Житинский Александр Николаевич
ЖИТИ́НСКИЙ Александр Николаевич (псевд. Рок-Дилетант, МАССА, maccolit) [19.1.1941, Симферополь Крымской АССР - 25.1.2012, Финляндия, похоронен на Комаровском кладб.] - поэт, прозаик, драматург, сценарист, издатель.
Родился в семье воен. летчика, много ездил с семьей по стране. Пошел в школу в М., закончил 10-й класс во Владивостоке. В 1965 окончил Лен. политехнический ин-т, получив диплом инженера-электрофизика, работал науч. сотрудником в НИИ в Л-де. Писать начал в студенч. годы. С 1970 его стихи появляются в сб. «День поэзии» (1970, 1971, 1972, 1988), в молодежных ж. «Аврора», «Юность», сб. «Новые голоса» (1973). В 1970-е стали появляться в печ. его рассказы. В 1976 вышел первый сб. стих. Ж. « Утренний снег ». Рецензенты отмечали зоркость поэтич. видения молодого автора, умение создать емкий психологич. портрет героя, тонкость и глубину размышлений. Стихи были посвящ. Л-ду, героям фронтового поколения, современникам. Однако в них была заметна юношеская противоречивость, неудачные строки как «дань мимолетному и неосмысленному настроению» (В. Воронцов). В 1998 писатель публикует свои лучшие стихи в сб. « Снежная почта ».
Перв. сб. прозы Ж. « Голоса » вышел в 1977. Повесть « Голоса » (1975), давшая назв. книге, уже содержала те особые черты поэтики Ж., кот. с наибольшей убедительностью проявились в его самых изв. вещах. Герой повести, кот. летом жил в деревне с семьей, неожиданно для себя и окружающих слышит какие-то неясные и странные голоса, кот. заставляют его по-особому взглянуть на мир и на свою науч. работу. Элемент фантастики, содержащийся в повести, придавал ей необычность, философскую окраску, заставляя читателя по-новому ощущать себя в привычных и знакомых обстоятельствах. В этом же сб. была помещена повесть « Вчера, сегодня, позавчера... » (1975), посвященная трагедии первой любви, кот. не отпускала героя на протяжении мн. лет. В этой повести проявился дар Ж.-лирика, умеющего художнически оформить тонкую ткань любовного повествования, в кот. переплетались разные линии текста: рассказ от имени жены героя и исповедь самого персонажа. Где-то на периферии сюжета возникал неясный, призрачный образ «великого города» (Л-да), кот. являлся не только красивой декорацией, но и участником тайных встреч людей, находившихся «в двух непересекающихся пространствах».
Наиболее изв. произведениями Ж. являются повести « Лестница » (1972, опубл. в 1980) и « Снюсь » (1981), в кот. слились воедино три стилевые составляющие, кот. А. Пикач определил как триаду - комическое, фантастическое и лирическое. Герой повести «Лестница» Владимир Пирошников - молодой интеллектуал, не нашедший своего места в жизни, неожиданно попадает в чужую квартиру, из кот. не может выбраться. Лестница самым фантастич. образом то загоняет его опять в квартиру, то пугает зеркальными отражениями и разъединяет с проводниками, то превращает «черный ход» в «морскую раковину с винтом, сходящим на нет», то выкидывает его на крышу, где, поскользнувшись, он замирает, стремясь последним усилием воли удержаться на краю пропасти. Сам герой называет свое состояние кошмарным сном, но автор его поправляет: «Сном можно было назвать его прошлую жизнь... лестница же была жестока, но реальна. Во всяком случае реальней его прекраснодушного предназначения». Несмотря на то что в повести много героев, написанных ярко, в гротесковой манере, много бытовых деталей и смешных подробностей, повесть воспринимается как притча. Притча о том, как душевный хаос, соединяясь с воображением, может заковать человека в рамки судьбы, из кот. нет выхода. Эта повесть переведена на английский, немецкий, итальянский, чешский, венгерский, болгарский, эстонский яз. По сценарию Ж. в 1990 реж. А. Сахаров снял фильм «Лестница» с О. Меньшиковым в гл. роли.
Сюжет повести «Снюсь» построен тоже на фантаст. элементе. У обыкновенного сотрудника НИИ обнаружился необыкновенный дар - создавать свои собств. сны и передавать их любым знакомым и незнакомым людям. Сны эти носят то смешной и трогательный характер, то псевдоромантический, то лирический и грустный, а иногда они связаны с социально-патриотической темой. Не зная, как распорядиться своим талантом, наивный герой (его стали называть Снюсь) идет работать на эстраду, где комиссия утверждает для развлечения сов. публики сон о пиратских ограблениях. С фельетонным блеском автор рассказывает о гастролях Снюся, о том шоу-пространстве, кот. его окружает. Но герою становится грустно и стыдно, и он вместо утвержденного сна показывает публике печальные сны о своей брошенной дочке, о какой-то бедной старушке и т.д. Его увольняют, и у него есть теперь время подумать о себе, своем таланте, кот. превратился в фарс. Сам писатель утверждает, что его рассказы фантастичны потому, «что реальный быт никогда не исчерпывает человеческого существования, в кот. воображение играет гл. роль и, собственно, формирует судьбу. Меня всегда занимали не только отношения между людьми, но и их отношения со временем и пространством...»
Стиль Ж. выглядит сегодня простоватым, облегченным. Неслучайно критики еще в 1980 высказывали претензии писателю: «язык, обкатанный, гладкий, легкий до невесомости, зато утерявший черты индивидуальной принадлежности, с его часто непозволительными „допусками”» (И. Янская). Однако эти «допуски»: техническая лексика, философемы, «пижонские» выражения того времени, юмористически оформленные сов. призывы и лозунги - и составляют своеобразие стиля писателя.
В сб. « Седьмое измерение » (1990), « Дитя эпохи » (1994), « Лестница » (2000), « Снюсь » (2000) собраны старые рассказы и повести, либо прежде не опубликовавшиеся по цензурным соображениям, либо редко переиздаваемые, и новые произведения. Ж. остался верен своей выбранной стилистике, манере, философским проблемам. У него, как и прежде, два типа героев: интеллектуал с технич. образованием, мечтающий о красивой теории, кот. можно было бы испробовать на практике, и самородок, у кот. все получается само собой. Так, в рассказе « Эффект Брумма » (1973) житель д. Верхние Петушки Василий Фомич, нагревая свечкой обыкновенную подкову, получал электрический ток. Свой опыт он смог продемонстрировать и в лен. НИИ, пока вокруг него не собрались толпы журналистов, репортеров с телевидения и радио. Объясняя своему науч. другу причину посл. неудачи, герой говорил: «Что нам с тобой главное? Не то, чтобы людей удивить. И денег нам с тобой не надо. Главное, это когда всей душой устремишься и вдруг сделаешь что-нибудь. И оно только душою и держится. Вынь душу - пропадет все». Этот принцип являлся основополагающим для всех стойких героев Ж. Как заметил В. Акимов, «выход для его героев - в преодолении замкнутости, в отказе от гибельной сосредоточенности на себе. В сущности, вся его проза - это поиски ценностей за пределами только личной, только отдельной жизни индивидуума. Замкнутость - это тупик, это путь на «лестницу». Проза Ж. 1980-х с его непредсказуемыми героями, стремящимися к прояснению таинственной и прекрасной сущности Вселенной, в какой-то мере противостояла официозу, как, к примеру, и «чудики» В. Шукшина, разрушавшие каноны общепринятого и узаконенного. Позднее эта проза стала казаться немного затянутой, излишне расцвеченной всякими шутками и курьезами, у нее «старый» ритм, более спокойный и размеренный, но в ней есть особая прелесть «ретро», кот. делает ее необходимой в совр. жизни.
В 1987 выходит в свет роман Ж. « Потерянный дом, или Разговор с милордом ». Автор стремился разобраться в социалистич. иллюзиях, представив социализм в виде архитектурного сооружения: «Мерещится мне наше государство в виде многоквартирного дома, в котором царят чистота и порядок. Странна его архитектура: торчат островерхие башенки, где живут поэты... В многоэтажных колоннах, подпирающих крышу, я вижу ряды освещенных окон - там живут рабочие и колхозники... С покатой крыши, где устроились министры, академики и депутаты Верховного Совета, то и дело стартуют в космос ракеты... Соты интеллигенции выполняют роль фриза, а на карнизе сидят ангелы и болтают в воздухе босыми пятками. Под крышей крепкой власти, подпираемой могучими колоннами трудящихся, лежит наша страна... Далекий, затерянный где-то в просторах, монумент Коммунизма манит нас. Мы еще верим в него, олухи царя небесного, в то время как практичные люди давно освободились от иллюзий...». В этом романе фантастическое соединилось с социальным и политическим, а выход из идейного тупика, предложенный автором, воплотился в «новое понимание человека», кот. «состоит в том, что человечество должно осознать себя неотъемлемой и равноправной с другими частью природы». В 1998 напечатал роман-буфф « Фигня », где манера Ж. приобретает более гротесковый характер; выходит в свет книга « Путешествие рок-дилетантов » (1990) и фантастич. книга для детей « Братцы по разуму » (2001).
В разные годы с 1983 по 1995 на неск. киностудиях страны выпущ. 7 полномететражных худож. фильмов по сценариям Ж.
Ж. занимался издательской деятельностью, являясь директором и гл. редактором изд-ва «Геликон Плюс» (основно в 1997, до этого с 1990 ― «Новый Геликон»), осуществлял проекты в Интернете, в частности, первый в русскоязычном сегменте Интернета лит.-худож. альм. «Арт-Петербург» (1996) и первое лит. объединение «ЛИТО им. Лоренса Стерна» (1998–2001), объединившее более 60 молодых литераторов, живущих во мн. странах мира и пишущих на русском яз. Участниками этого ЛИТО были изв. впоследствии литераторы Дм. Быков, Дм. Горчев, Л. Горалик, Дм. Коваленин, Мих. Бару, Макс Немцов, О. Родионова, В. Смоленский и др. Среди литераторов, «открытых» изд-вом Ж., издавшим перв. кн. этих авторов, можно назвать Дм. Горчева, Линор Горалик, Ксению Букшу, Еву Пунш, Веру Полозкову, Алю Кудряшеву, Александру Романову и мн. др.
В первое десятилетие нового века Ж. издал роман « Государь всея Сети », отмеченный АБС-премией в 2008, основанный на новых реалиях Интернет-эпохи, в частности, Живом журнале ( www.livejournal.com , где Ж. вёл блог с 2001 под ником maccolit), большую биографию Виктора Цоя «Цой forever», вторую часть «Путешествия рок-дилетантов» - « Альманах рок-дилетанта » и небольшую фантастич. повесть « Спросите ваши души » на тему переселения душ, в кот. продолжены осн. направления прозы Ж. - фантастика, лирика и сатира. В 2010 Ж. закончил небольшой роман « Плывун », являющийся сиквелом повести «Лестница», где действует тот же герой, что в повести, но постаревший на 40 лет. В 2011 опубл. рассказы « Прах » и « Японский бог! ».
В июле 2007 стал директором Центра совр. лит-ры и книги в СПб.
Произведения Ж. переводились на мн. языки.
Соч .: Утренний снег: сб. стих. Л., 1976; Арсик: повесть // Созвездие: сб. рассказов и повестей. M., 1978; Голоса: повести и рассказы. Л., 1977; От первого лица: повести / вст. ст. В. М. Акимова. M., 1982; Потерянный дом, или Разговор с милордом: Роман. Л., 1989; Хранитель планеты: фантаст. повести для школьного возраста. Л., 1990; Седьмое измерение: рассказы, новеллы, миниатюры. Л., 1990; Дитя эпохи: повествование в 7 ч. СПб., 1994; Лестница: повести и рассказы, библиография. СПб., 2000; Снюсь: повести и рассказы. СПб., 2000; Снежная почта: избр. стих. СПб., 2000; Фигня: роман-буфф. СПб., 2002; Спросите ваши души: повесть. СПб., 2005; Альманах рок-дилетанта: сб. СПб., 2006.; Параллельный мальчик: детские повести и рассказы. СПб., 2006; Государь всея Сети: роман. М., 2007; Цой forever: докум. роман. СПб.: Амфора, 2009; Виртуальное чтиво: сб. СПб., 2010; Сказки времён Империи: избр. проза. М.-СПб., 2010; Плывун: роман // Полдень XXI век. М., 2011.
Лит.: Воронцов В. [Рец. на сб. стих.] // Звезда. 1978. № 6; Янская И. Что кому снится // ЛГ. 1981. 2 дек.; Абель И. [Рец.] // Новый мир. 1983. № 7; Урбан А. Весело о серьезном // Лен. правда. 1983. 13 сент.; Пикач А. Характер дарования: Заметки о прозе А. Житинского // Нева. 1983. № 12; Ефремова Э. [Рец.] // Новый мир. 1988. № 2; Васильев В. Письмо к милорду // Нева. 1989. № 11; Быков Дм. Послесл. // Житинский А. Сказки времен Империи. СПб., М., 2010; Быков Дм. Памяти Александра Житинского // Сеанс. 2012. 31 янв.
Т. Вахитова