Звягин Евгений Аронович


ЗВЯ́ГИН Евгений Аронович [30.5.1944, с. Слудка Вятско-Полянского р-на Кировской обл.] - прозаик, эссеист.

Из семьи служащих. Отец - воен. инженер. Родился в эвакуации, в 1949 семья вернулась в Л-д. Окончил Техникум целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, полгода работал по спец. В 1963 поступил на русское (веч.) отд. филфака ЛГУ. После окончания учебы работал экскурсоводом во Всесоюзном музее А. С. Пушкина, затем сотрудником заводской многотиражки. С 1976 перешел на «простые» работы: механик по лифтам, оператор газовой котельной. Часто ездил рабочим в археологич. экспедиции. География этих поездок разнообразна: Псковская обл., Крым, Хакасия, Туркмения, Таджикистан. Член СП СПб. с 1993.

Начинал как поэт. Его перв. стих. опыты опубл. в самиздатском альм. поэтов Малой Садовой «Fioretti» (1965; републ. в кн. «Чудаки с Малой Садовой»), в некот. районных газ. Лен. обл.

Как прозаик и эссеист дебютировал в самиздате. Его повесть « Записки сумасброда, или Корабль дураков » опубл. в 1977 в № 6 ж. «Часы» (ред. Б. Иванов). В тех же «Часах» появились его рассказы (1978. № 11) и повесть « Сентиментальное путешествие вдоль реки Мойки, или Напиться на Халяву » (1981. № 31).

Активно сотрудничал с самиздатским ж. «Обводный канал» (ред. К. Бутырин и С. Стратановский). В первом его номере он поместил повесть « Звягин в Петербурге », напис. от лица некой женщины Лидии Гедиминченко и снабженной предисл. якобы американца Реджинальда Гопкинса. В «Обводном канале» напеч. еще две его повести: « Командировка » (1982. № 3) и « Небесные бомжи » (1989. № 15) и три эссе: « Труды Константина из Петрополиса » [О прозе К. Вагинова] (1982. № 3); « Неск. слов об Александре Миронове » (1983. № 4); « Психосветовое воздействие эрмитажных дворов » (этюд-воспоминание; 1985. № 5). Участвовал в др. неофиц. изд.: в ж. «Гастрономическая суббота», «Третья модернизация», в альм. «Топка» др.

В 1980-е вступает в объединение неофиц. литераторов «Клуб-81» и в колл. сб. клуба «Круг» помещает повесть « Корабль дураков, или Записки сумасброда ». Эта публикация стала его дебютом в офиц. печати. Затем были публ. в «Континенте», проза З. была высоко оценена его гл. ред. В. Максимовым.

В 1991 выходит перв. книга З. « Кладоискатель » ― сб. повестей и рассказов. В 1990-е его печ. петербургские ж. «Звезда», «Нева», «Аврора». Был составителем и ред. лит. альм. «Ключ» (1995). Некот. его произведения переведены на английский, итальянский и украинский яз.

Для тв-ва З. характерны две противоположные тенденции: с одн. стороны ― стремление к «реализму» и автобиографичности, а с другой ― к фантастике и условности. Вторая тенденция наиболее полно проявилась в «Корабле дураков» и в «Командировке», недаром носящей подзаголовок: подражание Э. Т. А. Гофману. З. сам подчеркивал связь своей прозы с тв-вом этого немецкого романтика, у кот. он научился соединению реального и фантастического в повествовании. У З. часто в реальности, в обыденности, приоткрывается нечто нереальное и зловещее. В «Сентиментальном путешествии» герой, путешествуя вдоль Мойки, оказывается в компании не то маньяков-убийц, не то вурдалаков. А в рассказе « Здесь, на Синопской набережной » в директоре продуктового магазина проглядывает гетевский Мефистофель или же сам Сатана.

Герой прозы З. обычно автобиографичен и в то же время условен. Это, с точки зрения обывателя, маргинал, живущий на обочине жизни, человек с университетским дипломом, но отказавшийся от «социализации», от возможной карьеры. В чем-то он близок к герою рассказов Довлатова, но в отличие от последнего, даже и не пытается изменить что-либо в своей жизни.

Действие большинства повестей и рассказов З. развертывается в Л-де-СПб., и это не просто декорация, кот. можно сменить без ущерба для сюжета - это, если употребить его собств. выражение, ― «ломтики тающего пространства». Читая З., ясно видишь места действия его прозы: Малую Посадскую, где прошло его детство, «собачий садик» у Зимнего стадиона, загадочные уголки островов или же вроде бы всем привычного Михайловского сада. Проза З. органично входит в пространство, кот. литературоведы наз. «петербургским текстом» русской лит-ры. У него есть и прямые переклички с этим «текстом». Так, в повести «Кладоискатель» чувствуется проекция на пушкинскую «Пиковую даму».

Он ― один из лучших совр. стилистов. «Проза Звягина, - писал в рец. на книгу «Письмо лучшему другу» П. Крусанов, ― похожа на гравировку на льду - кажется, стоит неловко вздохнуть над ней, и она оплывет причудливо изменив очертания» (Смена. 1995. 7 сент.).

Виртуоз русского яз., З. часто одним точно найденным словом позволяет читателю «видеть» происходящее. Вместе с тем он очень чувствителен к «языку улицы», к молодежному сленгу, к совр. словам и словечкам. Это проявляется, прежде всего, в диалогах, по выразительности «речевых актов» напоминающих бой на рапирах. Особенно много таких «выпадов на рапире» в его единственном романе « Очевидец ».

З. - литератор широкого профиля, не только прозаик, но и эссеист и критик. Книга его эссе « Письмо лучшему другу » может сильно удивить читателя прихотливым выбором тем и персонажей. З. пишет о прочно забытом романе К. Леонтьева «Одиссей Полихрониадес» и о столь же прочно забытой прозе Коллонтай, о К. Вагинове и любимом когда-то в детстве Л. Соловьеве ― авторе романов о Ходже Насреддине, о совр. петерб. поэте Александре Миронове. У З. нет четких границ между жанрами, и его эссеистика, как и рецензии - органическое продолжение его худож. прозы.

Соч.: Записки Сумасброда, или Корабль дураков // Часы [Самиздат. Машинопись]. 1977. № 6; То же [C измененным назв.] // Круг. Л., 1985; Бестолковые похороны [Рассказ] // Часы. 1977. № 6; Без названия [Рассказ] // Часы. 1978. № 11; Сентиментальное путешествие вдоль реки Мойки, или Напиться на халяву // Там же. 1981. № 31; То же // Континент. Париж, 1987. № 54; Звягин в Петербурге [Под псевд. Лидия Гедиминченко] // Обводный канал [Самиздат. Машинопись] 1981. № 1; Командировка: Подражание Э. Т. Гофману // Там же. 1982. № 3; Труды Константина из Петрополиса [Под псевд. Е. Гофман] (О прозе К. Вагинова) // Обводный канал. 1982. № 3; Психосветовое воздействие эрмитажных дворов (этюд-воспоминание) // Обводный канал. 1984. № 5; Кладоискатель // Обводный канал. 1985. № 7; Небесные бомжи // Обводный канал. 1989. № 15; Что такое «богемные христиане» // Континент. Париж, 1990. № 62; Дебют в совр. духе [Рец. на кн. О. Охапкина «Пылающая купина»] // Звезда. 1990. № 9; Блуждающие огни: Цикл рассказов // Родник. Рига, 1991. № 6–7; Кладоискатель: Повести и рассказы. Л., 1991; Письмо лучшему другу. СПб., 1995; Татуированный граф: Докум. повесть. СПб., 2000; Очевидец: Роман: СПб., 2000; Фиоритуры. СПб., 2010; Утешительные итоги. СПб., 2011; Небесные бомжи. СПб., 2012; [Стихотворения] // Чудаки с Малой Садовой. Филадельфия, 2017.

Лит.: Моторин А. Исход века и молодая проза // Нева. 1989. № 2; Костырко С. [Рец. на кн. «Кладоискатель»] // Новый мир. 1994. № 1; Крусанов П. Евгений Звягин: гравировка на льду // Смена. 1995. 27 сент.; Самиздат Л-да: 1950-е - 80-е. Лит. энц. М., 2003.

С.Стратановский

  • Звягин Евгений Аронович