Золотницкий Давид Иосифович
ЗОЛОТНИ́ЦКИЙ Давид Иосифович [29.9.1918, Нежин Черниговской губ. - 13.4.2005, СПб., похоронен на Комаровском кладб.] - литературовед, историк театра, критик.
Родился в семье часовых дел мастера, механика по точным приборам. В 1923 семья переехала в Пг. «Будучи школьником, - рассказывал потом З., - не знаю почему, заделался больши-и-и-м театралом. И чаще всего ходил, между прочим, в оперу. Обожал оперу, обожал Печковского, Мариинский театр, Михайловский театр - пересмотрел весь репертуар. Успел увидеть спектакли, о которых сейчас мало кто знает. Например, в Малом шла опера Моцарта “Похищение из Сераля”, которую ставил Николай Николаевич Евреинов. Ходил, конечно, и в драму. Я меньше всего думал заниматься театром как историк, критик. Даже моя мама, по-моему, беспокоилась, что ее сын вместо того, чтобы увлекаться девочками, ходит по театрам. Нормальный ли он? Оперу “Аида”, например, слушал семь раз в сезоне, сколько ее исполняли, столько и ходил» (Петерб. театр. ж-л. 1998. № 16).
Окончив школу в 1936, по настоянию отца поступил в Ин-т инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). Но скоро понял, что это «не его», и поступил на лит. фак-т ЛГПИ, который оконч. в июне 1941.
Перв. публикация З. - рецензия на сб. «Горький и театр» - была опубл. в «Звезде» в 1939, а в 1940-м, в студ. бытность, его первая науч. работа - « Горький и Художественный театр » («Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена»). Весной 1941 принят сотрудником ред. ж-ла «Звезда».
С началом войны рядовым бойцом пошел в народное ополчение. Позже З. взяли сотрудником-редактором дивизионной газ. В каком-то из номеров он «проворонил» неск. опечаток, за что был отправлен в штрафной батальон. Воевал, был ранен - «искупил свою вину кровью», после чего его вернули в газету. Был награжден орденом Отеч. войны I степ., медалями «За отвагу» и «За оборону Л-да».
С 1946 - лит. сотрудник ж. «Звезда». Поначалу печ. рецензии на книжные новинки А. Прокофьева, К. Симонова, В. Перцова, Э. Грина, С. Антонова, А. Гитовича, Вл. Лифшица и др. Вскоре - заметки по драматургии и театру.
В 1951 в серии «Русские драматурги» вышла перв. кн. З. - о М. Е. Салтыкове-Щедрине, через 10 лет переизд. с дополнениями. В 1956 по драматургии М. Е. Салтыкова-Щедрина З. защищает канд. дис. В нач. 50-х становится зав. отдела критики и искусства «Звезды». Начинает писать по драматургии М. Горького и спектаклям по его пьесам.
В 1958 переходит в ЛИИИ, куда принимается как ст. науч. сотрудник. После защиты докт. дис. (доктор искусствоведения, 1975) становится вед. науч. сотрудником ин-та. Темы его статей разнообразятся по тематике. В общей сложности З. напишет более 300 работ, среди кот. монументальная трилогия монографий о Театральном Октябре - от его рассвета и до краха, где проанализированы перемены различных периодов истории сов. театра в первые 20 лет СССР. З. привлекают режиссеры, оказавшиеся в загоне истории сов. театр. искусства - Вс. Мейерхольд, С. Радлов и др. З. «вгрызается» в эпизоды истории, кот. обходили др. исследователи, пишет о драматургии Е. Замятина или о Н. Гумилева. «Встреча с театром марионеток всего лишь эпизод на путях странствий Николая Гумилева, - замечал З. - …Для практики театра марионеток встреча оказалась не слишком заметной». Так в чем же тогда этот эпизод «был существенен» для писателя? - «Для Гумилева ответ был в высшей степени утвердительным. Поэт влюбился в этот театр. Итогом стала пьеса, достойная тончайшего, многопланового, переливчатого искусства марионеток». З. имеет в виду пьесу Гумилева «Дитя Аллаха» и влияние искусства марионеток на последующие его драм. произведения.
З. пишет рец. на постановку «Трех сестер» А. П. Чехова в СПб. «Классическом театре» в постановке Л. Мартыновой и И. Ефимова. И хотя З. прежде не обращался к Чехову, но, судя по рецензии, о драматурге он знает всё , как и о тех, о ком писал. «Пьеса А. П. Чехова, написанная в начале прошлого века - больше ста лет назад, будоражит и захватывает нынешний зрительный зал. Может быть, иначе, чем когда-то. Но - всерьез. Так притягательна ее защита естественности. Так настоятельно каждого из нас зовут: “Будь самим собой!” Но привлекают не призывами, не обличениями, а состраданием к тем, кто не дотянулся до чистоты душевных порывов, до совестливых человеческих отношений».
З. обращается к началу Литейного театра или к истории театров «легкого жанра» Пг., Москвы и в провинции, о кот. пишет свою посл. монографию « Фарс… и что-то там еще? », вышедшую уже после его кончины.
Соч.: Горький и Худож. театр // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т. 20. 1940; В. Перцов. Подвиг и герой [Рец.] // Звезда. 1947. № 8; Военный герой на сов. сцене // Совр. герой на на сов. сцене. Л.-М., 1948; Начало пути. (Рассказы С. Антонова) // Звезда. 1948. № 2; М. Е. Салтыков-Щедрин. М.-Л., 1951; Именем народа. Заметки о драматургии Аугуста Якобсона // Звезда. 1951. № 6; Дрожжин и поэты деревни // История русск. лит-ры. Т.
Лит.: Золотницкий Д. И. // Театр. энц. Т.
Евг. Биневич