Житков Борис Степанович


ЖИТКО́В Борис Степанович [30.8(11.9).1882, Новгород - 19.10.1938, М.] - прозаик.

Отец был учителем математики, мать - пианисткой, детство в осн. прошло в Одессе. Учился в Одесской 2-й прогимна­зии в одном классе с К. Чуковским, но вновь они встретятся только через четверть века, когда их объединит лит-ра. До этой встречи осенью 1923 Ж. совершит кругосветное пла­вание, из юнги превратится в капитана, ста­нет инженером-кораблестроителем, всю жизнь будет учиться. Эту жадность к учению отмечает и его школьный приятель: «Я при­надлежал к той ватаге мальчишек, которая бурлила на задних скамейках и называлась „Камчаткой”. Он же сидел далеко впереди, молчаливый, очень прямой, неподвижный, словно стеной отгороженный от всех осталь­ных. Нам он казался надменным. Но мне в нем нравилось все, даже эта надменность» (К. Чуковский). Самостоятельность, рассудительность выделяли его в среде свер­стников; еще будучи гимназистом, он зани­мался рев. деятельностью, и весь­ма серьезно.

В 1906 Ж. окончил естественное отд. Новороссийского ун-та, а позже (в 1916) - кораблестроительное отд. Пг. политехнического ин-та. По­лучив чин мичмана, был командирован в Ан­глию - принимать моторы для самолетов. Все же осн. школой для него стало море, это и понятно: вырос он в порту, все дяди его бы­ли адмиралами, с юности осваивал он мор­ские профессии.

Только в 1923 Ж. приедет в Пг. в поисках работы и неожиданно для самого себя начнет писать. Лит-ра и усилия К. Чуков­ского пересилили стремление стать художни­ком, заставили отложить в сторону любимую скрипку. Здесь пригодились и самые разные знания, и огромный жизненный опыт, и неис­сякаемое науч. любопытство. Перв. рассказ « Шквал » (позднее печатался под назв. « На воде ») был опубл. в ж. «Воробей» в 1924. Ж. становится редактором науч.-по­пулярных книг в Госиздате. Это время выра­ботки самостоятельной худож. позиции. «Мне страшно интересно выдержать, не сорваться, ни на йоту не отступить от реальности, чтоб все было с детской точки зрения, ни порошин­ки сентиментализма или романтики и ни на одну секунду не прерывающийся интерес к фабуле», - отмечает Ж. в одном из писем (Памятные книжные даты. 1982. М ., 1982). Вскоре выходит его перв. сб. « Злое море » (1924), почти сразу за ним - второй, « Морские истории » (1926). Ж. продолжа­ет искать новые формы тв-ва для детей, активно сотрудничает с Н. Олейниковым, Д. Хармсом, Евг. Шварцем, художниками А. Пахомовым и П. Соколовым.

Ж. подчеркивал, что ребенок «рвется в мир взрослых» и задача лит-ры - помочь ему в этом. Рассказы его не просто, а жесто­ко реалистичны (это подчеркнуто и названи­ем перв. сб.). Сила, воля, храбрость - оп­ределяющие понятия в той системе воспита­ния, кот. отстаивал Ж. В статье « Храб­рость » он замечает: «Я не столько боялся са­мой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делает­ся... Я знал, что по-французски „трус” и „подлец” - одно слово: „ляш”. И верно, думал я: трусость приводит к подлости». Такая позиция определяет отношение Ж. и к героям его рассказов, прежде всего - на морскую тематику (« Ме­ханик Салерно», «Под водой», «Поги­бель » и др.). Характеры героев раскрывают­ся в момент наивысшего напряжения сил и во­ли: в борьбе с пожаром, наводнением, когда пароход сел на мель или затерт льдами. Нравств. маяком всегда оказывается человек мужественный, готовый прийти на помощь, смелый не из тщеславия, а от любви к людям. Рассказы Ж. о животных также цен­ны не только с научно-познавательной сторо­ны, но и с воспитательной, в отношении к жи­вотным проявляется степень человечности (« Рассказы о животных », 1935). Науч.-производств. рассказы и повести Ж. представляют особый интерес. Сначала он ведет специальные разделы в ж-ле «Воробей» («Новый Робинзон»): «Как люди работают», «Бродячий фотограф», «Мастеровой»; поз­же появляются книги « Паровоз », « Паро­ход», «Река в упряжке», «Гривенник», «Про эту книгу » и др., в кот. популяр­но рассказано об изобретении и создании окружающих человека вещей: как печатают монеты, варят сталь, как работает электро­станция и что такое азбука Морзе.

«Именно перипетии научной мысли, про­валы и удачи гениальных исследователей - вот что должно драматизировать „производ­ственную книгу”»,- пишет он в ст. 1936 « О „производственной” книге ». Ж. стремится к выразительности и наглядности («Про эту книгу»), вводит элементы игры (« Одень меня », 1928), пишет рассказы-ин­струкции (« Буер-самоделка »).

Ж. мечтал стать не только детским, но и «взрослым» писателем. Уже в 1926 он начинает писать роман « Виктор Вавич » (1-я кн. 1929; 2-я кн. 1931, опубл. 1934; кн. 1–3 опубл. 1941). В романе много действую­щих лиц, но на перв. план выведены два ге­роя: Виктор Вавич, пошедший служить в поли­цию (действие происходит в уездном городе в 1904) и завербованный в секретные со­трудники Башкин. В сущности, роман - это история нравств. падения околоточно­го Вавича, но мысль писателя была обращена к проблемам общего характера и гораздо более совр.: «Книжка-то очень современная, но изображено (внешне) старое. Кажется, будто это анахронично, только поверхност­ным критикам. Разумеется, что в чеховские времена я так бы не писал».

Однако от детской лит-ры Ж. не уходит, напротив, накопив лит. опыт, определив пе­дагогич. позицию, он обращается к са­мому маленькому и самому взыскательному читателю. Таковы изданные уже после смерти писателя сб. « Что бывало » и « Помощь идет », а также знаменитая энциклопедия для малышей « Что я видел » (1938). К этой сво­ей посл. кн. Ж. отнесся с огромным вниманием, справедливо понимая, что в жиз­ни каждого человека есть очень короткий пе­риод, когда он вправе получить ответ на лю­бой вопрос. К такому серьезному разговору с «почемучками» 4–6 лет и приступает Ж., ориентируясь на педагогические взгляды, в частности, Л. Толстого и К. Ушинского. Что­бы ввести ребенка в многосложный взрослый мир, предстающий на страницах книги, авто­ру потребовался помощник - герой, мальчик Алеша, его детский характер, его взгляды, поступки и, конечно, вопросы. 4-летний Але­ша отправлен автором в путешествие по стране, на его пути возникает множество не­ожиданных - и драматических, и комичес­ких ситуаций - он сталкивается со многими, очень разными людьми, непосредственно, эмоционально реагируя на то новое, что от­крылось ему в эти дни.

Кн. Ж. не устаревает прежде всего благо­даря своей энциклопедичности, все новые и новые поколения читателей с волнением го­товы сопереживать герою, а автор каждому из этих поколений становится другом, собе­седником, радостно и удивленно открываю­щим вместе с читателем и для самого себя ог­ромный мир Земли.

Соч.: Злое море. M., 1924; Морские истории: рас­сказы для детей. М.-Л., 1926; Виктор Вавич: роман: в 3 кн. М., 1941 (М., 1999); Храбрость // Детская лит-ра. 1939. № 9; Морские истории. М., 1972; Семь огней: очерки, рассказы, повести, пьесы. Л., 1982; Рассказы о животных. М., 1989; Рассказы для детей. М., 1998.

Лит.: Жизнь и тв-во Бориса Житкова: сб. М., 1955; Чуковская Л. Борис Житков. М., 1955; Шкловский В. Писатель Борис Житков и традиции русской лит-ры // Шкловский В. Старое и новое. М., 1966; Ивич А. Борис Житков // Ивич А. Воспитание поколе­ний. 4-е изд. М., 1969; Чуковский К. Борис Житков // Чуковский К. СС. М., 1965. Т. 2; Черненко Г. Вечный Колумб: Биогр. очерк (О Б. С. Житкове). Л., 1982; Казак В. Лексикон русской лит-ры ХХ в. М., 1996.

А. Павловский

  • Житков Борис Степанович