Золотницкий Давид Иосифович


ЗОЛОТНИ́ЦКИЙ Давид Иосифович [29.9.1918, Нежин Черниговской губ. - 13.4.2005, СПб., похоронен на Комаровском кладб.] - литературовед, историк театра, критик.

Родился в семье часовых дел мастера, механика по точным приборам. В 1923 семья переехала в Пг. «Будучи школьником, - рассказывал потом З., - не знаю почему, заделался больши-и-и-м театралом. И чаще всего ходил, между прочим, в оперу. Обожал оперу, обожал Печковского, Мариинский театр, Михайловский театр - пересмотрел весь репертуар. Успел увидеть спектакли, о которых сейчас мало кто знает. Например, в Малом шла опера Моцарта “Похищение из Сераля”, которую ставил Николай Николаевич Евреинов. Ходил, конечно, и в драму. Я меньше всего думал заниматься театром как историк, критик. Даже моя мама, по-моему, беспокоилась, что ее сын вместо того, чтобы увлекаться девочками, ходит по театрам. Нормальный ли он? Оперу “Аида”, например, слушал семь раз в сезоне, сколько ее исполняли, столько и ходил» (Петерб. театр. ж-л. 1998. № 16).

Окончив школу в 1936, по настоянию отца поступил в Ин-т инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). Но скоро понял, что это «не его», и поступил на лит. фак-т ЛГПИ, который оконч. в июне 1941.

Перв. публикация З. - рецензия на сб. «Горький и театр» - была опубл. в «Звезде» в 1939, а в 1940-м, в студ. бытность, его первая науч. работа - « Горький и Художественный театр » («Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена»). Весной 1941 принят сотрудником ред. ж-ла «Звезда».

С началом войны рядовым бойцом пошел в народное ополчение. Позже З. взяли сотрудником-редактором дивизионной газ. В каком-то из номеров он «проворонил» неск. опечаток, за что был отправлен в штрафной батальон. Воевал, был ранен - «искупил свою вину кровью», после чего его вернули в газету. Был награжден орденом Отеч. войны I степ., медалями «За отвагу» и «За оборону Л-да».

С 1946 - лит. сотрудник ж. «Звезда». Поначалу печ. рецензии на книжные новинки А. Прокофьева, К. Симонова, В. Перцова, Э. Грина, С. Антонова, А. Гитовича, Вл. Лифшица и др. Вскоре - заметки по драматургии и театру.

В 1951 в серии «Русские драматурги» вышла перв. кн. З. - о М. Е. Салтыкове-Щедрине, через 10 лет переизд. с дополнениями. В 1956 по драматургии М. Е. Салтыкова-Щедрина З. защищает канд. дис. В нач. 50-х становится зав. отдела критики и искусства «Звезды». Начинает писать по драматургии М. Горького и спектаклям по его пьесам.

В 1958 переходит в ЛИИИ, куда принимается как ст. науч. сотрудник. После защиты докт. дис. (доктор искусствоведения, 1975) становится вед. науч. сотрудником ин-та. Темы его статей разнообразятся по тематике. В общей сложности З. напишет более 300 работ, среди кот. монументальная трилогия монографий о Театральном Октябре - от его рассвета и до краха, где проанализированы перемены различных периодов истории сов. театра в первые 20 лет СССР. З. привлекают режиссеры, оказавшиеся в загоне истории сов. театр. искусства - Вс. Мейерхольд, С. Радлов и др. З. «вгрызается» в эпизоды истории, кот. обходили др. исследователи, пишет о драматургии Е. Замятина или о Н. Гумилева. «Встреча с театром марионеток всего лишь эпизод на путях странствий Николая Гумилева, - замечал З. - …Для практики театра марионеток встреча оказалась не слишком заметной». Так в чем же тогда этот эпизод «был существенен» для писателя? - «Для Гумилева ответ был в высшей степени утвердительным. Поэт влюбился в этот театр. Итогом стала пьеса, достойная тончайшего, многопланового, переливчатого искусства марионеток». З. имеет в виду пьесу Гумилева «Дитя Аллаха» и влияние искусства марионеток на последующие его драм. произведения.

З. пишет рец. на постановку «Трех сестер» А. П. Чехова в СПб. «Классическом театре» в постановке Л. Мартыновой и И. Ефимова. И хотя З. прежде не обращался к Чехову, но, судя по рецензии, о драматурге он знает всё , как и о тех, о ком писал. «Пьеса А. П. Чехова, написанная в начале прошлого века - больше ста лет назад, будоражит и захватывает нынешний зрительный зал. Может быть, иначе, чем когда-то. Но - всерьез. Так притягательна ее защита естественности. Так настоятельно каждого из нас зовут: “Будь самим собой!” Но привлекают не призывами, не обличениями, а состраданием к тем, кто не дотянулся до чистоты душевных порывов, до совестливых человеческих отношений».

З. обращается к началу Литейного театра или к истории театров «легкого жанра» Пг., Москвы и в провинции, о кот. пишет свою посл. монографию « Фарс… и что-то там еще? », вышедшую уже после его кончины.

Соч.: Горький и Худож. театр // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т. 20. 1940; В. Перцов. Подвиг и герой [Рец.] // Звезда. 1947. № 8; Военный герой на сов. сцене // Совр. герой на на сов. сцене. Л.-М., 1948; Начало пути. (Рассказы С. Антонова) // Звезда. 1948. № 2; М. Е. Салтыков-Щедрин. М.-Л., 1951; Именем народа. Заметки о драматургии Аугуста Якобсона // Звезда. 1951. № 6; Дрожжин и поэты деревни // История русск. лит-ры. Т. 10. М .-Л., 1954; Драматургия М. Е. Салтыкова-Щедрина. Автореферат дис. Л., 1956; Сатирические мотивы горьковской драмы // Горький и вопросы сов. лит-ры. Л., 1956; Горький на ленинградской сцене // Театр и жизнь. М.-Л., 1957; То, чего не было. Фельетон вместо рецензии // Сов. Россия. 1960. 19 февр.; Ленинградские театры // Очерки истории русского сов. драм. театра. Т. 2. М ., 1960; Т. 3. М ., 1961; Щедрин - драматург. Л.-М., 1961; М. Горький, Б. Ромашов // Очерки истории русской сов. драматургии. Т. 1. 1917–34. М.-Л., 1963; Драматургия Великой Отеч. войны // Там же. Т. 2. 1934–45. Л.-М., 1966; Разговоры Смирнова-Сокольского // Мастера эстрады. Л.-М., 1964; В. А. Теляковский. Воспоминания / Вст. ст. и прим. З. М.-Л., 1965; За живой и мертвой водой. О режиссуре // Режиссура в пути. Л.-М., 1966; Истины проверяет жизнь. (Пьесы-притчи В. Пановой) // Звезда. 1967. № 6; Полдень Большого драматического // Театр. 1969. № 2; Театральный Октябрь. Автореф. Л., 1975; Зори театрального Октября Л., 1976 (Варшава, 1980; на польск. яз.); Будни и праздники театрального Октября. Л., 1978; Режиссура эпохи военного коммунизма // Проблемы теории и практики русской сов. режиссуры. 1917–25. Л., 1978; Академические театры на пути Октября. Л., 1982: Академ. театры на путях перестройки. Л., 1983; Как поживаешь, парень? (Дни лен. драматургии) // Звезда. 1983. № 12; Студийная режиссура С. Э. Радлова // Студийные течения в сов. режиссуре 1920–30-х гг. Л., 1983; Четыре эпохи театра им. Ленсовета. 1933–83. Л., 1984; Сергей Радлов в Молодом театре // Режиссер и время. Л., 1990; Вечные спутники (А. А. Гвоздев и В. Э. Мейерхольд) // Вопросы театроведения. СПб., 1991; С. Э. Радлов. Из шекспировских тридцатых // В спорах о театре. СПб., 1992; Sergey Radlov. London, 1995 (на англ. яз; 2-е доп. изд. - Там же. 1998); Сергей Радлов. Режиссура судьбы. СПб., 1999; «Звезда» военная // Лен. панорама: Сб. лит.-критич. статей. М., 1998; Правдоискатель Акад. сцены. О Бруно Фрейндлихе. В. Н. Давыдов и Е. М. Грановская в «Пассаже» // Петерб. театр. ж-л. 1998. № 1 (16); Балетная режиссура Сергея Радлова // Балет. 1998. № 95; Мейерхольд Вс. Роман с сов. властью. М., 1999; Откровенно и всерьез. [Рец. на кн. Г. Т. Комлевой «Танец - счастье и боль» СПб., 2000] // Вестник Акад. русского балета им. А. Я. Вагановой. СПб., 2001. № 9; Режиссерская пушкиниана Сергея Радлова // Пушкиниана в искусстве ХХ в. (кино и театр): Сб. СПб., 2002; Измена лит-ре: Замятин - драматург // Евгений Замятин в культуре ХХ в. СПб., 2002; У истоков хореодрамы. Ваганова и Радлов в ГАТОБе // Вестник Акад. русского балета им. А. Я. Вагановой. 2003. № 12; Г. А. Товстоногов ставит «Мудреца» // А. Н. Островский и Петербург. СПб., 2003; Начало Литейного театра // Балтийские сезоны. 2003. № 8; Прогулки по «Острову» // Там же. 2004. № 9; Николай Гумилев и театр марионеток // Петерб. театр. ж-л. 2004. № 2; Петербургский балет. Рубеж тысячелетий: Сб. / Отв. ред. Д. Золотницкий. СПб., 2004; Габриэла Комлева: Танец счастья и любви // Балет. М., 2005. № 1; С Чеховым заодно // Петерб. театр. ж-л. 2006. № 1; Закат театрал. Октября. СПб., 2006; Фарс… и что там еще? СПб., 2007; Е. Замятин - драматург // Евг. Замятин: Pro et contra. СПб., 2014.

Лит.: Золотницкий Д. И. // Театр. энц. Т. 6. М ., 1967; Эвентов И. Неистовые романтики. (Д. Золотницкий. Зори театрального Октября) // Звезда. 1977. № 10; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Д. И. Золотницкий: Библиогр. указ. / Ред.-сост. А. Я. Трабский. Л., 1988; Скорочкина О. Давид Иосифович Золотницкий // Петерб. театр. ж-л. 1998. № 1 (16): Осовцев С. М. Триумф и трагедия художника // Известия. 1999. 4 сент.; Липкович Я. (Кливленд). Незримая встреча (В. М. Красовская) // Вестник. 1999. № 25; Библиогр. указатель трудов Д. И. Золотницкого. СПб., 2000; Ряпосов А. Эпос и трагедия. [Рец. на кн. Вс. Мейерхольд. Роман с сов. властью] // Петерб. театр. ж-л. 2000. № 22; Смирнов-Несвицкий Ю. Памяти Давида Иосифовича Золотницкого // Петерб. театр. ж-л. 2005. № 2.

Евг. Биневич

  • Золотницкий Давид Иосифович