Жаков Каллистрат Фалалеевич


ЖА́КОВ Каллистрат Фалалеевич [18(30).9.1866, д. Давпон Усть-Сысольского у. Вологодской губ. - 20.1.1926, Рига] - прозаик, поэт, ученый.

Отец - зырянский крестьянин, резчик по дереву, изготовитель иконостасов. О матери впоследствии Ж. писал как о человеке, отмеченном лит. и худож. даром. Писатель с раннего детства обнаружил склонность к учебе, к постижению разных наук, кот. неустанно реализовывал на протяжении мн. лет. После окончания Усть-Сысольского уездного училища в 1879 и Тотемской учительской семинарии в 1884 недолго проработал чернорабочим на з-де в Вятской губ., будучи лишенным (за «вольнодумство») права заниматься преподавательской деятельностью. В 1884 опять пошел учиться, поступил в Вологодское реальное училище, но не закончив курса, решил поехать в СПб., что и осуществил в 1890. Здесь поступил в 1891 в Лесной ин-т, где проучился год, но не выдержав испытания городом, ушел в Заозерский монастырь около Вологды, кот. также вынужден был оставить через пять месяцев. Продолжал жить в Вологде, занимался самообразованием. В результате превосходно сдал экстерном экзамены за гимназич. курс и поступил в 1897 в Киевский ун-т на физико-математич. фак-т, через год перевелся на ист.-филол. фак-т, а еще через год, в 1899 вернулся в СПб., переведясь на ист.-филол. фак-т СПб. ун-та, кот. успешно, с наградами за науч. студенч. работу, окончил в 1901. Получив диплом 1 степ. и написав кандидатское сочинение « Народная словесность зырян и русские сказки », остался на кафедре готовиться к профессорскому званию, успел съездить на стажировку в Финляндию, освоил финский яз., но в том же году, лишившись науч. руководителя, вынужден был покинуть ун-т. Начался период интенсивной преподавательской работы в гимназиях, на курсах и в др. учебных заведениях СПб. Диапазон преподаваемых предметов удивляет своей широтой: философия, грамматика, история, логика, математика, этика, психология. При этом не уставал самообразовываться - под рук. И. Бодуэна де Куртене сдал магист. экзамены по санскриту, сравнительному языкознанию, ист. грамматике, латинскому и древнегреческому яз. и в 1902 защитил магист. дис. « О грамматическом строе зырянского языка ».

В 1904 читал лекции на Черняевских курсах и наконец в 1908 получил штатную должность преподавателя, а в 1911 проф. Психоневрологического ин-та, руководимого проф. В. Бехтеревым, в кот. самоотверженно прослужил до 1917. Помимо преподавательской работы постоянно вел различные кружки: всемирной сказки, шахматный, историко-философский, теории познания. Его кружки в разное время посещали В. Шкловский, А. Грин, А. Чапыгин, П. Сорокин, Я. Купала, Л. Рейснер. Помимо прочего Ж. читал платные лекции «в пользу студентов» и на свои средства пополнял институтскую биб-ку. В петерб. период Ж. активно занимается науч. деятельностью, избирается членом различных научных обществ: член Иркутского археологического об-ва, Моск. и Петерб. психологических об-в, Петерб. философского, Парижского астрономического об-в, пишет науч. работы в различных обл. знаний.

Чрезвычайно разносторонними были интересы Ж. в обл. философии и логики. С 1901 по 1912 им опубл. « Материя с точки зрения теориипознания» (1901), « Гносеология в ряду других наук » (1904), «К вопросу о происхождении познания и интеллекта» (1904), «Попытка критической оценки позитивизма» (1906), «Кризис западной философии и мистическое направление в России» (1907), «Логика» (1908, 1910), «Платон и его значение в истории философии» (1909), «Логика с эволюционной точки зрения» (1912) и др.

Ж. был автором оригинального философского учения - лимитизма (теории предела и переменного). Идея единства наук, философий и религий получила отражение в работах « Теория переменного и предела в гносеологии и в истории познания» (1904), «Принцип эволюции в гносеологии, метафизике и морали» (1906), «Основы эволюционной теории познания (Лимитизм)» (1912), «Гипотеза, ее природа и роль в науке и философии» (1915). Концепция «единства мира» находит отражение и в лит.-критич. работах Ж. о Ф. Достоевском, А. Чехове, Л. Андрееве и К. Гамсуне.

Ж. ежегодно с 1901 по 1911 выезжал в этнографические экспедиции, изучая жизнь и культуру финно-угорских народов Российской империи. Науч. изучение фактов, формирующих психич. склад коми-зырян, пермяков, удмуртов, карелов и эстов, представлено в очерках и ст. «Этнологический очерк зырян» (1901), «Вотяки» (1902), «Некот. черты из исторической и психологической жизнивотяков» (1903), «По Иньве и Косе (У пермяков). Этнографический очерк» (1903), «Судьбы угро-финских племен в историческое и доисторическое время» (1911) и др. Произведения объединены общей идеей: сохранение культуры малых народов России возможно только при изменении политики государства в отношении к инородцам.

Перв. сб. рассказов Ж . «На Север, в поисках за Памом Бур-Мортом» вышел в СПб. в 1905. Сб. открывает поэтич. раздел стилизованных под фольклор песен Пама Бур-Морта, волхва, хранителя традиций языческой Малой Перми. В рассказах представлена жизнь коми крестьян, охотников, ремесленников, отходников-дроворубов одиннадцати деревень Коми края. В сб. рассказов « Очерки из жизни рабочих и крестьян на Севере» (1906), «Из жизни и фантазии» (1907), «В хвойных лесах» (1908), «Под шум северного ветра» (1913) представлена «художественная проекция этнической историософии писателя» (Е. Созина), дана модель взаимодействия культур.

В 1912–14 Ж. создает автобиогр. повесть «Сквозь стройжизни». Произведение воплотило в себе важнейшие особенности реалистической лит-ры рубежа XIX–XX вв. Первая, связанная с высвобождением активных начал человека из-под гнетущих социальных обстоятельств, помогла по-новому осветить «структуру» самой личности. Вторая отразила интерес к философской проблематике. Это повлекло за собой «активизацию всего образного мышления», что в свою очередь повлияло на соотношение в произведении Ж. сюжетных и аналитических повествовательных начал, отражающих авторские тактики самоидентификации (поиски синтеза «лесного человека» и «человека культуры»), вопрос о праве быть писателем (писательство сродни сумасшествию), размышления о миссии поэта (сохранить предания, песни и сказки «старых богов»). В 1916 Ж. пишет поэму « Биармия » (споры о местонахождении легендарной страны ведутся до сих пор), отразив в посл. кн. свои утопические представления об идеальном месте, в котором мир предстает как гармоничное целое, как единство всего сущего.

В 1917 заканчивается петерб. период жизни Ж. Посл. годы он живет за границей. В 1919–20 исполняет должность проф. философии Тартуского ун-та, в 1921 переезжает в Ригу, где организовывает общество лимитивной философии, продолжает читать лекции. Сохранилось 350 записей лекций, прочитанных в посл. три года. Похоронен в Риге, в 1990 прах Ж. перезахоронен в Сыктывкаре.

Соч.: Теория переменного и предела в гносеологии и теории познания. СПб., 1904; На Север в поисках за Памом Бур-Мортом. СПб.,1905; Понятие предела в математике (с точки зрения логики). СПб., 1905; Очерки из жизни рабочих и крестьян на Севере. СПб., 1906; Из жизни и фантазии. СПб., 1907; В хвойных лесах: Рассказы коми Морта. СПб., 1908; Ниенганелла: Сказание о зле. СПб., 1908; Логика. СПб., 1910; Основы эволюционной теории познания (лимитизм). СПб., 1912; Под шум сев. ветра. СПб., 1913; Сквозь строй жизни. СПб., 1912. Ч. 1/2; 1914. Ч. 3/4; Гипотеза, ее природа и роль в науке и философии. Пг., 1915; Под шум сев. ветра: Рассказы. Очерки. Сказки и предания. Сыктывкар, 1990; Биармия: Коми лит. эпос. Сыктывкар, 1993; Сквозь строй жизни. Сыктывкар, 1996.

Лит.: Сорокин П. Грезы Севера // Известия Архангельского об-ва… 1910. № 17; Огронович В. Тв-во К. Жакова // Архангельские губ. ведомости. 1911. 10 февр.; Брусянин И. [Рец.] // Совр. мир. 1913. № 10; Скиф Е. Душа лесного человека // Живое слово. 1913. № 24; Поведская А. [Рец.] // Известия Архангельского об-ва… 1914. № 18; Топорова М. Жаков как личность // Известия Архангельского об-ва… 1914. № 1; Лыткин В. Палалей Кальо (К. Ф. Жаков) // Коми гижысьяс (Коми писатели) / сост. В. Лыткин. М., 1926; Ванеев А., Лыткин В., Мартынов В. К. Ф. Жаков // История коми лит-ры: в 3 т. Сыктывкар, 1979–81. Т. 2; Мартынов В. Становление коми лит-ры: Идейно-эстетич. аспект. М., 1988; Туркин А. Каллистрат Фалалеевич Жаков // Жаков К. Под шум сев. ветра. Сыктывкар, 1990; Белоконь С. Жаков К. Ф. // Русские писатели. 1800–1917. Биогр. словарь. М., 1992. Т. 2; Микушев А. О Каллистрате Жакове (1866–1926) // Жаков К. Сквозь строй жизни. Сыктывкар, 1996; Демин В. История и типология жанров коми поэзии. Екатеринбург, 1997; Лыткина Л. Жанры коми-зырянской прозы перв. трети ХХ в. Сыктывкар, 1997; Лыткина Л. Очерковая проза Европейского Севера России. СПб., 2009; Созина Е. Комиэтичность К. Ф. Жакова в контексте русской культуры // Известия Уральского гос. ун-та. 2007. № 53.

Л. Григорьева, Л. Лыткина

  • Жаков Каллистрат Фалалеевич