Зноско-Боровский Евгений Александрович


ЗНОСКО-БОРÓВСКИЙ Евгений Александрович [1884, Павловск - 1954, Париж, похоронен на кладб. Сент-Женевьев де Буа] - лит. и театр. критик, историк театра, авт. книг и статей по шахматам.

Боровские в десятом колене происходят от Рюрика. Зноско - уменьшительное от укр. имени. Род Зноско-Боровских записан в родослов. книгу дворянства Новгородской губ.

З.-Б. окончил в 1904 Александровский лицей. Прослушал курс лекций на ист.-филол. фак-те СПб. ун-та.

Сын камергера, масон, рафинированный интеллигент, денди, З.-Б. не раз проявил себя настоящим мужчиной, смелым воином. В русско-япон. войну за отличия в боях под Даничао, Ляолином, Шахе, Сандепу награждён золотым Георгиевским оружием за храбрость. Ранен под Мукденом. В Первую Мировую войну отправился добровольцем на фронт. Его ранение 24 авг. 1914-го отмечено в Летописи войны 1914 г. В 1917-м, оказавшись на стороне белых, вступил в Добровольческую армию, хотя на этот раз в воен. действиях участия не принимал. Работал в отделе пропаганды (Ростов н/Дону).

В 1920 переехал в Берлин, потом в Париж. Когда ему было уже почти шестьдесят, принял участие во франц. антифашистском Сопротивлении.

Семейная жизнь З.-Б. сложилась не просто. В Териоках он влюбился в мейерхольдовскую актрису Марию Васильевну Филаретову-Багрову (1882–1946), однако в ту пору она была замужем. Он соединился с любимой женщиной и сыном Кириллом, литератором и авиатором (1912–1966) только в эмиграции.

Был многообразен в своих интересах и талантах. Худож. произведений им написано немного: пьесы « Крейсер “Алмаз” (Цусима) » (1910), « Вера » (1910), « Евгений и Параша » (1911) и две пародии-стилизации: « Прекрасная Марта, или Царица-раба », « Обращённый принц ». Последняя впервые опубл. в ж-ле «Любовь к трем апельсинам», поставлена В. Э. Мейерхольдом (другом автора с 1909) в Доме интермедий. Про «Обращенного принца» рассказал в своей рецензии С. Ауслендер: «Вызвавший много толков “Обращенный принц” …своеобразное произведение, где смесь причудливого гротеска, дерзкой и вместе с тем грациозной усмешки…». З.-Б. публиковал и рассказы (напр., « Смерть Зои Ивановны »), но г.о. в СПб. выступал как эссеист и критик ж. «Аполлон» (1909–12) и ж. «Новая студия», «Русская мысль», «Современник». В ж. «Нива», «Новое время» вел шахмат. отдел. В «Аполлоне» был секретарем и неофиц. редактором.

Сам стихов не писал, но оставил талантливые эссе о Блоке, Гумилеве, Кузьмине, Анненском, Волошине, Мандельштаме и др. Всё это были его друзья.

В статье о Блоке З.-Б. вспоминает, как на даче, в Павловске (где критик родился) Ахматова «робким голосом» (!) читала свои первые стихи друзьям мужа. Правда, Ахматова рассказывала о З.-Б. тоже с оттенком снисходительности: «Маленький, розовенький, курносенький. Николай Степанович [Гумилёв. - Е. С .] любил его» (см. Лукницкий П. Встречи с Анной Ахматовой. Париж-М., 1997. Т. 2. С. 251). Описание мало соответствует изв. фотографиям, но Гумилёв на самом деле любил З.-Б. Выбрал своим секундантом в «последней дуэли ХХ века» с Максимилианом Волошиным из-за Черубины де Габриак (Дмитриевой).

По открыткам, посланным З.-Б., биографы Гумилёва реконструируют маршрут его второй африканской экспедиции. Как явствует из публ. Р. Д. Тименчика, во время африкан. поездки Гумилева 1911-го З.-Б. выступал в кач-ве доверенного лица поэта в издательских делах, переписке с В. Ивановым и др. (Неизвестные письма Н. С. Гумилева // Изв. ОЛЯ. 1987. Т. 46. № 1). Гумилев рекомендовал его в кач-ве члена поэтич. кружка «Вечера Случевского». З.-Б. участвовал в Академии стиха, организованной Вяч. Ивановым.

В эмигрантской жизни З.-Б. - член Парижской палаты поэтов и Союза молодых поэтов и писателей, читал лекции, выступал с воспоминаниями о Блоке и Анненском, оппонировал на публичных выступлениях М. Цветаевой. Одним из первых З.-Б. обратил внимание зарубежных читателей на творчество Б. Пастернака, начинающих писателей из группы «парижские поэты».

Еще в петерб. период З.-Б. публикует свои первые театр. статьи. Прежде всего, « Театр без литературы » (1912). Теме отеч. репертуара посвящена и эмигрантская ст. « Театр без репертуара » (Благонамеренный. Брюссель, 1926. Кн. 1. С. 106-112). Принципиальна в наследии критика ст. « Башенный театр » (Аполлон. 1910. № 8) о спектакле Мейерхольда в башне В. Иванова. Кстати, само словосочетание «башенный театр» принадлежит З.-Б. По мнению театроведа П. Дмитриева, «в небольшой заметке он смог не только подробно описать спектакль, но приблизился к пониманию основных тенденций режиссерского театра и дал срез новой театральной эстетики». Статьи З.-Б. 1910-х гг. развивают идеи Мейерхольда о слиянии сцены и зала, прелести наивного худож. примитива, возвращении к балагану и цирку, о важности движения в театре.

В эмиграции З.-Б. публикует театр. статьи в пражских и парижских русскоязычных ж-лах («Воля России», «Благонамеренный», «Иллюстрированная Россия»), берлинских «Днях», риж. газ. «Сегодня»; редактирует ж. «Театр и искусство», «Театр. Искусство. Экран». Позже начинает печ. на франц. яз., пишет о франц. театре.

Самый значительный труд эмигрантского периода З.-Б. - монография « Русский театр начала ХХ века » (Прага, 1925). Обращаясь к аналитич. монографии, З.-Б. ставит перед собой цели исторические и теоретические: «Задачу критика я часто подчинял роли историка» - пишет он в предисл. к книге. Оказавшиеся в эмиграции, писатели, ученые рассматривали свою лит. деятельность как миссию: сохранить для современников и потомков всё лучшее, что было в прежней России. З.-Б. дал объективированный рассказ о путях русского театра от истоков до нач. 1920-х. Его книга - не только и не столько лит. памятник. Это живая история сцены, не утратившая значения и сегодня.

З.-Б. считается одним из первых русских кинокритиков. В заметке « Три актера » (о Морисе Шевалье, Чарли Чаплине, Максе Дэрли) З.-Б. точно и в то же время экспрессивно показывает пластику актёров варьете и кинематографа. Его статьи перепечатывались в совр. «Киноведческих записках». Статьи « Искусство кинематографа », « Судьба кинематографа » перепеч. в кн. Н. И. Нусинова «Когда мы в Россию вернемся» (М., 2003).

Не менее известен З.-Б. и как шахмат. писатель. Шахматам З.-Б. посвятил пять брошюр - они переиздаются, переводятся и сегодня: « Кодекс шахматной игры » (СПб., 1913), « Пути развития шахматной игры » (СПб., 1910), « Х. Р. Капабланка » (СПб., 1911) « Muzio-Gambit » (Leipzig, 1911), « Шахматы и их чемпионы » (Л., 1925), « Теория середины игры в шахматах » (Л., 1925) и множество статей. Кстати, в отношении к шахматам у З.-Б. нет присущей этому занятию строгости. Он и здесь поэт и артист. Неслучайно ему принадлежит статья « Магия и безумие шахмат (Сеанс вслепую А. А. Алёхина в Париже) » (Руль. Берлин, 1931. 4 июн.).

Неоднократно цитировался сочувственный отзыв Набокова на книгу З.-Б.: « Капабланка и Алехин »: «Зноско-Боровский, сам талантливейший игрок, пишет о шахматах мастерски… со смаком, сочно и ладно, как и должен писать дока о своём искусстве». К нему стоит прибавить высказывание А. И. Куприна, независимо от шахматной темы: «Мне всегда казалось, когда я читал статьи З.-Б., что в нём когда-то много лет назад погиб правдивейший и тончайший беллетрист-психолог» (Илл. Россия. Париж.1931. № 47).

Соч:. Крейсер «Алмаз» (Цусима). СПб., 1910; Спектакли, посвященные Блоку («Незнакомка» и «Балаганчик» в зале Тенишевского училища) // Современник. 1914. № 2 (републ. в кн. «Мейерхольд в русской театр. критике, 1892–1918». М., 1997); Обращенный принц // Любовь к трем апельсинам. 1914. № 3 (отд. изд.: СПб., 1919); Театр без литературы // Аполлон. 1912. № 7 (републ. в прилож. к кн. З.-Б. «Русский театр начала ХХ века». М., 2014); «Башенный театр» // Аполлон. 1910. № 8; О Блоке // Записки наблюдателя. Прага, 1924. Вып. 1; Творч. путь Анны Ахматовой // Воля России. 1923. № 10 (републ.: Анна Ахматова: pro et contra. СПб., 2001. Т. 1); Заметки о русской поэзии. Борис Пастернак // Воля России. 1923. № 18; Парижские поэты // Воля России. 1826. № 1; Три актера // Записки наблюдателя. Прага, 1924 (републ. в ж. «Киноведческие зап.». 2000. Вып. 47); Театр без репертуара // Благонамеренный. Брюссель. 1926. кн. 1.; «Ревизор» у Мейерхольда // Воля России. 1930. № 7/8 (републ. в прил. к кн. З.-Б. «Русский театр начала ХХ века» М., 2014).

Лит.: Ауслендер С. Дом интермедий // Рус. худож. летопись. 1911. № 1 (републ. в кн. «Мейерхольд в русской художественной критике»); Мельникова-Попоушек Н. Русский театр начала ХХ века [Рец.] // Воля России. 1925. № 6; Некролог // Новое рус. слово. 1955. 16 янв.; Тименчик Р. Д. Зноско-Боровский Е. А. // Русские писатели. 1800–1917. М., 1992. Т. 2; Чулков Г. Годы странствий. М., 1999; Анзикеев В. Друг Гумилева, Алёхина и Набокова // 64-Шахматное обозрение. 2009. № 8; Гюнтер И. Жизнь на восточном ветру: между Петербургом и Мюнхеном. М., 2010; Рыхляков В. Н. Зноско-Боровский Е. А. // Лицейская энц. СПб., 2013. Т. 2; Дмитриев П. В. Евгений Зноско-Боровский - театр. критик ж-ла «Аполлон» // Театръ: Russian Theatre Past and Present. 2001. Vol. 2; Дмитриев П. В. Две статьи Е. А. Зноско-Боровского о русском репертуаре // Зарубежная Россия, 1917–39. СПб., 2003. Кн. 2.; Дмитриев П. В. Статья Е. А. Зноско-Боровского «Башенный театр» как театр. манифест «Аполлона» // Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. СПб., 2006 ; Соколинский Е. К. Евгений Зноско-Боровский в эмигрантских изданиях // Берега. 2014. Вып. 18; Соколинский Е. К. О Евгении Зноско-Боровском [предисл.] // Зноско-Боровский Е. А. Русский театр начала ХХ века. М., 2014.

Е. Соколинский

  • Зноско-Боровский Евгений Александрович