Знаменская Ирина Владимировна


ЗНА́МЕНСКАЯ Ирина Владимировна [14.3.1951, Л-д] - поэт, критик.

Родилась в семье науч. работников. Закончила худож. училище. Училась в ЛГПИ им. А. И. Герцена (не оконч.). Работала художником-оформителем, лит. редактором.

Перв. публикация - стихи в ж. «Аврора» (1971, № 1). Перв. книжка - «Долгий свет» (Л., 1982). «Отмеченные поэтической культурой, той призрачной метой петербургско-ленинградской “школы”, - писал о стихах З. в предисл. известный поэт Г. Горбовский, - они подкупали тем, что на своих изящных ладонях несли царапины от соприкосновений с жизнью». И, приводя далее строки: «Любовь глупа, но так неодолима, как эта жизнь, постигшая меня», - комментировал: «Только бесцеремонная молодость может сказать о любви, что она - глупа, и все же в этом двустишье присутствует музыка мысли». Музыка мысли - очень точная формула поэзии З. Речь идет не о той музыке стиха, которая создается аллитерациями и ассонансами, ритмическими играми - в этом смысле стихи З. скорее аскетичны, выдержаны в духе строгой классики с почти обязательной перекрестной рифмовкой. Речь идет о музыке внутренней, о том, что поэтич. мысль в стихах З. развивается не по законам формальной логики, а скорее как муз. тема. Впрочем, старший товарищ по цеху отмечал в стихах молодой поэтессы и «неточные, даже неряшливые рифмы», которые, однако, «не могут изуродовать лица этих стихов».

Ценители поэзии не могли не отметить в стихах З. яркие, запоминающиеся строки, причем это были не только наблюдения цепкого глаза: нередко за свежей метафорой, житейской подробностью угадывалась драматич. достоверность. Вот «Были гости» (именно так называется стих.): «Поговорили - болтливые вина попались. / Плачет хозяйка, и ей утешенья не надо… / Ветер в двери прищемил указательный палец, / Дерево мчится на помощь из темного сада». «Я жду трамвая там, где рельсов нет. / (Быть может, их когда-нибудь проложат)» - говорится в стихотворении о незадавшейся, неприкаянной любви. И вот еще - о ней же, о сегодняшних молодых Монтекки и Капулетти, разделенных неодолимыми обстоятельствами жизни: «Чашку яда в дверях выпивая, / Ты катил на работу в трамвае… / Мне в груди рукоятка кинжала / По утрам одеваться мешала…». И даже совершенно невероятная, парадоксальная строка «Мой тополь хлопнул дверцею коня» естественна и абсолютно понятна в одном из стих. З., где по ходу «сюжета» сливались воедино три образа - тополя за окном, реального совр. возлюбленного с его автомобилем и вымечтанного романтич. рыцаря.

З. много пишет о любви. И о «святом ремесле поэта», о том, как трудно совместиться ему «с эпохою скороговорки». Темы эти звучат во втором сб. З. - «Обращаюсь на “ты”» (Л., 1989), успевшем еще выйти вполне «советским», хотя и странным тиражом в 8300 экз. В нем узнается характерный почерк З., острота ее поэтич. зрения («усатый свет грузовика», «свекольный стыд и срам румянца», «похож на полуостров Кольский рукав одной из гончих туч»). Но семь лет не прошли впустую, окрепло мастерство, стих стал выверенней и жестче, пришла подлинная зрелость, а с ней - и неизбежные тревоги за судьбу страны, планеты, людей с их вечными заботами «повырастить своих сопливых, повылечить своих больных». Двадцатый век на своем излете не больно-то балует современников радужными надеждами, отсюда и назв. третьего сб. стихов З. - «Глаз вопиющего» (СПб., 1997). Именно «глаз», а не слишком уже привычный «глас»: фонетич. игра слов освежает старую идиому.

«За последние годы превратилась из просто поэтессы в поэта», - констатировал Е. Евтушенко, предваряя публ. стихов З. в антол. «Строфы века» (1997). В дальнейшем в стихи З. приходит некое элегич. успокоение: этот мир все равно не исправишь, остается лишь слиться с миром природы, живых существ и растений, вместе с кот. «и мы на паутинке веры летим неведомо куда».

Член СП СПб. и СРП. Публ. в ж-лах «Аврора», «Нева», «Звезда», «Новый мир», «Октябрь», «Юность» и др.

Член жюри «Арт-ЛИТО ― 2000».

Соч . Долгий свет. Л., 1982; Обращаюсь на «ты». Л., 1989; Глаз вопиющего. СПб., 1997; Вне любви: о кн. А. Столярова «Наступает мезозой» // Октябрь. 2001. № 5; «Я штопаю дыру в миропорядке» // Дружба народов. 2001. № 7; Стихи // Вестник Европы. 2002. № 7–8; Портрет куста // Раздел в сб. «Автограф». Вып. 15. СПб., 2007; Стихи // Нева. 2010. № 9; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016.

Лит. Фоняков И. Река подо льдом // Нева. 1989. № 3.

И. Фоняков

  • Знаменская Ирина Владимировна