванову с самого начала сопутствовал лит. успех, то публикации произведений З.-А. сопровождались неприятием критики и скандальными рец. на ее произведения в связи с необычной трактовкой темы любви и смерти, семьи и брака, а также введением темы лесбийской любви. Одним из печально известных ее произведений в нач. 1900-х стал роман « Пламенники », предложенный к печ. в России в отд. главах в янв. 1903 (через посредничество М. Замятниной) и вызвавший негативную реакцию не только ред. ж. «Мир Божий» (Ф. Батюшкова и А. Куприна), но и издававших «Новый путь» Д. Мережковского и З. Гиппиус. Батюшков упрекал З.-А. в словотворчестве, а Мережковский в искусственности. Вяч. Иванов писал В. Брюсову в письме от 23 июня 1903 о необходимости издания романа в М., в изд-ве «Скорпион», договорившись с худ. Одилоном Редоном сделать литографию для обложки (ЛН. Т. 85). Брюсов же после прочтения романа стал всячески препятствовать его публикации (Богомолов Н. Вяч. Иванов в 1803–1907 гг.: докум. хроники). Вяч. Иванов пытался объединить отд. главы романа «Пламенники» под одной обложкой со своими произведениями («Тантал») и исследованиями («Эллинская религия страдающего бога»), что могло бы позволить, по его мнению, высказать «наше миросозерцание эстетическое и философское, не подходящее ни под одну из существующих категорий» (Переписка Вяч. Иванова с А. В. Гольштейн). Роман «Пламенники» не был закончен и не был напеч., но опыт сотворчества с Вяч. Ивановым был очень важен для З.-А. Роман отражает увлечение Вяч. Иванова дионисийскими культами, отразившееся в его знаменитых парижских лекциях 1903. З.-А. в качестве основы для сюжета берет трагический миф об Агаве, кот. была поражена безумием за неверие в Диониса и в исступлении растерзала собств. сына. В последующем тв-ве З.-А. воплощаются отрицающие друг друга идеи: дионисизма и христ. соборности, женской эмансипации и соц. справедливости. Она сочетает вполне реалистич. манеру бытописания с принципами модернистской орнаментальной импрессионистич. прозы, тяготеющей к символизации.

Четырехмесячное пребывание Вяч. Иванова и З.-А. в М. и СПб. в марте-июле 1904 знаменательно сближением с писателями символистского круга: В. Брюсовым, К. Бальмонтом, А. Белым, Ю. Балтрушайтисом и др. Здесь в 1904 изд. драма З.-А. « Кольца ». В 1905 были опубл. в альм. «Сев. цветы» 18 «стихотворений в прозе» З.-А., известных под назв. « Тени сна » и отличающихся философской проблематикой и лирико-импресс. манерой. Драма «Кольца» стала первым изв. произведением и ее лит. дебютом, но вызвала и недоброжелательные отклики критики в связи с непониманием замысла автора (см.: Миртов О. // Образование. 1905. № 8; Тарский К. // Моск. ведомости. 1904. 21 нояб.; Пантюхов М. // Искусство. 1905. № 1 и др.) или попытки ее интерпретации в духе идей Вяч. Иванова (Чулков Г. // Вопросы жизни. 1905. № 6). В предисл., предпосланном драме, Иванов пишет о философской идее «Колец», кот. заключается в «расширении» «нашего страдательного “я” до его мировой беспредельности через углубление личного страдания» (М., 1904). Это, по его мнению, возвращает драму к мистерии и «к ее первоисточнику - литургическому служению у алтаря Страдающего Бога». Традиционный любовный треугольник в пьесе понимается не как основа сюжетной интриги, а как проблема выбора между обычной и вселенской любовью.

Тема освобождения любви от греха индивидуализма «посредством Диониса» станет центр. в тв-ве З.-А. после переезда супругов в СПб. (весна 1905; адрес ― Таврическая, д. 25). О петерб. квартире Вяч. Иванов писал В. Брюсову в письме от 29 авг. 1905: «Живем (вдвоем с Лидией Дмитриевной) на верху круглой башни над Таврическим парком и его лебединым озером. За парком, за Невой, фантастический очерк всего Петербурга до крайних боров на горизонте» (ЛН. Т. 85). Здесь, на Башне, собирался весь цвет лит.-худож. элиты СПб. и М. Ритуал и темы собраний, или знаменитых «сред» (точнее ― они проходили в ночь со среды на четверг) разрабатывались по типу знаменитых платоновских симпосионов. В русле «башенных» диалогов родилась идея создания семьи как «союза трех», в кот. принимали участие М. Сабашникова и С. Городецкий. Эта идея оказалась утопичной: с одн. стороны, распался брак Сабашниковой с М. Волошиным, с другой ― Городецкий отверг «союз трех». З.-А. называли Диотимой, Сивиллой, Мэнадой, Психеей «Башни. В это время у З.-А. возник замысел собрать и объединить все написанные ею рассказы, основанные на воспоминаниях детства, в отд. кн. ― « Трагический зверинец ». Кн. была вскоре издана (СПб., 1907). Ее основу составили рассказы « Медвежата », « Жура », « Волки », « Глухая Даша » и др., объединяющиеся темой жестокости и бесчеловечности. С 1904 З.-А. выступает и как лит. критик, публикуя ст. и рец. в ж. «Весы» и др. изд. Ее произведения начинают появляться на страницах лит. альм. и сб., напр., рассказы « Нет » (Факелы. Кн. 1. СПб., 1906) и « Отрывок из письма о неблагополучии мироздания » (Адская почта. 1906. № 1) и привлекают внимание читателей к проблемам инд. террора, политич. убийств, несоответствия зла в реальном мире и божественности человеч. природы. Проблемы человеч. отношений, возникшие как отражение «башенного» быта, представлены в ряде рассказов, напр. « Голова Медузы » (вошел в сб. «Нет!»). Здесь даны шаржированные зарисовки посетителей ивановских «сред», как и в пьесе « Певучий осел » (опубл. частично: Цветник Ор. Кошница первая. СПб., 1907; полный текст опубл. посмертно). В пьесе, представляющей собой свободные вариации на темы комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», были сделаны стих. вставки, написанные Ивановым. З.-А. мечтала о постановке своих пьес на сцене, что было возможно, как считал Вc. Мейерхольд (Мейерхольд Вc. Переписка. 1896–1939. М., 1976). Самым изв. произведением З.-А. в эти годы стала повесть « Тридцать три урода », вышедшая в изд-ве «Оры» (СПб., 1907) и посвящ. Иванову. Написанная в форме дневниковых записей, датированных от декабря одного года до февраля следующего, она была посвящ. запретной лесбийской любви и была основана на идее свободного выбора. Отказываясь от традиционного брака, прóклятая воспитавшей ее бабушкой, героиня проходит испытание любовью, красотой и поклонением любящей ее женщины по имени Вера. Заказывая портрет героини тридцати трем живописцам, Вера хочет спасти ее красоту, но получает «тридцать три урода» ― правдивое реалистич. изображение телесности. Искусство не в силах воспроизвести идеальную красоту, т.к. оно воспроизводит «впечатление» художника. Свободная любовь не является вечной, т.к. основана на идее телесной красоты, а тело стареет и увядает. Повесть была запрещена цензурой в связи с введением необычного сюжета и проблем плоти и пола, волновавших как представителей русской религиозной философии, так и писателей-символистов. Даже писатели и критики из ближайшего символистского круга назвали повесть модернистской, безнравственной и непонятной (А. Белый // Перевал. 1907. № 5; З. Гиппиус // Весы. 1907. № 7), а критики определили ее как тип порнографической лит-ры. Наибольшее признание критики снискал посмертно изданный Вяч. Ивановым сб. З.-А. « Нет! » (Пг., 1918). Если в «Трагическом зверинце» отражены драматич. коллизии отношений человека и природного мира, то в сб. «Нет!» дается панорама социальных и политич. идей, поставлена проблема насилия как явления противоестественного и чреватого разрушением души человека. Оба сб. объединяет реалистич. образность, эмоциональная манера повествования, стремление найти разгадку таинственной природе человеч. инстинкта.

После первого сезона «сред» они были возобновлены с гораздо меньшим энтузиазмом, а после тяжелой болезни З.-А. в нач. 1907 и вообще почти прекратились. Попытка возобновления в 1908 была лишь эпизодом. Смерть З.-А. во время затянувшегося летнего отдыха от скарлатины была неожиданной. Некрологи были напис. С. Ауслендером (Золотое Руно. 1907. № 10), А. Белым (Правда живая. 1907. 26 окт.) и др. После смерти З.-А. на «Башне» возникли сложные семейные проблемы, разрешить кот. Вяч. Иванов попытался в браке с дочерью З.-А. от первого мужа - В. Шварсалон (от этого союза в 1912 родился сын Вяч. Иванова - Дм. Вяч. Иванов).

Архивы: РАИ - Римский Архив Вяч. Иванова; РО РГБ. Ф. 109.

Соч.: Кольца. М., 1904; Тридцать три урода. СПб., 1907; Трагический зверинец. СПб., 1907; Нет! Рассказы / под ред. Вяч. Иванова. Пг., 1918; Певучий осел / публ. Н. Богомолова // Театр. 1993. № 5; Тридцать три урода: романы, рассказы, эссе, пьесы. М., 1999; Из дневника 1904 и 1906 гг. / публ. А. Шишкина // На рубеже двух столетий: cб. в честь 60-летия А. В. Лаврова. М.-СПб., 2009.

Лит. : Вяч. Иванов. Новые маски. [Предисловие к драме Л. Зиновьевой-Аннибал «Кольца»] // Весы. 1904. № 7; Чеботаревская А. Н. Трагический зверинец. Рассказы. СПб., 1907 // Образование. 1907. № 7. Отд. III; Ю. А. (Айхенвальд Ю.) Л. Зиновьева-Аннибал. Трагический зверинец. СПб.: Оры, 1907 // Русская мысль. 1907. № 8. Отд. II; Шор О. Введение // Иванов Вяч. СС. Т. I. Брюссель, 1971; Иванов Вяч. Дневник // Тем же. Брюссель, 1974. Т. II; Переписка В. Брюсова с Вяч. Ивановым / предисл. и публ. С. Гречишкина, Н. Котрелева, А. Лаврова // ЛН. Т. 85. М ., 1976; Иванова Л. Вяч. Воспоминания: кн. об отце. М., 1992; Переписка Вяч. Иванова с А. В. Гольштейн / подг. текста М. Вахтеля и О. Кузнецовой // Studia slavica. Academiae scientiarum hungaricae. Budapest, 1996. T. 41; Михайлова М. Лидия Зиновьева-Аннибал и Вяч. Иванов: Сотворчество жизни // Вячеслав Иванов: мат-лы и иссл. М., 1996; Никольская Т. 1) Творч. путь Л. Д. Зиновьевой-Аннибал // Блоковский сб. VIII. Тарту, 1998; 2) Творч. наследие Л. Д. Зиновьевой-Аннибал и некот. тенденции женской прозы нач. XX в. // Вячеслав Иванов и его время. Мат. VII Междунар. симпозиума / под ред. С. Аверинцева и др. Вена, 1998; Обатнин Г. В. Иванов-мистик (Оккультные мотивы в поэзии и прозе Вяч. Иванова. 1907–19). М., 2000; Кружков Г. «Мы - двух теней скорбящая чета»: Лондонский эпизод 1899 года по письмам Вяч. Иванова и Л. Д. Зиновьевой-Аннибал // НЛО. 2000. № 43; Лавров A. Блоковская «Незнакомка» в рассказе Л. Д. Зиновьевой-Аннибал // Лавров А. Б. Этюды о Блоке. СПб., 2000; Воронина E. H. Соловьевский миф о Софии в повести Л. Д. Зиновьевой-Аннибал «Тридцать три урода» // Лит-ра и философия. СПб., 2000; Баркер Е. Тв-во Лидии Зиновьевой-Аннибал. СПб., 2003; Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. СПб., 2006; Вячеслав Иванов, Зиновьева-Аннибал Лидия. Переписка: 1894–1903 / подг. текста Д. Солодкой, Н. Богомолова, М. Вахтеля. М., 2009. Т. 1–2; Богомолов Н. 1) Русская лит-ра нач. XX века и оккультизм. М., 2000; 2) Вячеслав Иванов в 1903–07 гг.: докум. хроники. М., 2009; Топорков А. Некоторые замечания по поводу переписки Вяч. Иванова и Лидии Зиновьевой-Аннибал // Donum homini universalis: сб. ст. М., 2011; Groberg K. A. Zinov'eva-Annibal Lidiia Dmitrievna // A Dictionary of Russian Women Writers. Westport, CT and London, 1994; Davidson P. Lidiia Zinov'eva-Annibal's The Singing Ass: A Woman's View of Men and Eros / Transl. and ed. by R. Marsh // Gender and Russian Literature: New Perspectives. Cambridge, 1996.

С. Титаренко

  • Зиновьева-Аннибал Лидия Дмитриевна