Жванецкий Михаил Михайлович


ЖВАНЕ́ЦКИЙ Михаил Михайлович (наст. отчество Маневич) [6.3.1934, Одесса] ¾ писатель-сатирик, драматург, эстрадный исполнитель.

Родился в семье врачей. Отец ¾ Жванецкий Эммануил Моисеевич, мать ¾ Раиса Яковлевна. В 1956 окончил Одесский ин-т инженеров морского флота (фак-т механизации портов), специальность ¾ «инженер-механик подъемно-транспортного оборудования портов». С 1956 по 1960 работал сначала в Одесском морском торговом порту механиком, потом ¾ в Центр. проектно-конструкторском бюро.

Ж. начал творч. деятельность в студ. годы (1951–56), будучи комсоргом и участвуя в самодеятельности (студенческие капустники): писал монологи, миниатюры, кот. сам исполнял. В 1954 в ин-те познакомился с Вик. Ильченко, вместе с кот. организовал студ. театр эстрадных миниатюр «Парнас-2». В 1958 состоялись перв. выступления Ж. с Ильченко. В 1960 на одну из репетиций театра пришел Роман Карцев (Кац). Так образовался творч. дуэт эстрадных артистов Карцев ¾ Ильченко, а Ж. стал их пост. автором.

Начало творч. популярности Ж. связано в значительной мере с Л-дом. В нач. 1960-х в Одессе проходили гастроли Лен. театра миниатюр. Его худ. рук. А. Райкин был приглашен на представление театра «Парнас-2» (спектакль «Я иду по улице» ). В результате Карцев и Ильченко вошли в труппу лен. театра миниатюр, а Ж. в 1964 был назначен на должность зав. лит. частью театра Райкина. В 1967 началась подготовка программы «Светофор» , в кот. вошли одни из самых изв. миниатюр Ж. ¾ «Авас» ,«Век техники» ,«Дефицит» . Ж. написал более 300 монологов, юморесок, миниатюр (преимущественно для Карцева и Ильченко), среди кот. «Слова. Слова…» ,«Личный опыт» ,«Города» ,«День полный жизни» ,«Звание¾ человек» («Дедушка с внуком Юзиком» ), «Участковый врач» и др. Миниатюра «В греческом зале» в исполнении А. Райкина вошла в золотой фонд сов. эстрады. В эти годы произведения Ж. исполнял и С. Юрский, тогда живший в Л-де и игравший на сцене БДТ. Вместе с Лен. театром миниатюр Ж., Карцев и Ильченко гастролировали в Румынии и Болгарии.

Спустя некот. время Ж., Карцев и Ильченко ушли из театра Райкина (организовав свой ¾ Одесский театр миниатюр). Райкин вспоминал, что расставались они конфликтно, но «бытовая, житейская линия… взаимоотношений с течением времени вновь выровнялась». Уход Ж. Райкин объяснял переходом тв-ва писателя-юмориста на новый уровень, когда автор начинает общаться с публикой напрямую, а не через артистов, когда складывается его собств., неповторимый стиль. Сказывалась, как писал Райкин, «диалектика жизни» (Райкин А. Воспоминания. М., 1998). Карцев пояснял, что их уход ¾ «это путь к самостоятельному пути в поисках жанра, в поисках своей формы и содержания» (Р. Карцев. Я лечу в самолете один: Памяти Виктора Ильченко // Магазин Жванецкого. Сб.: в 2 т. Кн. первая. № 01–№ 25. М ., 2006). По словам последнего, Ж. был уволен из театра Райкина «за чтение своих произведений».

Для Одесского театра миниатюр Ж. подготовил три программы: «Как пройти на Дерибасовскую» ,«Встретились и разбежались» ,«Искренне ваш» . Спектакль «Встретились и разбежались» имеет сложную жанровую структуру: здесь есть и фарс, и трагикомедия, и лирич. миниатюры. Спектакль «Искренне ваш» ¾ это представление, составленное из миниатюр Ж. В этой программе появляется особый лирич. герой, кот. нетрадиционен для произведений сатирического жанра. Это человек средних лет, кот. знал и радости, и тревоги, но не остался равнодушным к хорошему. Однако он ощущает собств. слабость и боится потеряться в повседневной суете, став равнодушным к окружающему миру. Создатель спектакля предлагает зрителю увидеть в герое самого себя. Представление не сопровождается столь громким смехом публики: зритель, как и герой, чувствует растерянность перед жизнью. Спектакль носит экспериментальный характер не только ввиду появления нового героя, но и потому, что здесь реализуются новые принципы работы ¾ «на перепутье между драматическим искусством и искусством художественного чтения» («Старт в микроспринте» / беседа с Карцевым и Ильченко) // Театр. 1987. № 6).

Исполнители произведений Ж. Карцев и Ильченко, как отмечают театр. критики, смогли передать все особенности драматургии Ж. Один из приемов, характерный для тв-ва Ж., кот. подчеркивают актеры при исполнении, ¾ это прием гротеска, являющийся способом глубокого раскрытия темы. Это особый гротеск, кот. позволяет актерам обосновать психологически самые невероятные поступки героев. Мн. сценки, написанные Ж., могут быть названы «психологическими парадоксами». Напр., в сценке «Везучий и невезучий» встречаются старые приятели: удачливый и неудачник. Парадокс заключается в том, что пожалеть стоит удачливого, т.к. его жизнь, кот. кажется успешной, на самом деле неинтересна. Поэтому сценка оказывается не просто смешной: она исполняется с внутренним драматизмом. Жанровые особенности и тематика сценок, интермедий разнообразны. «Здесь и остросатирическая сценка “Ставь птицу” , где осмеиваются работники, привыкшие решать дела за бутылкой. И шуточный номер “Студенты на экзаменах” , играемый уморительно смешно». Есть и моноспектакль с завязкой, развитием действия, развязкой (монолог Карцева с воображаемым человеком ¾ стариком, приставшим к нему). «Героям Карцева свойственна экспансивность, неуемность, и в то же время они внутренне податливы, подчас лиричны. А герои Ильченко более сдержанны, категоричны, жестки» (Захаров Е. Веселые одесситы // СЭЦ. 1973. № 9). Сами артисты отмечали, что их герой ¾ это «жизненная ситуация»: «…Нет у нас, оказывается, ни положительных, ни отрицательных героев… Есть жизненные ситуации, в кот. мы со своими героями попадаем…» («Старт в микроспринте»).

Реж. А. Белинский в книге мемуаров рассматривает особенности творч. манеры Ж. В произведениях Ж. встречаются только парадоксальные ситуации, кот. «найдены с точным чувством времени». «Если пьяница рассказывает, где он провел выходной день, то ни в коем случае не в кабаке или вытрезвителе, а в Эрмитаже, греческом зале». В сатирич. героях Ж. обязательно гиперболизирована какая-то определенная черта: напр., плохой школьник ¾ «это не просто плохой ученик, а десятилетний циник, вымогающий три рубля под предлогом смерти любимой учительницы». Диалоги в произведениях построены точно, лаконично, просто. Одна из наиболее важных особенностей тв-ва Ж. заключается в том, что автор смешит публику ситуациями, сюжетами, характерами, «глубоко драматичными по существу»: «искусство смешить только тогда становится высоким искусством, когда “сквозь видимый миру смех просвечивают незримые миру слезы”» (Белинский А. Записки старого сплетника. М., 2002).

О творч. манере Ж., его популярности размышляют как театр. критики, так и писатели. Одной из важнейших характеристик юмора Ж. считается то, что он «возвращает юмору его главное (и просто решающее) качество, давно утраченное и забытое… Он возвращает юмору трагедийность. Потому что подлинный юмор всегда трагичен по своей природе, он исходит из трагедии жизни и всегда в нее возвращается» (Карабчиевский Ю. Новая лит-ра ¾ это лит-ра отсутствия // Время и мы. М.-Нью-Йорк, 1994. № 124).

Произведения Ж. подвергались критике по «идеологическим соображениям». Его обвиняли в «нездоровой тенденциозности», его выступления называли «безответственными», в миниатюрах обнаруживали тенденциозную, злобную критику сов. жизни (Документы свидетельствуют: Из фондов Центра хранения совр. документации (ЦХСД) / публ. З. Водопьяновой, Т. Домрачевой, Г.-Ж. Муллека // Вопросы лит-ры. М., 1994. Вып. 5).

В 1972 Ж. пригласили в Моск. театр миниатюр (с 1987 театр «Эрмитаж») на должность помощника гл. режиссера. Это был один из самых посещаемых театров, в кот. было сложно достать билеты. И. Сафонов, директор театра, объяснял такую популярность спектаклей и представлений приходом Ж., Карцева и Ильченко: «Сатирическая драматургия М. Жванецкого необычна по форме, незаурядна по обаянию, глубока по мысли <…>. Литература Михаила Жванецкого заставляет думать, решать, искать и артистов, и режиссеров, и зрителей» (Альбинин В. Браво, сатира! // СЭЦ. 1985. № 10). Перв. спектакль Ж., который был показан на сцене Моск. театра миниатюр, ¾ «Избранное» (исполнители ¾ Карцев, Ильченко). Затем был поставлен спектакль «Когда мы отдыхали», в котором были задействованы и актеры театра. Моноспектакль Карцева «Искренне ваш» был восстановлен и с успехом шел на сцене театра.

С 1972 по 1974 Ж. был реж.-постановщиком Гос. концертно-гастрольного объединения «Росконцерт».

В 1978 был принят в СП СССР (ЛО).

В 1980 вышла перв. книга Ж. «Встречи на улицах» .

В 1981 Ж. был назначен лит. сотрудником в изд-ве «Молодая гвардия», где работал до 1983.

В 1984 состоялась премьера спектакля «Браво, сатира!» (реж. Р. Виктюк), в кот. вместе с Карцевым и Ильченко играет актриса театра на Малой Бронной В. Раецкая. В спектакль вошли миниатюры «Танк» ,«Раки» ,«На складе» ,«Обед» и др. Сам Ж. отмечал, что спектакль противоречив, «потому что он написан как эстрадный, а поставлен как театральный», поэтому он получился не очень удачным (Сборная «звезд» / Беседа с М. Жванецким // Эстрада: что? где? зачем? М., 1988).

В 1987 состоялась постановка спектакля «Птичий полет» (реж. М. Розовский).

В 1987–89 опубл. роман Ж. в фельетонах, монологах и диалогах «Жизнь моя, побудь со мной!» в лен. ж-ле «Аврора».

В 1988 Ж. организовал свой Моск. театр миниатюр.

Ж. с теч. времени все чаще стал писать «грустные, интимные вещи» (Райкин А. Воспоминания. М., 1998). Такую эволюцию своего тв-ва (по сути, от смешного к грустному) Ж. объяснял, во-первых, тем, что «сказывается возраст», во-вторых, тем, что «все становится или трагичным, или истеричным»: «Смеха стало меньше, и, чтобы набрать свой успех, мне нужно время. А я не могу уйти без успеха» (Сборная «звезд»).

В 1989 поставлен спектакль «Политическое кабаре». Идея спектакля связана с первым съездом народных депутатов. Осн. цель автора ¾ высказать собств. мнение по различным спорным вопросам, обозначить свою позицию. Но «это еще и уяснение места человека-творца, человека-художника и его отношения к жизни во все времена». Образы, найденные автором и воплощенные актерами ранее, присутствуют и в этом спектакле, однако здесь происходит творческий поиск, реализуется творческий эксперимент. Герои-антиподы являются загадкой для зрителя. Это «символы полярных восприятий любых событий, происходящих на сцене и в жизни»: оптимизма и пессимизма, уверенности в себе и растерянности, сомнения. Но это люди, которые привыкли жить и действовать по чьей-либо указке и менять маски веселости и грусти «в зависимости от полученной установки “О мерах по дальнейшему развитию…” или предписаний инструкции “О порядке проведения…”» (Тихомиров В. Политическое кабаре // СЭЦ. 1990. № 2). Это был посл. спектакль, в кот. играл Ильченко (умер в 1992).

В 1989 вышел сб. произведений Ж. «Год за два» . В предисл. к сб. А. Битов определяет феномен Ж.: «Жванецкий ¾ это уже не человек, и не текст, и даже не сама наша действительность. Жванецкий ¾ это наиболее естественное отношение к этой действительности». Эффект Ж., по Битову, заключается в том, что «мы не его слышим. Мы слышим себя. Свой внутренний монолог…» (Битов А. Под куполом гласности // Жванецкий М. Год за два. М., 1989).

С 1991 издавался иронический ж-л Ж. «Магазин», кот. получил премию «Золотой Остап» как лучший ж-л в жанре сатиры и юмора. Первоначально ж-л назывался «Magazine». Гл. ред. был С. Лившин (работал в отделе фельетонов «Известий»). В 1993 гл. ред. стал И. Иртеньев. В ж-ле публиковались как неизв. авторы, так и именитые писатели (Л. Петрушевская). Последний, 50-й выпуск ж-ла, вышел в 2003.

В 1993 состоялась премьера спектакля «Моя Одесса» (посвящен памяти Ильченко) в Моск. театре «Эрмитаж». В том же 1993 вышел сб. произведений Ж. «Моя Одесса» .

В 1994 состоялся юбилейный вечер Ж. в Нью-Йорке, в концертном зале «Карнеги-холл».

С 1994 Ж. ¾ почетный гражданин Одессы. Был награжден орденом «Дружбы народов». Стал лауреатом независимой премии «Триумф».

В 1999 был поставлен спектакль «Престарелый сорванец» (к 60-летию Карцева). В том же 1999 Ж. стал народным артистом Украины.

В 2001 вышло «Собр. произведений» Ж. в 4-х т. (I т. ¾ 1960-е, II ¾ 1970-е, III ¾ 1980-е, IV ¾ 1990-е), а в 2006 был выпущен V том под назв. «XXI век».

В 2001 Ж. стал Заслуж. деятелем искусств РФ и лауреатом премии Президента РФ в обл. лит-ры и искусства, в 2002 - Заслуж. деятелем искусств Автономной Республики Крым.

С 2002 выходит ежемесячная передача «Дежурный по стране» на канале «Россия», в кот. Ж. рассказывает о своем отношении к происходящим в России и мире событиям. Ведущие ¾ Ж. и А. Максимов. В 2006 передача получила премию «ТЭФИ» в номинации «Развлекательная программа: юмор».

В 2009 по случаю 75-летия со дня рождения Ж. бульвар Искусств г. Одессы был переименован в честь писателя-сатирика (бульвар Михаила Жванецкого). В том же году получил орден «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени.

В 2009 писатель, драматург Е. Гришковец в своем «Живом ж-ле» (Интернет-дневник) поделился своим восприятием тв-ва Ж и определил героя его произведений: «Он создал целый язык и предъявил миру нового героя <…>. Герой Жванецкого ¾ это не герой фельетонов, не критикуемый сатирой сквалыга, бюрократ или другой остро социальный персонаж <…>. Герой Жванецкого совершенно не отделим от самого Михаила Михайловича <…>. Огромное количество текстов складываются в роман жизни этого героя. А главная тема, главный вопрос, главное переживание этого героя ¾ это: что за страна, в которой он живет, что за время мы все переживаем и почему он так все это сильно любит, что жить без этого не может?..» ( http://e-grishkovets.livejournal.com/64030.html#cutid1 ).

Театр. критики, журналисты и творч. деятели, размышляя о развитии творч. манеры Ж., отказываются определять обл. его деятельности, признавая его феноменальность: «Жванецкому позволено все. Потому что он давно уже не писатель, не артист, не сатирик: он символ» (Езерская Б. Михаил Михайлович Жванецкий как он есть // Vestnik, vol. 10.1. № 13 (194). June 23. 1998). Его тв-ву не дают и однозначного жанрового определения, называя этот сложный жанр просто ¾ Жванецкий.

В 2010 учрежден лит. конкурс им. М. Жванецкого на лучшее сатирич. произведение.

Ж. ¾ президент Всемирного клуба одесситов, член Русского ПЕН-центра, член президиума Российского еврейского конгресса.

В нояб. 2012 в театре им. Вахтангова был дан бал «Хрустальной Турандот» в честь Ж. В мероприятии приняли участие В. Гафт, И. Чурикова, М. Аронова, А. Макаревич и др.

В 2012 опубл. новую кн. «Женщины» , в кот. « собрал своих любимых женщин под одной обложкой» (Знакомые незнакомки // Огонек. № 25 / 5234). В этой кн. «Михаил Михайлович перенес на бумагу свою манеру речи - насыщенную паузами и неожиданными риторическими фигурами, безжалостно перекореженную знаками препинания, внешне иррациональную, но беспощадно точную в донесении единственно задумываемой мысли <…>» (Е. Мельников). Кн. «Женщины», по мнению критиков, «получилась “вне возрастов”: со стремительностью автомата, подающего теннисные мячики, писатель выбрасывает сценки, посвященные женскому темпераменту - мать, неверная жена, верная (но в глубине своей - все равно неверная) жена, юная кокетка, знающая себе цену дама, которая отлично умеет по глазам мужчин догадываться, сколько денег осталось у них в кошельке <…>» (Там же). Ее рекомендуют не для чтения, а для прочтения вслух, напр., в обществе друзей или женщин, у кот. хорошее чувство юмора.

В 2012 получил звание народного артиста РФ.

Соч.: Встречи на улицах. М., 1980; Год за два. М., 1989; Моя Одесса. М., 1993; Не все потеряно! Сб. Иркутск, 1993; Собр. произведений: в 4 т. М., 2001; Одесские дачи. Одесса, 2004; Мой портфель. Киев, 2004; Собр. произведений: в 5 т. Т. 5: Двадцать первый век. М., 2006; Магазин Жванецкого. Сб.: в 2 т. М., 2006; Тщательней… М., 2008; Шлягеры (аудиокн. на 2-х CD). М.: Время, 2008; Избр. М.: Эксмо, 2008 (2010, 2011); Не продолжай короткое: Высказывания. М.: Время, 2010.; Жаркое лето. М.: Время, 2011; Женщины. М., 2012; Южное лето (Читать на Севере). М.: Эксмо, 2014.

Лит.: Захаров Е. Веселые одесситы // СЭЦ. 1973. № 9; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Альбинин В. Браво, сатира! // СЭЦ. 1985. № 10; Альбинин В. Соло для двоих // СЭЦ. 1987. № 4; «Старт в микроспринте» / Беседа с Карцевым и Ильченко // Театр. 1987. № 6; Райкин А. Воспоминания. М., 1998; Казинцев А. Очищение или злословие? // Наш современник. 1988. № 2; Сборная «звезд» / беседа с М. Жванецким // Эстрада: что? где? зачем? М., 1988; Битов А. Под куполом гласности // Жванецкий М. Год за два. М., 1989; Двинский И. Признание // Огонек. 1989. № 28; Тихомиров В. Полит. кабаре // СЭЦ. 1990. № 2; Карабчиевский Ю. Новая лит-ра ¾ это лит-ра отсутствия // Время и мы. М.; Н-Й., 1994. № 124; Литвинов В. Жванецкий как парадигма: Попытка сформулировать // ЛГ. 1997. № 17; Документы свидетельствуют: Из фондов Центра хранения соврем. документации (ЦХСД) / публ. З. Водопьяновой, Т. Домрачевой, Г.-Ж. Муллека // Вопросы лит-ры. М., 1994. Вып. 5; Езерская Б. Михаил Михайлович Жванецкий как он есть // Vestnik, vol. 10. 1. № 13 (194). June 23. 1998; Белинский А. Записки старого сплетника. М., 2002; Иртеньев И. Предисл. От завмага // Магазин Жванецкого. Сб.: в 2 т. Кн. 1. № 1– 25. М ., 2006; Знакомые незнакомки // Огонек. № 25 (5234); Мельников Е. <http://www.newslab.ru/review/456715>.

О. Слюсаренко

  • Жванецкий Михаил Михайлович